Социального государства



Определение цели предполагает постановку задачи, для формулировки которой используют средства логического, социального, экономического и другого характера. Эта функция опира-

В современной литературе риск обычно интерпретируется как вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся формированием и действием вредных факторов, и нанесенного при этом социального, экономического, экологического и других ущерба. В данном случае понятие риска следует интерпретировать математическое ожидание ущерба, возникающего при авариях, катастрофах и опасных природных явлениях [3], оценка риска определяется произведением вероятности аварии (опасного события) на величину ожидаемого эколого-экономического ущерба:

Определение цели предполагает постановку задачи, для формулировки которой используют средства логического, социального, экономического и другого характера. Эта функция опира-

Факторы социального экономического эффекта при создании и эксплуатации предприятий в комплектно-блочном исполнении приведены в табл. 31 [24].

Факторы социального экономического эффекта

Рынок потребует от производителя товаров и торговли глубоких экономических знаний об адресате продукции: его социального, экономического и психологического портрета. Только на этой основе производство и торговля смогут прогнозировать потребительское поведение и оценивать возможную реакцию потребителей на любые изменения элементов рынка (предложения, розничных цен, доходов). Это вызывает необходимость апробирования новых методов анализа спроса, нашедших широкое применение в практике маркетинговой деятельности зарубежных предприятий. Речь идет о сегментации рынка.

Рынок потребует от производителя товаров и торговли глубоких экономических знаний об адресате продукции: его социального, экономического и психологического портрета. Только на этой основе производство и торговля смогут прогнозировать потребительское поведение и оценивать возможную реакцию потребителей на любые изменения элементов рынка (предложения, розничных цен, доходов). Это вызывает необходимость апробирования новых методов анализа спроса, нашедших широкое применение в практике маркетинговой деятельности зарубежных предприятий. Речь идет о сегментации рынка.

Существует также достаточно типичный перечень условий (объективно и специально созданных предпосылок) проведения успешных реформ и аналогичный перечень негативных факторов, обрекающих реформы на поражение или перерождение в контрреформы. У современных российских реформ есть две стратегии проведения, определяемые их двойной сутью. Если под личиной реформ скрыта революция, то и проводить реформу надо было революционными методами: быстро, жестко и без реформационных раздумий. Если это реформа, то необходимо изменить ее революционность. Только в этих случаях можно рассчитывать на получение искомых результатов с минимальными издержками социального, экономического и внешнеполитического' характера. Как и другие общественные процессы, реформы имеют свое начало и конец, проходят определенный жизненный цикл. И в нем почти всегда есть место для контрреформ — конкретных организационных действий, предпринимаемых, как правило, после реализации наиболее радикальных реформационных шагов. Контрреформы так же активны, как и реформы. Их проводят сами правительства (чаще в измененном составе), выбирая новый курс либо самостоятельно, либо под давлением оппозиции. В обоих случаях причина контрреформ одна, и порождает ее сама логика серьезных общественных преобразований. Чем радикальней эти преобразования, тем радикальней, как правило, контрреформы. В 1991 -1992 гг. хотели облагородить фасад (во всяком случае так говорили и писали), а вместо этого взорвали несущие опоры жизни — промыш-

Необходимо различать причуды, тенденции и мегатенденции. В отличие от тенденций причуды непредсказуемы, существуют недолго и не имеют социального, экономического или политического значения. Компания может получить неплохую прибыль на причудах (так было, например, с игрушками для животных и куклами из кусочков материи), однако успех здесь зависит прежде всего от удачи.

возможности эффективного развития были утрачены. Когда в 1983 году нефтяные деньги иссякли, самовольно возведенные лачужные поселки вокруг Лагоса, Джакарты и Каракаса остались рассадниками грязи и нищеты, сгустками социального, экономического и гражданского неблагополучия. Даже в наши дни полиция предпочитает обходить эти кварталы стороной.

Под программой понимается намеченный к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенным срокам комплекс взаимосвязанных задач и адресных мероприятий социального, экономического, научно-технического, производственного, организационного характера с указанием используемых ресурсов и источников их получения.


Задачей государства является построение социального государства, в политико-экономическом плане отличающегося и от социалистического, и от классического капиталистического государства. От первого — капиталистическим в своей основе характером образующих экономический базис производственных отношений. От второго — высокой степенью внедрения в экономику элементов госрегулирования (народнохозяйственной планомерности) и социального уравнивания граждан, т. е. того, что называется «социализацией» капитализма.

В связи с постановкой вопроса о социальном государстве важно отметить: во-первых, вне такой постановки трудно обеспечить широкую социальную поддержку проведения любого комплекса антикризисных экономических мер; во-вторых, ни в коем случае нельзя отождествлять понятия «социального государства» и «социального рыночного хозяйства». Так, применительно к последнему главный смысл госрегулирования хозяйственных процессов усматривается в «поддержании справедливой рыночной конкуренции». «Обеспечение свободной конкуренции — одна из важнейших задач государства, основанного на свободном общественном строе. Право, не будет преувеличением, если я скажу, что закон, запрещающий картели, должен был бы иметь значение необходимейшей "хозяйственной конституции". Если государство спасует в этой области, то вскоре можно будет распрощаться с "социальным рыночным хозяйством",— подчеркивал Л. Эрхард,— тогда как для социального государства естественно задействование нормативных, а в отношении госсектора — и директивных методов регулирования». Применение тех, и других (наряду с конкурентно-рыночными) отвечает реальностям высокомонополизированной российской экономики, да и социальное уравнивание граждан в социальном государстве должно быть значительно продвинутым, нежели в традиционным «социальном рыночном хозяйстве», что также соответствует нынешним реалиям России.

лет американский потенциал увеличится вдвое. Возможности же развития наших базовых отраслей (добыча сырья, тяжелая индустрия) физически резко ограничены. Зато огромны возможности развития человеческого капитала. Отсюда главное в социальной политике — инвестирование в человека. Основной ценностью новой политики должен стать «человеческий капитал» — здоровье, знания, профессионализм, интеллект, культура. Новая политика, заключается и в признании важности строительства социального государства, которое создает благоприятные условия для всестороннего развития человека, помогает сильным и защищает слабых. Это политика выступает за равенство социальных и правовых возможностей для каждого гражданина, независимо от национальности, социального происхождения, вероисповедания, языка и культуры. Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах...

В Постановлении КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П отмечено, что «субъекты Российской Федерации не вправе определять налоговые изъятия произвольно, в нарушение принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Установление налогов и сборов в отсутствие каких-либо ограничений противоречило бы провозглашенным в статье 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства»2.

Задачей государства является построение социального государства, в политико-экономическом плане отличающегося и от социалистического, и от классического капиталистического государства. От первого — капиталистическим в своей основе характером образующих экономический базис производственных отношений. От второго — высокой степенью внедрения в экономику элементов госрегулирования (народнохозяйственной планомерности) и социального уравнивания граждан, т. е. того, что называется «социализацией» капитализма.

В связи с постановкой вопроса о социальном государстве важно отметить: во-первых, вне такой постановки трудно обеспечить широкую социальную поддержку проведения любого комплекса антикризисных экономических мер; во-вторых, ни в коем случае нельзя отождествлять понятия «социального государства» и «социального рыночного хозяйства». Так, применительно к последнему главный смысл госрегулирования хозяйственных процессов усматривается в «поддержании справедливой рыночной конкуренции». «Обеспечение свободной конкуренции — одна из важнейших задач государства, основанного на свободном общественном строе. Право, не будет преувеличением, если я скажу, что закон, запрещающий картели, должен был бы иметь значение необходимейшей "хозяйственной конституции". Если государство спасует в этой области, то вскоре можно будет распрощаться с "социальным рыночным хозяйством",— подчеркивал Л. Эрхард,— тогда как для социального государства естественно задействование нормативных, а в отношении госсектора — и директивных методов регулирования». Применение тех, и других (наряду с конкурентно-рыночными) отвечает реальностям высокомонополизированной российской экономики, да и социальное уравнивание граждан в социальном государстве должно быть значительно продвинутым, нежели в традиционным «социальном рыночном хозяйстве», что также соответствует нынешним реалиям России.

лет американский потенциал увеличится вдвое. Возможности же развития наших базовых отраслей (добыча сырья, тяжелая индустрия) физически резко ограничены. Зато огромны возможности развития человеческого капитала. Отсюда главное в социальной политике — инвестирование в человека. Основной ценностью новой политики должен стать «человеческий капитал» — здоровье, знания, профессионализм, интеллект, культура. Новая политика, заключается и в признании важности строительства социального государства, которое создает благоприятные условия для всестороннего развития человека, помогает сильным и защищает слабых. Это политика выступает за равенство социальных и правовых возможностей для каждого гражданина, независимо от национальности, социального происхождения, вероисповедания, языка и культуры. Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах...

в) сделать экономику социально ориентированной. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации (1993), государство в нашей стране обязано обеспечить «достойную жизнь и свободное развитие человека». В Конституции конкретно указаны обязанности такого «социального государства».

"социального государства". Некоторым особняком в этом отношении стоит Конституция

зывает концепция социального государства, сформировавшаяся и закреп-

Принципами устройства и деятельности социального государства


Себестоимости выполняемых Совокупность управленческих Совокупности финансовых Совокупности нескольких Совокупности отношений Совокупности признаков Совокупности взаимосвязанных Современный капитализм Современный руководитель Современные исследования Современные направления Себестоимости включающей Современные технические вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика