|
Социального поведения
Активны в общественных и гражданских делах, жаждут признания своего социального положения и демонстративно тратят.
Уже отмечалось соответствие японских систем управления характерным чертам социального положения японцев и их поведения. Другими словами, эти системы направлены на активизацию способностей, присущих японскому народу, в особенности готовности к коллективным действиям.
Наряду с продажей предприятий за наличные деньги путем проведения аукционов и конкурсов Государственная программа предусматривает бесплатное получение каждым гражданином независимо от уровня доходов, социального положения, возраста, пола приватизационного чека дающего ему право на приобретение акций государственных и муниципальных предприятий на определенную сумму.
Нельзя не видеть всю серьезность социального положения в сельских районах Нечерноземья и на северо-западе страны. Оставить эту проблему в сфере действия лишь рыночного механизма — значит обречь эти регионы на дальнейшее обнищание. Стабилизация и развитие сельского хозяйства потребуют введения методов госрегулирования и стимулирования сельскохозяйственного производства: поддержания цен, бюджетных дотаций, субсидирования затрат на средства производства. Ряд вопросов связан с внешнеторговым аспектом восстановления продовольственной безопасности России. Здесь желательно выработать долговременную стратегию: в первую очередь, важно уйти от фиксации в международных договорах нынешней крайне не благоприятной ситуации в России.
Все службы управления и каждая в отдельности направляют свою работу на решение стоящих перед предприятием задач по увеличению объема производства и реализации продукции, улучшения ее качества, роста прибыли и повышения рентабельности производства, обеспечения улучшения социального положения работников предприятия. В этой связи можно считать целесообразной классификацию расходов на организационную деятельности по направлениям, с разбивкой внутри направлений расходов по статьям. Основным признаком рассматриваемой классификации должны быть виды деятельности или функции управления: административно-управленческие, по техническому управлению, управлению производством, материально-техническому обеспечению, маркетингу и сбыту продукции, обязательные налоги, сборы и отчисления, проценты за пользование банковскими ссудами, прочие расходы.
В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия, стипендии, другие пособия и льготы, например, по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры платы за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством,— других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения. Осуществляется в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось. Под сохой могли пониматься либо количество труда (фиксированное количество крестьян-работников — применялась с XIII до конца XV в. без особых изменений), либо определенный размер обрабатываемой земли, либо самостоятельные хозяйственные единицы (кузницы, кожевенные чаны, невода, лавки и др.). Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Для обложения составлялись «Книги сошного письма».
В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым, важным в настоящее время факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предприми-
Современные поколения студентов вот уже более 10 лет "воспитываются" в условиях переходных форм жизни общества, переходной экономики, государственного устройства, неустойчивых, непрерывно сменяющихся стандартов "одобряемого" социального поведения. За это десятилетие изменений произошло немало, в частности высшая школа утратила былое место в процессе воспроизводства жизни общества. Снизилась ее роль и как экономического фактора этой жизни. Высшая школа оказалась вытесненной из системы факторов экономического роста, а ее экономические функции блокированы "антикризисными" программами правительства, его непрерывной борьбой с инфляцией, стремлением "перебросить" бремя финансирования вузов из федерального бюджета на уровень областей и муниципалитетов. Стремление разрешить экономические проблемы собственными силами подстегнуло вузы к резкому увеличению набора на специальности, пользующиеся повышенным спросом (юристы, экономисты, менеджеры, психологи и пр.), что повлекло заметные "перекосы" в организации их жизни, увеличило нагрузки на традиционно ограниченную, а за последние годы морально и физически изношенную материальную базу, усилило расслоение среди студентов, преподавателей и научных работников.
Предсказание будущего социального поведения -задача более сложная, чем предсказание финансовых и экономических результатов. Создание эффективных методов управления социальным поведением на практике часто оказывается проблематично. Социальный анализ может, однако, опираться на использование опыта реализации проектов в сходных условиях.
Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет ; диспозиционная (от лат - расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Основателями этой теории были американские социологии Т. Знанецкий и Ч.Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связь между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делятся на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1).концепцию жизни и ценностные ориентации; 2).обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3).ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.
«Решение проблем человеком». Рон Харре и Пол Секорд опубликовывают «Объяснение социального поведения»
Мы не отрицаем идею о том, что внешние силы могут инициировать циклы и модели, и которую человек еще должен постичь. Например, в течение многих лет аналитики предполагают наличие связи между частотой появления пятен на солнце и ценами фондового рынка на основании того, что изменения магнитного поля влияют на массовую психологию людей, включая и инвесторов. В 1965 году Чарльз Коллинз (Charles J. Collins) опубликовал рукопись, озаглавленную "Изучение влияния активности солнечных пятен на фондовый рынок". Коллинз заметил, что с 1871 года жестокие медвежьи рынки следовали, как правило, за периодом, когда солнечная активность превышала определенный уровень. Совсем недавно, доктор Р.Бурр (R. Burr) в Blueprint for Survival сообщил, что он обнаружил поразительную взаимосвязь между геофизическими циклами и меняющимися уровнями электрического потенциала в растениях. Несколько исследований показали влияние на человеческое поведение изменений в бомбардировке атмосферы ионами и космическими лучами, которые в свою очередь подвержены лунным и планетарным циклам. Действительно, некоторые аналитики успешно используют расположение планет, которое, очевидно, влияет на активность солнечных пятен, для предсказания фондового рынка. В октябре 1970 года, издание The Fibonacci Quarterly (выпускаемое The Fibonacci Association, Santa Clara University, Santa Clara, CA) опубликовало рукопись Б.А.Рида (B.A.Read), офицера из Агентства спутниковой связи ВС США. Статья озаглавлена «Последовательность Фибоначчи в Солнечной системе» и устанавливает, что планетарные расстояния и периоды обращения соответствуют соотношениям Фибоначчи. Соответствие последовательности Фибоначчи предполагает, что здесь, возможно, существует более чем случайная связь между поведением фондового рынка и внеземными силами, влияющими на жизнь на Земле. Тем не менее, в настоящее время мы согласны допустить, что модели социального поведения в виде волн Эллиотта проистекают из интеллектуальной и эмоциональной природы людей и их результирующих поведенческих тенденций в социальной среде. Если эти тенденции инициируются или связаны с внешними силами, кому-нибудь еще придется доказать эту связь.
В течение многих лет меня представляли слушателям моих лекций как архитектора, философа, статистика, градостроителя, специалиста по исследованию операций либо как ученого, чьи интересы лежат в области теории социального поведения, теории связи и информации, организационно-экономического управления и системотехники. Однако, на мой взгляд, самая удачная характеристика моей деятельности как ученого принадлежит одному из студентов, который сказал, что Акофф занимается решением проблем. Действительно, я занимаюсь решением проблем, используя для этого все необходимые и доступные мне знания. Вначале я подходил к решаемым проблемам с общеметодологической точки зрения. Затем методология отошла на второй план, уступив место математическому подходу. В конечном итоге и общая методология, и научные методы стали моими союзниками при решении проблем. Однако по мере того, как я все в большей степени использовал и то и другое, я все больше убеждался, что даже в совокупности общая методология и научные методы не могут обеспечить вполне удовлетворительного подхода к решению проблем, т. е. ни о каком неожиданном решении, которое мы обычно называем «красивым», не может быть и речи. Последнее может быть получено только при таком подходе к решению проблем, который содержит элементы искусства, т. е. элементы творчества.
Третье направление было разработано К. Марксом, социально-экономическое учение которого предполагает восхождение модели человека от абстрактного к конкретному, от так называемого «простого товаровладельца» в I томе «Капитала» до капиталистов, представляющих промышленный, торговый и ссудный капиталы в III томе. Более детальной проработки модели человека в «Капитале» нет. -о1,. В учении К. Маркса человек предстает как персонификация 1«5ъективных экономических категорий. Капиталист — это олицетворение капитала, наделенный волей и сознанием капитал. Рабочий — персонифицированный наемный труд. Целеполагание этих хозяй--етвенных агентов детерминировано складывающимися вне их воли юёъективными экономическими отношениями. Анализ зависимости поведения человека от объективных условий, от его классовой принадлежности и вытекающих отсюда конкретных форм экономического и социального поведения является в определенной степени вполне правомерным. В то же время, те стороны мотивации деятельности человека, его целеполагания, особенностей сознания и поведения, которые лежат за пределами подчиненности объективным экономиче-.ским отношениям, выраженной интерпретации в марксистском учении не получили.
Отцы Реформации по-своему интерпретировали Ветхий Завет, где любая работа рассматривается как служение Всевышнему, богатство как благословение Божье, а собственность как управление принадлежащим Богу имуществом. И главная обязанность христианина заключается в том, чтобы исполнять свою работу честно, добросовестно, старательно. Бог дал каждому способности и наклонности для определенного занятия, и каждый должен служит Всевышнему на своем месте. Таким образом, труд становится и этической (мера социального поведения), и экономической величиной (единицей измерения богатства и дохода). В рамках этих представлений этика успеха должна обязательно сочетаться с этикой труда.
Занимаясь той или иной деятельностью, человек выступает в трех основных ипостасях: он является производителем материальных благ, он же становится потребителем этих благ, он призван координировать действия потребителей и производителей (см. рис. 11.1). Выполняя эти функции, человек реализует цели и средства управления развитием системы. В зависимости от характера системы, экономические функции человека могут расширяться. Например, в рыночной системе он может выступать в качестве производителя, потребителя, налогоплательщика и т.д. В итоге факторами человеческого воздействия на экономическую систему выступают образ жизни народа, его обычаи, культура, традиции, правила экономического и социального поведения, образующие институциональную систему общества.
• Факторы социального поведения (меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества).
Совокупности материально Себестоимости выпускаемых Совокупности предприятий Совокупности технических Совпадение интересов Современный менеджмент Современные достижения Современные международные Современные потребители Современные российские Современные требования Современных финансовых Сегментация потребителей вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|