|
Социального рыночного
157. Товмасян С. А. Ливия на пути независимости и социального прогресса. М., 1980.
Руководствуясь ленинскими указаниями, наша партия на всех этапах социалистического и коммунистического строительства рассматривала внедрение НОТ как неотъемлемую часть своей экономической политики, как действенное средство повышения производительности труда, важный фактор научно-технического и социального прогресса и постоянно проводила большую организаторскую работу в этом направлении.
Для повышения общественно-политической активности должны предусматриваться широкое вовлечение трудящихся в управление производством, движение за коммунистическое отношение к труду, совершенствование форм и методов участия работающих в планировании и управлении производством, развитие социалистического соревнования — могучего рычага экономического и социального прогресса, школы политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся.
Экономическая эффективность производства и эффективность мероприятий социального характера обусловливают и дополняют друг друга. Без решения социальных вопросов нельзя эффективно развивать производство: с другой стороны, отсутствие определенных экономических предпосылок затрудняет осуществление социального прогресса коллектива предприятия.
В соответствии с программными положениями политики КПСС результаты экономического развития и научно-технические достижения все больше используются в интересах социального прогресса. Социальная направленность планов проявляется в определяющем влиянии социальных задач на формирование народнохозяйственных пропорций, плановых заданий по развитию отдельных отраслей и регионов.
Разрабатываемые в нашей стране государственные планы — это не только планы хозяйственного строительства, развития экономики, но и планы социального развития, социального прогресса общества. Целью составления плана социального развития коллектива предприятия является разработка мероприятий, направленных на всестороннее развитие коллективов трудящихся, воспитание коммунистического отношения к труду, совершенствование социалистического образа жизни, т. к. заданий и мероприятий, непосредственно относящихся к социальным вопросам.
На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС было указано на необходимость создания более совершенного экономического механизма управления общественным производством, создания оптимального сочетания общегосударственных и хозрасчетных интересов. "Главный вопрос в теории и практике социализма - как на социалистической основе создать более мощные, чем при капитализме, стимулы экономического, научно-технического и социального прогресса, как наиболее эффективно соединить плановое руководство с интересами личности и коллектива. Это самый сложный вопрос, ответ на который искала и ищет социалистическая мысль и общественная практика. На нынешнем этапе социализма значение этого вопроса неизмеримо возрастает"1.
судьбы страны. Вместе с тем это - своеобразный отклик на глобальные проблемы современности. Упадок, деформация образования, его несоответствие требованиям общественного развития - важнейшая составляющая кризиса общества, нередко предшествующая ему, которая не только катализирует, но и в немалой степени детерминирует его, будучи в свою очередь порождением болезней общества и, прежде всего, ошибок и пороков политики государства. Дегуманизация образования есть вместе с тем и дегуманизация общества, его институтов и отношений. Этот процесс подрывает национальную безопасность, перспективы социального прогресса, сужает горизонты демократии и выхолащивает ее ценности, превращая жизнь человека в функционирование в обездушенном техносоциуме.
Проблема использования связей обучения с профессиональными знаниями нефтегазового производства весьма актуальна, и ее решение требует совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения, приведения их в соответствие с достижениями научно-технического и социального прогресса.
Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей—обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.
В связи с этим важен другой вывод. Можно сколько угодно дискутировать об оптимальности налогообложения, но не прийти к логическому завершению дискуссии, потому что сделать налогообложение оптимальным можно лишь при условии достаточности доходов у государства и у граждан для покрытия всех их потребностей. Именно данное условие является определяющим для того, чтобы утвержденные в законе налоговые формы (виды налогов и условия их сбора) были истинными носителями сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение», реализовали свой потенциал. Налоговые категории, используемые подобным образом на практике, способны(!) быть методом управления воспроизводственными пропорциями. Конструируемые вне связи с базисом налоговые формы превращаются в волюнтаристский диктат со стороны государства, становятся в конечном счете препятствием на пути экономического и социального прогресса. Социально ориентированная модель или модель «смешанной экономики)), включает в себя довольно широкий спектр вариантов, среди которых ориентация на европейские социальные модели («шведский социализм», германская модель «социального рыночного хозяйства»), российская социал-демократическая модель в ее различных вариациях, концепции активной роли государства в промышленной и социальной политике, социал-технократические подходы. Часто она идентифицирует себя в качестве «третьего пути» между либерализмом и ортодоксальным социализмом.
В связи с постановкой вопроса о социальном государстве важно отметить: во-первых, вне такой постановки трудно обеспечить широкую социальную поддержку проведения любого комплекса антикризисных экономических мер; во-вторых, ни в коем случае нельзя отождествлять понятия «социального государства» и «социального рыночного хозяйства». Так, применительно к последнему главный смысл госрегулирования хозяйственных процессов усматривается в «поддержании справедливой рыночной конкуренции». «Обеспечение свободной конкуренции — одна из важнейших задач государства, основанного на свободном общественном строе. Право, не будет преувеличением, если я скажу, что закон, запрещающий картели, должен был бы иметь значение необходимейшей "хозяйственной конституции". Если государство спасует в этой области, то вскоре можно будет распрощаться с "социальным рыночным хозяйством",— подчеркивал Л. Эрхард,— тогда как для социального государства естественно задействование нормативных, а в отношении госсектора — и директивных методов регулирования». Применение тех, и других (наряду с конкурентно-рыночными) отвечает реальностям высокомонополизированной российской экономики, да и социальное уравнивание граждан в социальном государстве должно быть значительно продвинутым, нежели в традиционным «социальном рыночном хозяйстве», что также соответствует нынешним реалиям России.
В выборе путей развития общества имелось несколько вариантов, а именно: перевод экономики на путь социального рыночного хозяйства, или капиталистического, либерально-капиталистического, государственно-капиталистического хозяйствования1.
Социально ориентированная модель или модель «смешанной экономики», включает в себя довольно широкий спектр вариантов, среди которых ориентация на европейские социальные модели («шведский социализм», германская модель «социального рыночного хозяйства»), российская социал-демократическая модель в ее различных вариациях, концепции активной роли государства в промышленной и социальной политике, социал-технократические подходы. Часто она идентифицирует себя в качестве «третьего пути» между либерализмом и ортодоксальным социализмом.
В связи с постановкой вопроса о социальном государстве важно отметить: во-первых, вне такой постановки трудно обеспечить широкую социальную поддержку проведения любого комплекса антикризисных экономических мер; во-вторых, ни в коем случае нельзя отождествлять понятия «социального государства» и «социального рыночного хозяйства». Так, применительно к последнему главный смысл госрегулирования хозяйственных процессов усматривается в «поддержании справедливой рыночной конкуренции». «Обеспечение свободной конкуренции — одна из важнейших задач государства, основанного на свободном общественном строе. Право, не будет преувеличением, если я скажу, что закон, запрещающий картели, должен был бы иметь значение необходимейшей "хозяйственной конституции". Если государство спасует в этой области, то вскоре можно будет распрощаться с "социальным рыночным хозяйством",— подчеркивал Л. Эрхард,— тогда как для социального государства естественно задействование нормативных, а в отношении госсектора — и директивных методов регулирования». Применение тех, и других (наряду с конкурентно-рыночными) отвечает реальностям высокомонополизированной российской экономики, да и социальное уравнивание граждан в социальном государстве должно быть значительно продвинутым, нежели в традиционным «социальном рыночном хозяйстве», что также соответствует нынешним реалиям России.
рия социального рыночного хозяйства), включающие анализ и теоретическое
Для социального рыночного хозяйства характерны следующие
Отмеченные особенности социального рыночного хозяйства не от-
Концепция социального рыночного хозяйства, разработанйая В. Ойкеном и его коллегами, своей популярностью обязана эффективной экономической политике Эрхарда, обеспечившей чрезвычайно высокие темпы роста. Это была политика так называемого среднего пути. Она направлена на сглаживание социальных противоречий, всемерную поддержку предпринимательства, создание условий для роста жизненного уровня средних слоев населения.
Основываясь на теории неолиберализма, профессор Эрхард создал собственную концепцию социального рыночного хозяйства и воплотил ее на практике, обозначив тем самым новый, блестящий этап развития экономической теории и ее реальных социальных результатов.
3 Не случайно сам термин «социальное рыночное хозяйство» появляется в работе именно немецкого экономиста Мюллер-Армака в 1947 г. Работа называлась «Регулирование экономики и рыночное хозяйство». В своей концепции социального рыночного хозяйства Мюллер-Армак провозгласил активную социальную политику, подчиненную принципу социальной компенсации. Социальным это рыночное хозяйство становится потому, что вытекающее из процесса производства функциональное распределение доходов и собственности превращается посредством социальной политики в общественно желательное персональное распределение доходов. Кроме бюджетных дотаций малоимущим Мюллер-Армак к другим формам социальной политики причислял создание развитой системы социального страхования и достойной человека социальной инфраструктуры.
Совокупности нескольких Совокупности отношений Совокупности признаков Совокупности взаимосвязанных Современный капитализм Современный руководитель Современные исследования Современные направления Себестоимости включающей Современные технические Современных экономико Современных компьютерных Современных математических вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|