Социально ответственной



риями. Элементами социально ориентированного рыночного экономического мышления выступают такие черты государственнического мышления, как социальная ориентированность, осознание необходимости социальной защищенности, предсказуемости положения индивидов. Чертами социально ориентированного рыночного мышления являются также осознание необходимости многообразия форм хозяйствования, партнерство, неконфрон-тационность, уважение законности и норм нравственности в экономической деятельности, цивилизованность.

Рыночные преобразования идут весьма противоречиво. Они пока не обеспечили необратимого поворота дел к лучшему. Предстоят дальнейшие целенаправленные усилия по экономической стабилизации, структурной перестройке, стимулированию производства и инвестиций, усилению социальной направленности реформ. Без этого нельзя добиться должного прогресса в решении задач утверждения социально ориентированного рыночного экономического мышления.

Ведущее место среди духовного характера направлений формирования современного социально ориентированного рыночного экономического мышления занимает развитие экономической теории. Оно оказывает воздействие на участников экономических отношений не прямо, а опосредованно — через влияние на экономическую политику, а также через различные формы образования и воспитания. Сейчас идет процесс преобразования теоретико-экономических представлений, выработки новой парадигмы экономической теории. Представителям экономической теории для успешного ее развития и выработки эффективных практических рекомендаций не уйти от необходимости обращения к различным истокам. В каких-то условиях одни, в иных другие теории будут точнее отражать состояние экономики, высвечивать более эффективные пути ее дальнейшего развития.

Российская общественность, да и многие представители политических и деловых кругов за рубежом (за исключением монетаристов-догматиков «российского разлива», отставников и некоторых действующих политиков, ответственных за очевидные провалы экономической политики 1990-1998 гг.) дают резко негативную оценку результатам праворадикального эксперимента над нашей экономикой. Всеобщим стало требование выработать новые подходы к углублению и обеспечению позитивного характера рыночных преобразований в стране, придания им стратегического характера и полного соответствия национальным интересам. Политическая ситуация дает подтверждение и одновременно важные предпосылки реализации этого требования: прошли выборы в Государственную думу, избран новый президент действующих институтов социально ориентированного рыночного хозяйства. Для того, чтобы создать данную модель и сделать ее реальной, необходимо коренным образом изменить российскую экономическую политику, отойти от «дикого капитализма», который практиковали обогатившиеся российские олигархи в девяностых годах. Новый президент уже делает акцент на «правах собственников», уделяет особое внимание формированию «некоррумпированной бюрократии».

Какая система цен может считаться уравновешенной? Ответ в самом общем виде: такая система цен, при которой производителю и субъекту торговли выгодно производить и продавать не только товары первой необходимости, но и товары в самом широком ассортименте, т.е. полный набор наименований товаров, удовлетворяющих потребности современного цивилизованного человека и социально-ориентированного общества. В продаже должны быть не только «иномарки», но и коляски для инвалидов, не только деликатесы, но и лекарства.

ческого налогового механизма. Система налогообложения, принятая в законодательстве той или иной страны, обязательно отражает состояние экономики и расстановку политических сил. Следовательно, функционирование системы налогообложения на практике не всегда совпадает с теми функциями, которые присущи ей по экономической природе, т. е. предопределены глубинным потенциалом экономической категории «налог». Наиболее полно реализовать этот потенциал — цель налогообложения в системе социально ориентированного рыночного хозяйствования.

Вывод третий. Переориентация национального сознания на ценности индивидуальной жизни и материального благополучия в ущерб патриотической государственности и обязательной жертвенности, столь свойственных психологическому складу российского человека, является объективно необходимым условием становления в России рыночного, социально ориентированного хозяйства. Политическая доминанта распределения финансовых ресурсов должна уступить место экономической целесообразности.

Такого рода рассуждения справедливы, поскольку закономерности общественного развития свидетельствуют о поступательном движении всех государств к прогрессивным формам сосуществования и экономического сотрудничества, несмотря на все потрясения, которые встречают они на своем пути. В древности никто и предположить не мог, что наступит век освоения космоса и международного общения — «Интернета». Однако, как бы совершенны ни были общественно-политические отношения в одних государствах и велико ни было накопленное ими богатство, другие государства будут еще долго решать свои внутренние проблемы в зависимости от того, когда они встали на путь демократии и становления рыночного социально ориентированного хозяйствования. Разумеется, в настоящий момент невозможно определить, каким будет мировое сообщество через 100 или 200 лет. Но это не умаляет важности стратегического планирования и прогнозирования в странах, вставших на путь политических и социально-экономических преобразований. Следовательно, для России немаловажным условием постепенного вхождения в рамки мирового сообщества является осуществление при прочих равных условиях экономически обоснованной и стратегически ориентированной налоговой политики.

осударственности и обязательной жертвенности, столь свойственной юихологическому складу человека советского периода российской {стории, является объективно необходимым условием становления в 'осени социально ориентированного рыночного хозяйства. Доминирующая роль политики в распределении финансовых ресурсов должна /ступить место экономической целесообразности этих процессов. Оценивая последствия налоговых реформ, следует отличать политику верховной власти от общих тенденций общественного развития.

Одним из жизненно важных направлений в экономическом развитии России является курс на создание социально ориентированного и эффективного рыночного механизма, формирование среднего слоя собственников и занятие ниши в мировой экономической системе, соответствующей экономическому потенциалу страны.

риями. Элементами социально ориентированного рыночного экономического мышления выступают такие черты государственнического мышления, как социальная ориентированность, осознание необходимости социальной защищенности, предсказуемости положения индивидов. Чертами социально ориентированного рыночного мышления являются также осознание необходимости многообразия форм хозяйствования, партнерство, неконфрон-тационность, уважение законности и норм нравственности в экономической деятельности, цивилизованность.


и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако, она не обязательно будет также считаться и социально ответственной.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации . Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований. Например, организация, которая, согласно регулированию, должна иметь в штате 15% представителей национальных меньшинств, но фактически не обеспечивает достижения этого 15%-го уровня, по закону отвечает за данное нарушение. Но се вовсе не обязательно рассматривать как социально ответственную за положение дел в данном регионе с практикой найма национальных меньшинств. С другой стороны, следование закону не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности. Другую организацию, которая держит в штате более 15% представителей национальных меньшинств, следовало бы считать социально ответственной с точки зрения решения данной проблемы. Однако та же самая организация может нарушать закон, занимаясь лживой рекламой, и в этой сфере деятельности поведение организации нельзя считать даже юридически ответственным.

жесткому следованию закону и низкую ценность — альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этикаоиме-ет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение' .

5. Какие, хотя бы отдельные, добровольные действия могла бы предпринять фирма «Э.Ф. Хаттон», чтобы стать более социально ответственной организацией?

Максимизация благосостояния держателя акций не означает, что администрации следует игнорировать вопросы социальной ответственности, такие, как защита интересов потребителя, выплата адекватной заработной платы нанятым работникам, обеспечение справедливых условий найма и безопасных условий труда, поддержка образовательных программ и участие в решении проблем охраны окружающей среды — сохранение чистоты воздуха и воды. Многие считают, что фирма не имеет иного выбора помимо пути социальной ответственности, и эти люди доказывают, что благосостояние держателя акций, и, возможно, само существование корпорации зависят от ее способности быть социально ответственной. Однако, поскольку критерии социальной ответственности ясно не определены, трудно сформулировать четкую цель. Когда общество, действуя через Конгресс или другие представительные органы, установит правила, регламентирующие взаимосвязь между социальными целями И экономической эффективностью, задача для корпорации прояснится. Компанию будут рассматривать как производителя товаров и, для частных

Очевидно, что в основе маркетинга должна лежать тщательно продуманная философия эффективной и социально ответственной деятельности. Компания Dexter поставила перед сотрудниками экологического, юридического, научно-исследовательского отделов и отдела маркетинга задачу по сокращению экологически вредных отходов. Проблема была успешно решена, и компания, увеличив свою долю на рынке, перешла на практически безотходное производство. [_ Известно пять конкурирующих концепций, одну из которых организация может взять за основу маркетинга: производственно-ориентированная концепция, продукто-ориентированная концепция, концепция ориентации на продажи, маркетинго-ориентированная концепция и концепция социально-ответственного маркетинга. '_

Основу маркетинга составляет тщательно продуманная философия эффективной и социально ответственной деятельности предпринимателей. Определяя для себя пути достижения желае-

1. Электроэнергетика является социально ответственной отраслью, а поэтому коммерческие интересы энергокомпаний могут быть реализованы только в русле общественных целей и приоритетов.

1. Она должна отражать качество выполнения различных функций энергокомпании как социально ответственной организации.

Подлинная социальная ответственность свободного предпринимательства состоит в том, чтобы своей деятельностью не способствовать обострению социальных противоречий, не усиливать такие неизбежные негативные последствия рыночной экономики, как нарастание безработицы и бедности части населения, дискриминации в сфере занятости и оплаты труда, загрязнение окружающей среды. На Западе понятие «этика бизнеса» включает в себя в полном объеме взаимоотношения бизнеса и общества. Сюда входит, прежде всего, проведение социально ответственной и нравственной политики в области инвестиций и занятости, производства и охраны окружающей среды и, безусловно, менеджмента и маркетинга. Как показала современная практика, именно в этих областях новое российское предпринимательство пока недостаточно себя проявило, но именно в таком направлении должна развиваться его социальная деятельность.

Очевидно, что в основе маркетинга должна лежать тщательно продуманная философия эффективной и социально ответственной деятельности. Известно пять конкурирующих концепций, одну из которых организация может взять за основу маркетинга: производственная концепция, товарная концепция, концепция ориентации на прода-


Современные международные Современные потребители Современные российские Современные требования Современных финансовых Сегментация потребителей Современных организациях Современных принципов Современных технологий Современных требований Современными требованиями Современным требованиям Современная организация вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика