|
Социально политические
Переход к информационному обществу, означающий не только технологический, но и социально-политический прогресс, радикально изменяет концепцию безопасности. Если в период господства индустриальных демократий главной формой общественной безопасности является обеспечение безопасности государства, защита его от возможной агрессии со стороны других государств, то, как только информационное общество становится международным
3. Моисеев Н.Н. Третьего варианта нам не дано // Социально политический журнал. -1995. - №2. - С.78.
1. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные (эколого-политологический анализ) //Социально - политический 1995.-№5.-С.47.
Среди множества книг о капиталистической нефтяной промышленности, которые вышли в последние годы из-под пера буржуазных экономистов, заметно выделяется своими достоинствами предлагаемая советскому читателю работа известных английских авторов К- Тью-гендхэта и А. Гамильтона. Помимо того что она систематизирует богатейший фактический материал по более чем столетней истории нефтяного дела, книга уделяет значительное внимание анализу новейших процессов в мире нефти, которые в 1973—1974 гг. вылились на Западе в разрушительный и затяжной энергетический кризис. Авторы не только констатировали многочисленные события и явления, но и показали в ряде случаев тот социально-политический фон, на котором разворачивались схватки буржуазных государств и монополий за контроль над источниками нефти, за получение наибольших выгод от «самого большого бизнеса» современности — нефтяного. Проникая в его механизм, высвечивая его закулисные стороны, авторы на лучших страницах своей книги поднимаются до высот прогрессивной
Распределение налогов и их переложение — вопрос экономический и социально-политический. Глубокий анализ данных процессов позволяет определить, кто и в каких размерах действительно несет всю тяжесть налогового бремени. Порождает эту проблему несовпадение адресата налога, определяемого в законодательстве, и субъекта, который фактически возмещает из своего дохода причитающуюся первоначальному адресату сумму налогового платежа. Это порождает два понятия: «субъект налогообложения» — это первоначальный адресат налога и «носитель налога» — это физическое или юридическое лицо, фактически несущее налоговую нагрузку. Российская практика переложения налогов абсолютно не исследована наукой. Только в последние два года к исследованию этой проблемы стали обращаться отечественные налоговеды [44; 59; 61]. Причин здесь несколько. Во-первых, распределение налоговой нагрузки и переложение налогов неотделимы от теории и практики ценообразования. Рыночная трактовка цены позволила зарубежным экономистам глубоко исследовать эти проблемы применительно к национальным системам налогообложения. Р. Мас-грейв исследовал, каким образом распределяется налоговое бремя между производителями и потребителями (категориями налогоплательщиков) в зависимости от эластичности спроса и предложения товаров, работ и услуг [46; 47]. Исследования проблем переложения налогов породили новые теории. Приводились теоретические обоснования диффузии или распыления налогов, амортизации налогов, капитализации налогов. Ориентация в СССР на директивно-плановое ценообразование исходя из трудовой теории стоимости игнорировала саму идею о равномерном налогообложении. Во-вторых, недостаточный опыт России в использовании налогов рыночной ориентации, отсутствие стабильной налоговой системы, а в связи с этим и отсутствие динамических рядов налоговых данных, недостаточная информационно-электронная обеспеченность налоговой статистики — все это создает объективные препятствия к исследованиям всех реакций экономики на введение
Решение проблем собственности, разделение имущественных прав и ответственности между Федерацией, ее субъектами, а также между предприятиями и гражданами в законодательном порядке, создание мощного среднего класса собственников — все это непременные условия решения проблем финансово-бюджетного и налогового регулирования экономики. Это важнейший социально-политический вопрос. В его решение должны включиться широкие слои населения, делегирующие права установления налогов своим избранникам во власти. Налоговые отношения — это прежде всего отношения собственников. Поэтому без урегулирования отношений собственности невозможно создать эффективную налоговую систему. Решение этой проблемы будет способствовать оптимизации государственных расходов и тем самым установлению обоснованного предела налоговых изъятий. Рост
В ряде случаев эти виды рисков объединяют и определяют социально-политический риск.
Выходные барьеры — факторы, препятствующие уходу фирм из отрасли (с рынка). Выходные барьеры во многих отраслях стали серьезной помехой долгосрочной прибыльности. Они принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал. Выходные барьеры могут носить социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний касается ситуаций, когда фирма, преуспевающая в новых сферах, держится за свой прежний бизнес, невзирая на значительные потери. Однако такие случаи редки. В большинстве стратегических ситуаций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие выходные барьеры.
бремени), а с позиции влияния на социально-политический статус налогоплательщика: налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами конституционных прав.
В-третьих, необходимы: определенная экономическая среда и социально-политический климат, которые бы реально обеспечивали, а не просто декларировали самоуправление, свободу хозяйственного выбора, возможность инвестирования дохода и т. д. Говоря шире, необходим рыночно-конкурентный режим хозяйствования, набор такой критической массы отношений, которая питала бы всю систему предпринимательства. Мировой опыт покалывает, что даже при наличии хорошей правовой базы предпринимательская деятельность может не получить сколько-нибудь серьезного развития, если отсутствуют адекватные ей социально-экономические условия. Ведь рынок и предпринимательство мгновенно не возникают. Они не вводятся приказами или правительственными решениями, поскольку не существуют без денег, товаров, капиталов, без своего главного регулятора — закона стоимости, без конкуренции.
Выходные барьеры — факторы, препятствующие уходу фирм из отрасли (с рынка). Выходные барьеры во многих отраслях стали серьезной помехой долгосрочной прибыльности. Они принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал. Выходные барьеры могут носить социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний касается ситуаций, когда фирма, преуспевающая в новых сферах, держится за свой прежний бизнес, невзирая на значительные потери. Однако такие случаи редки. В большинстве стратегических ситуаций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие выходные барьеры. Происходящие в обществе изменения, однако, не исчерпываются появлением информационно-коммуникативных технологий и глобальных информационных сетей. Возникает сложный эволюционный процесс, имеющий социальные, экономические, политические, экологические и культурные составляющие. В нашей работе мы рассмотрим экономические и социально- политические характеристики этого процесса.
В другую группу можно условно объединить почти все остальные освободившиеся государства — экспортеры углеводородного сырья, у которых более или менее отчетливо проявляется эластичность спроса на иностранную валюту в сторону его расширения. После того как расходные части стоимостных балансов в планах социально-экономического развития и бюджетных программа* этих стран тесно увязываются с новыми, более крупными величинами экспортных доходов, любое заметное их сокращение обычно влечет весьма нежелательные экономические, а порой и социально-политические последствия.
97. Ким Г. Ф. От национального освобождения к социальному. Социально-политические аспекты современных национально-освободительных революций. М., 1982.
Все это свидетельствует о том, что обеспечение дальнейшего роста мирового потребления энергии является трудной задачей. Здесь сплелись в сложный узел разнообразные социально-политические и технико-экономические проблемы, успешное решение которых в глобальном масштабе возможно, на наш взгляд, прежде всего на основе широкого международного сотрудничества народов всех стран.
В соответствии с планом социального развития коллектива на каждом предприятии разрабатывают социальный паспорт, который состоит из шести разделов, содержащих следующие показатели: 1) производственные (содержание и характер труда, квалификация, профессиональное разделение труда, организация труда); 2) социально-экономические (источники финансирования, заработная плата и ее уровень, дополнительные источники дохода, жилищные условия, обеспеченность детскими учреждениями, учреждениями культуры и т. д.); 3) социально-политические (участие в работе партийных, комсомольских, профсоюзных организаций, в деятельности Советов народных депутатов, народных судов, постоянно действующих производственных совещаний, пропагандистской и лекторской работе, сети политической и экономической учебы и т. д.); 4) внепроизводственной деятельности (общественно полезная деятельность и повышение культурно-технического уровня, домашний труд и самообслуживание, досуг, восстановление физических и моральных сил); 5) личностные (социально-демографические особенности — пол, возраст, национальность, семейное положение, социальное происхождение, социальные перемещения, изменение места работы и т. д.); 6) морально-правовые (нарушения, наказуемые в административном порядке, уголовные преступления и т. д.).
Нельзя забывать и о высоких издержках общества на содержание госаппарата, и огромном хозяйственном ущербе, наносимом некомпетентными, недобросовестными и несвоевременными действиями государственных властей. Наконец, огромная концентрация власти, неизбежная при централизации принятия важнейших социально-экономических решений, порождает высокие социально-политические издержки, несоизмеримые с выгодами, которые может в «идеале» получить общество от преодоления рыночной анархии.
Факторы, воздействующие на экономическое развитие страны, разбиваются на три группы: I) природно-технические, отражающие направления и тенденции развития производительных сил; 2) экономические; 3) социально-политические.
Социально-политические Внешние
2. В процессе подготовки, реализации и анализа результатов прогноза в поле зрения постоянно находятся не только экономические, но и природно-технические, а также социально-политические факторы, которые зачастую скрыты от экономиста узостью его знаний в смежных областях. Более отчетливо проявляется необходимость тщательного формулирования гипотез, закладываемых в основу сценария, проверки их совместимости.
Итак, А. Вагнер считает, что государство при обложении должно преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели, смягчать неравенство, влиять определенным образом на распределение имуществ и доходов. Однако основы современного хозяйственного строя сохраняются. Прогрессия должна быть высокой, чтобы указанные цели обложения достигались, но прогрессивное обложение ни в коем случае не должно превращаться в конфискацию. Практическая разница между радикально-социалистической и социально-политической теорией заключается в отношении к вопросу о превращении прогрессии в конфискацию.
Кроме перечисленных, И.Х. Озеров указывает и социальные мотивы. Требование подоходного налога есть лозунг рабочего класса, который был выгоден и аграриям. Социально-политические причины перехода к подоходному налогу наилучшим образом сформулированы русским профессором М.Н. Соболевым: «Подоходный налог представляет собой наиболее совершенную форму обложения в финансовой системе, потому что он охватывает чистый доход общества - тот основной источник, из которого платятся вообще все налоги. Подоходный налог падает своей главной тяжестью на имущие классы, которые добровольно на себя такого налога не примут. Должны быть обстоятельства, способные преодолеть их налоговое сопротивление. Такой силой в XIX в. явился рабочий класс, который в программы социалистических партий европейских стран вставил требование введения прогрессивного подоходного налога и отмены налогов на потребление.
Современные особенности Современные представления Современные технологии Современных электронных Современных корпораций Современных направлений Современных предприятиях Современных руководителей Сегментах финансового Современными техническими Современным российским Современная концепция Современная российская вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|