Социально политическими



На примере Алжира обширный круг экономических и социально-политических проблем, связанных с использованием нефтяных доходов, достаточно полно охвачен исследованиями, в том числе монографическими (ем. {58; 59; 82; 104; 149; 61; 153; 154]). Поэтому в данном разделе монографии внимание автора сконцентрировано по преимуществу на опыте Ливии, не только гораздо менее изученном, но и со стороны фактической менее известном советскому читателю. Отдельные аспекты этой проблематики в ливийских условиях затронуты в работах [44; 86; 157; 168], тогда как другие, например особенности внешней финансово-экономической политики страны, пока еще специально не анализировались.

Выше была предпринята попытка определить качественную сторону двух главных видов современной нефтяной ренты — дифференциальной и государственной монопольной, а также сопоставить степень противоположного воздействия на монопольную ренту двух основных долговременных факторов — государственной энергосырьевой политики экспортеров и импортеров жидкого топлива. Измерить количественные параметры в международных рентных отношениях гораздо сложнее. Труднее всего, пожалуй, вычислить такой ключевой показатель, как интернациональная регулирующая цена производства. Для этого потребовалось бы смоделировать такую абстрактно-гипотетическую ситуацию, при которой весь воспроизводственный цикл в нефтегазовом хозяйстве от инвестиционной активности до потребления его продукции был бы максимально свободен от государственного вмешательства и влияния прочих социально-политических факторов и предоставлен свободной игре стихийных рыночных сил. Результаты имеющихся разработок в данном направлении весьма и весьма условны, но дают некоторые общие представления.

130. Пономарев Б. Н. Вступительное слово на международной теоретической конференции «Научно-техническая революция и углубление экономических и социально-политических противоречий капитализма на современном этапе».— «Мировая экономика и международные отношения». 1979, № 6.

Весь регион Ближнего Востока и Северной Африки в это время проходил через полосу крупных социально-политических потрясений, хотя и разных по форме и характеру. В ряде стран произошли революции, которые сопровождались глубокими социальными, политическими и экономическими сдвигами (Египет — 1952 г.; Ирак— 1958 г. и 1968 г.; Сирия— 1966 г.; Ливия— 1969 г.); в других возникли широкие народные движения, приведшие к возникновению революционной ситуации, но не завершившиеся победоносной революцией (Иран—1952 г.). В третьих демократические революции совпали, слились с войной за независимость (Алжир — начало 60-х годов). На развалинах английских колоний и протекторатов на юге и востоке Аравии возникли независимые государства: Кувейт (1961 г.), Народная Демократическая Республика Йемен (1967 г.), Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты (1971 г.).

Усилилась социально-экономическая и политическая дифференциация ближневосточных стран. В некоторых странах, где произошли национально-демократические революции, а проимпериалистические силы и феодально-буржуазная верхушка были отстранены от власти, складывалась линия на проведение глубоких прогрессивных социально-экономических преобразований во внутренней политике, на союз с силами социализма в международных отношениях. В других государствах, среди которых были такие крупные страны-нефтепроиз-водители, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар и др., процесс социально-экономического развития не привел к революционным сдвигам. Оно происходило здесь в форме перерождения феодальной верхушки, ее сращивания с национальным и иностранным капиталом. Но и в этих странах накапливался потенциал острых социально-политических противоречий и нерешенных экономических проблем.

В результате исторически закономерных социально-политических изменений во многих из нынешних развивающихся стран будут

Отдавая должное глубокому знанию нефтяного дола, эрудиции и нередко проницательности К. Тьюгендхэта и А. Гамильтона, нельзя, однако, согласиться с их в общем-то объективистским подходом к нефтяной проблеме, органически присущим буржуазному либерализму. В целом критическая характеристика социально-политических аспектов западной нефтяной промышленности дана ими не с позиций осуждения системы частного предпринимательства, как таковой, а с позиций надежды на совершенствование всей этой системы в целом и ее «самого большого бизнеса». Встречающиеся в книге нелестные, даже резкие отзывы о жажде наживы, власти и богатств, которая подняла на гребень экономической жизни американских и западноевропейских «королей нефти», более чем уравновешиваются рассыпанными здесь же комплиментами в адрес их предприимчивости и настойчивости, старательности и благотворительности. Принятие таких комплиментов на веру может создать впечатление, будто худшее, что есть в капиталистическом нефтяном бизнесе, умерло вместе с его основателями, а их нынешние наследники не имеют никакого отношения к продолжающимся преступлениям крупного капитала против многих народов Азии, Африки и Латинской Америки, наращивающих борьбу за ограничение власти монополий, в том числе монополий нефтяных, которые, кстати, за неблагозвучностью для авторов термина «монополия» именуются в книге просто «основными» или «главными нефтяными компаниями».

Моделирование социально-экономической стратификации населения дает следующие результаты. 1. Около 60 млн. человек находятся в крайне тяжелом состоянии, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание. 2. В обществе фактически отсутствует «средний класс» в качестве вполне адаптированной к новым условиям страты, обеспечивающей фундамент рыночных отношений и социально-политических структур. 3. 5% богатых и очень богатых групп сосредоточили в своих руках не только производственные мощности, сырьевые ресурсы и высокую долю текущих доходов, но и располагают тремя четвертями денежных сбережений, в том числе находящихся за рубежом.

Сверхзадача реализации социальной реформы — органическая увязка ее технологии с экономическим ростом. На временной оси десятилетнего периода, как отмечает директор Института социально-политических проблем народонаселения РАН Н. М. Римашевская, целесообразно выделить три качественно различных этапа и наложить матрицу социальных реформ на траекторию экономической динамики.

В. И. Ленин рассматривал построение коммунизма как совокупность экономических и социально-политических задач, решаемых в тесной связи с воспитанием всесторонне развитых и подготовленных людей. Перспективные и текущие планы народного хозяйства в целом, отраслей и отдельных предприятий представляют собой комплексные программы, в которых отражается генеральная линия КПСС и советского государства в области экономического и социального развития общества.

В новых условиях хозяйственной реформы и действия Закона СССР "О предприятиях в СССР" социалистическое соревнование становится неотъемлемой частью хозяйственного механизма. Порестройка требует создания обстановки здоровой состязательности, Нсдлежащих условий соревнующимся с тем, чтобы обеспечить вовлечение всех трудящихся в решение хозяйственных и социально-политических задач и проявление творческой активности, инициативы и предприимчивости в трудовых коллективах.


Во-первых, затяжной спад в мировой экономике находит выход в широком распространении протекционистских настроений. Во-вторых, произошла дестабилизация таких систем, как свобода торговли, плавающие валютные курсы и т. д. В-третьих, замедление роста спроса на внутреннем рынке Японии вместе с заниженным курсом иены усиливает ориентацию японской промышленности на экспортные рынки и тем самым увеличивает несбалансированность торговых платежей между Японией и США, Японией и Западной Европой, Японией и «новыми индустриальными странами». В-четвертых, внешнеторговые проблемы имеют также свой структурный аспект, который состоит в том, что между промышленно развитыми странами возникли большие различия в уровнях конкурентоспособности по отраслям (эти различия имеют структурное происхождение). В-пятых, среди торговых партнеров Японии возросло число стран с нестабильными социально-политическими условиями, хотя международный престиж Японии как торговой державы в то же время очень заметно вырос.

Кризисы платежеспособности имеют тяжелые социально-экономические последствия. Свертывается производство, сокращаются капиталовложения, падает жизненный уровень населения. Стабилизация и структурная перестройка, необходимые для выхода из кризиса, вынуждают проводить непопулярные меры, которые нередко сопровождаются социально-политическими потрясениями.

через карьеру в государственном аппарате. Хотя подавляющее большинство мест в классе буржуазии занимает бывшая неоазиатская бюрократия и верхний слой бывших неоазиатских администраторов, однако они в той или иной мере делятся собственностью на производительные силы и политической властью с энергичными и предприимчивыми выходцами из низов. Особенно щедро им приходится делиться с «выскочками» в тех бывших неоазиатских странах, где реставрация капитализма шла относительно медленно и долго не узаконивалась, период «стабилизации кадров» затянулся надолго, и в силу этого окончание реставрации капитализма сопровождалось большими социально-политическими потрясениями, в ходе которых потенциальные лидеры из средних и низших слоев общества застав-ла/да господствующий класс впустить их в свою среду. Хорошими примерами могут служить СССР и (в еще большей мере) некоторые страны Восточной Европы - в противоположность Китаю, где бывшая неоазиатская бюрократия сумела стать буржуазной и при этом допустить в свою среду помимо бюрократической карьеры или в порядке ускорения последней относительно малый процент «новичков». Но очень скоро двери наверх захлопываются и наглухо закрываются: все мало-мальски значительные и стабильно существующие ниши в бизнесе, мафии, госаппарате, политике(142) оказываются заполнены; те, кто их занимает - будь то старые бюрократы, их дети или «выскочки» - превращаются в очень замкнутый социальный слой, почти в касту, принадлежность к которой начинает передаваться почти исключительно по наследству. Одно из ярчайших проявлений этого - то, что сегодня в бывших неоазиатских странах хорошее среднее и все то высшее образование, которое пользуется хотя бы каким-то спросом на рынке труда, стало платным либо в узаконенном порядке, либо помимо закона; впрочем, такое образование можно получить и не прямо, а как бы опосредованно за плату - проще говоря, по блату. И эта ситуация не изменится до тех пор, пока человечество не содрогнется от великих социальных потрясений, порожденных грядущим боль-

В целом Россия относится к числу стран с весьма высоким уровнем инвестиционного риска, что резко снижает ее общий рейтинг. Однако различия степени риска отдельных регионов России весьма контрастны: от регионов с затухающими или вновь готовыми вспыхнуть вооруженными (Чеченская Республика, Дагестан) и социально-политическими (Кемеровская область) конфликтами до вполне благополучных регионов с авторитетной властью (Татарстан и Нижегородская область). Большинство регионов с наименьшим риском сосредоточено в почти непрерывной узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга), в то время как большинство регионов с наибольшим риском занимают почти всю Восточную Сибирь и Дальний Восток.

более сложных и разносторонних факторов, таких, как жесткая конкуренция в глобальных масштабах, насыщенность большинства рынков, периодическое вхождение экономической системы в эволюционную фазу, характеризуемую стагфляцией, ужесточающимися социально-политическими факторами. Это потребовало иных типов реакции фирмы, таких, как инновационная и предпринимательская (стратегическая), и, соответственно, иных организационных структур.

Именно наличие этих двух групп интересов с принципиально различными ориентирами и ожиданиями от экономической политики государства предопределило ту неустойчивость макроэкономической политики, которая отличает рассматриваемый период. Слабая государственная власть, раздираемая противоречиями между двумя ее основными ветвями, вынужденная лавировать между разными социально-политическими группировками, была неспособна проводить жесткую антиинфляционную политику.

• высокая подвижность внешней среды, вызванная колебаниями конъюнктуры и социально-политическими коллизиями, и как следствие —неуверенность в будущем;

нами, масштабными социально-политическими изменениями».173

ными и т.п.) причинами, масштабными социально-политическими

вами социально-политическими) поддерживается положительным откликом

торы, ограничители) над социально-политическими. Не случайно поэтому в


Современные потребители Современные российские Современные требования Современных финансовых Сегментация потребителей Современных организациях Современных принципов Современных технологий Современных требований Современными требованиями Современным требованиям Современная организация Современная стоимость вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика