|
Социально политическими
На примере Алжира обширный круг экономических и социально-политических проблем, связанных с использованием нефтяных доходов, достаточно полно охвачен исследованиями, в том числе монографическими (ем. {58; 59; 82; 104; 149; 61; 153; 154]). Поэтому в данном разделе монографии внимание автора сконцентрировано по преимуществу на опыте Ливии, не только гораздо менее изученном, но и со стороны фактической менее известном советскому читателю. Отдельные аспекты этой проблематики в ливийских условиях затронуты в работах [44; 86; 157; 168], тогда как другие, например особенности внешней финансово-экономической политики страны, пока еще специально не анализировались.
Выше была предпринята попытка определить качественную сторону двух главных видов современной нефтяной ренты — дифференциальной и государственной монопольной, а также сопоставить степень противоположного воздействия на монопольную ренту двух основных долговременных факторов — государственной энергосырьевой политики экспортеров и импортеров жидкого топлива. Измерить количественные параметры в международных рентных отношениях гораздо сложнее. Труднее всего, пожалуй, вычислить такой ключевой показатель, как интернациональная регулирующая цена производства. Для этого потребовалось бы смоделировать такую абстрактно-гипотетическую ситуацию, при которой весь воспроизводственный цикл в нефтегазовом хозяйстве от инвестиционной активности до потребления его продукции был бы максимально свободен от государственного вмешательства и влияния прочих социально-политических факторов и предоставлен свободной игре стихийных рыночных сил. Результаты имеющихся разработок в данном направлении весьма и весьма условны, но дают некоторые общие представления.
130. Пономарев Б. Н. Вступительное слово на международной теоретической конференции «Научно-техническая революция и углубление экономических и социально-политических противоречий капитализма на современном этапе».— «Мировая экономика и международные отношения». 1979, № 6.
Весь регион Ближнего Востока и Северной Африки в это время проходил через полосу крупных социально-политических потрясений, хотя и разных по форме и характеру. В ряде стран произошли революции, которые сопровождались глубокими социальными, политическими и экономическими сдвигами (Египет — 1952 г.; Ирак— 1958 г. и 1968 г.; Сирия— 1966 г.; Ливия— 1969 г.); в других возникли широкие народные движения, приведшие к возникновению революционной ситуации, но не завершившиеся победоносной революцией (Иран—1952 г.). В третьих демократические революции совпали, слились с войной за независимость (Алжир — начало 60-х годов). На развалинах английских колоний и протекторатов на юге и востоке Аравии возникли независимые государства: Кувейт (1961 г.), Народная Демократическая Республика Йемен (1967 г.), Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты (1971 г.).
Усилилась социально-экономическая и политическая дифференциация ближневосточных стран. В некоторых странах, где произошли национально-демократические революции, а проимпериалистические силы и феодально-буржуазная верхушка были отстранены от власти, складывалась линия на проведение глубоких прогрессивных социально-экономических преобразований во внутренней политике, на союз с силами социализма в международных отношениях. В других государствах, среди которых были такие крупные страны-нефтепроиз-водители, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар и др., процесс социально-экономического развития не привел к революционным сдвигам. Оно происходило здесь в форме перерождения феодальной верхушки, ее сращивания с национальным и иностранным капиталом. Но и в этих странах накапливался потенциал острых социально-политических противоречий и нерешенных экономических проблем.
В результате исторически закономерных социально-политических изменений во многих из нынешних развивающихся стран будут
Отдавая должное глубокому знанию нефтяного дола, эрудиции и нередко проницательности К. Тьюгендхэта и А. Гамильтона, нельзя, однако, согласиться с их в общем-то объективистским подходом к нефтяной проблеме, органически присущим буржуазному либерализму. В целом критическая характеристика социально-политических аспектов западной нефтяной промышленности дана ими не с позиций осуждения системы частного предпринимательства, как таковой, а с позиций надежды на совершенствование всей этой системы в целом и ее «самого большого бизнеса». Встречающиеся в книге нелестные, даже резкие отзывы о жажде наживы, власти и богатств, которая подняла на гребень экономической жизни американских и западноевропейских «королей нефти», более чем уравновешиваются рассыпанными здесь же комплиментами в адрес их предприимчивости и настойчивости, старательности и благотворительности. Принятие таких комплиментов на веру может создать впечатление, будто худшее, что есть в капиталистическом нефтяном бизнесе, умерло вместе с его основателями, а их нынешние наследники не имеют никакого отношения к продолжающимся преступлениям крупного капитала против многих народов Азии, Африки и Латинской Америки, наращивающих борьбу за ограничение власти монополий, в том числе монополий нефтяных, которые, кстати, за неблагозвучностью для авторов термина «монополия» именуются в книге просто «основными» или «главными нефтяными компаниями».
Моделирование социально-экономической стратификации населения дает следующие результаты. 1. Около 60 млн. человек находятся в крайне тяжелом состоянии, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание. 2. В обществе фактически отсутствует «средний класс» в качестве вполне адаптированной к новым условиям страты, обеспечивающей фундамент рыночных отношений и социально-политических структур. 3. 5% богатых и очень богатых групп сосредоточили в своих руках не только производственные мощности, сырьевые ресурсы и высокую долю текущих доходов, но и располагают тремя четвертями денежных сбережений, в том числе находящихся за рубежом.
Сверхзадача реализации социальной реформы — органическая увязка ее технологии с экономическим ростом. На временной оси десятилетнего периода, как отмечает директор Института социально-политических проблем народонаселения РАН Н. М. Римашевская, целесообразно выделить три качественно различных этапа и наложить матрицу социальных реформ на траекторию экономической динамики.
В. И. Ленин рассматривал построение коммунизма как совокупность экономических и социально-политических задач, решаемых в тесной связи с воспитанием всесторонне развитых и подготовленных людей. Перспективные и текущие планы народного хозяйства в целом, отраслей и отдельных предприятий представляют собой комплексные программы, в которых отражается генеральная линия КПСС и советского государства в области экономического и социального развития общества.
В новых условиях хозяйственной реформы и действия Закона СССР "О предприятиях в СССР" социалистическое соревнование становится неотъемлемой частью хозяйственного механизма. Порестройка требует создания обстановки здоровой состязательности, Нсдлежащих условий соревнующимся с тем, чтобы обеспечить вовлечение всех трудящихся в решение хозяйственных и социально-политических задач и проявление творческой активности, инициативы и предприимчивости в трудовых коллективах. Во-первых, затяжной спад в мировой экономике находит выход в широком распространении протекционистских настроений. Во-вторых, произошла дестабилизация таких систем, как свобода торговли, плавающие валютные курсы и т. д. В-третьих, замедление роста спроса на внутреннем рынке Японии вместе с заниженным курсом иены усиливает ориентацию японской промышленности на экспортные рынки и тем самым увеличивает несбалансированность торговых платежей между Японией и США, Японией и Западной Европой, Японией и «новыми индустриальными странами». В-четвертых, внешнеторговые проблемы имеют также свой структурный аспект, который состоит в том, что между промышленно развитыми странами возникли большие различия в уровнях конкурентоспособности по отраслям (эти различия имеют структурное происхождение). В-пятых, среди торговых партнеров Японии возросло число стран с нестабильными социально-политическими условиями, хотя международный престиж Японии как торговой державы в то же время очень заметно вырос.
Кризисы платежеспособности имеют тяжелые социально-экономические последствия. Свертывается производство, сокращаются капиталовложения, падает жизненный уровень населения. Стабилизация и структурная перестройка, необходимые для выхода из кризиса, вынуждают проводить непопулярные меры, которые нередко сопровождаются социально-политическими потрясениями.
через карьеру в государственном аппарате. Хотя подавляющее большинство мест в классе буржуазии занимает бывшая неоазиатская бюрократия и верхний слой бывших неоазиатских администраторов, однако они в той или иной мере делятся собственностью на производительные силы и политической властью с энергичными и предприимчивыми выходцами из низов. Особенно щедро им приходится делиться с «выскочками» в тех бывших неоазиатских странах, где реставрация капитализма шла относительно медленно и долго не узаконивалась, период «стабилизации кадров» затянулся надолго, и в силу этого окончание реставрации капитализма сопровождалось большими социально-политическими потрясениями, в ходе которых потенциальные лидеры из средних и низших слоев общества застав-ла/да господствующий класс впустить их в свою среду. Хорошими примерами могут служить СССР и (в еще большей мере) некоторые страны Восточной Европы - в противоположность Китаю, где бывшая неоазиатская бюрократия сумела стать буржуазной и при этом допустить в свою среду помимо бюрократической карьеры или в порядке ускорения последней относительно малый процент «новичков». Но очень скоро двери наверх захлопываются и наглухо закрываются: все мало-мальски значительные и стабильно существующие ниши в бизнесе, мафии, госаппарате, политике(142) оказываются заполнены; те, кто их занимает - будь то старые бюрократы, их дети или «выскочки» - превращаются в очень замкнутый социальный слой, почти в касту, принадлежность к которой начинает передаваться почти исключительно по наследству. Одно из ярчайших проявлений этого - то, что сегодня в бывших неоазиатских странах хорошее среднее и все то высшее образование, которое пользуется хотя бы каким-то спросом на рынке труда, стало платным либо в узаконенном порядке, либо помимо закона; впрочем, такое образование можно получить и не прямо, а как бы опосредованно за плату - проще говоря, по блату. И эта ситуация не изменится до тех пор, пока человечество не содрогнется от великих социальных потрясений, порожденных грядущим боль-
В целом Россия относится к числу стран с весьма высоким уровнем инвестиционного риска, что резко снижает ее общий рейтинг. Однако различия степени риска отдельных регионов России весьма контрастны: от регионов с затухающими или вновь готовыми вспыхнуть вооруженными (Чеченская Республика, Дагестан) и социально-политическими (Кемеровская область) конфликтами до вполне благополучных регионов с авторитетной властью (Татарстан и Нижегородская область). Большинство регионов с наименьшим риском сосредоточено в почти непрерывной узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга), в то время как большинство регионов с наибольшим риском занимают почти всю Восточную Сибирь и Дальний Восток.
более сложных и разносторонних факторов, таких, как жесткая конкуренция в глобальных масштабах, насыщенность большинства рынков, периодическое вхождение экономической системы в эволюционную фазу, характеризуемую стагфляцией, ужесточающимися социально-политическими факторами. Это потребовало иных типов реакции фирмы, таких, как инновационная и предпринимательская (стратегическая), и, соответственно, иных организационных структур.
Именно наличие этих двух групп интересов с принципиально различными ориентирами и ожиданиями от экономической политики государства предопределило ту неустойчивость макроэкономической политики, которая отличает рассматриваемый период. Слабая государственная власть, раздираемая противоречиями между двумя ее основными ветвями, вынужденная лавировать между разными социально-политическими группировками, была неспособна проводить жесткую антиинфляционную политику.
• высокая подвижность внешней среды, вызванная колебаниями конъюнктуры и социально-политическими коллизиями, и как следствие —неуверенность в будущем;
нами, масштабными социально-политическими изменениями».173
ными и т.п.) причинами, масштабными социально-политическими
вами социально-политическими) поддерживается положительным откликом
торы, ограничители) над социально-политическими. Не случайно поэтому в
Современные потребители Современные российские Современные требования Современных финансовых Сегментация потребителей Современных организациях Современных принципов Современных технологий Современных требований Современными требованиями Современным требованиям Современная организация Современная стоимость вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|