|
Социально политического
В формировании коллектива и его становлении первостепенное значение имеют подбор и расстановка кадров, комплектование трудового коллектива с учетом поставленных задач. При формировании трудового коллектива надо учитывать возраст работников, степень их социально-политической зрелости и активности, индивидуальные психологические качества человека, возможные эффекты от объединения людей в группы.
Устранение любой монополии на передачу информации и достижение информационной прозрачности всех государственных и рыночных структур (за исключением конфиденциальной информации, не составляющей установленной законом государственной тайны) является поэтому второй существенной предпосылкой успешного продвижения России к информационному обществу. Важно также достижение современного уровня развития теле- и транспортных коммуникации, способствующих территориальной, экономической и социально-политической целостности России, вхождению ее в общемировое информационное пространство.
В противоположность монархической Ливии — пробуржуазному государству с сильными пережитками феодализма как в хозяйственной, так и в социально-политической структуре — национально-демократический режим Алжира после завоевания в 1962 г. государственной независимости придерживается курса на некапиталистическое развитие, провозглашенного патриотическими силами еще в ходе революционно-освободительной борьбы с французскими колонизаторами. Именно кардинальные различия^ характеризующие классовую природу государственной власти, определили прежде всего принципиально иную стратегию социально-экономического развития АНДР, включая ее сырьевую политику. Вступив в ОПЕК лишь в июле 1969 г., Алжир тем не менее еще раньше, уже к середине 60-х годов, успел выдвинуться в первые ряды освободившихся стран — экспортеров жидкого топлива, которые вели борьбу за изменение условий эксплуатации своих природных богатств.
В целом события первой половины 70-х годов свидетельствуют об углублении различий в антимонополистических потенциях между освободившимися странами — экспортерами жидкого топлива различной социально-политической ориентации, на что неоднократно указывали советские и зарубежные авторы. Выделяя в рамках ОПЕК группу монархий зоны Персидского залива, которые были «готовы продолжать тесное сотрудничество с крупнейшими международными нефтяными компаниями» в противоположность таким государствам, как Алжир, Ирак и Ливия, Ж.-М. Шевалье отмечал, что «„.водораздел" между ними существенным образом расширился в 1971 —1972 гг.» [175, с. 91].
Р. Н. Андреася'н и А. Д. Казюков совершенно справедливо подчеркнули явную недостаточность отдельно взятого чисто количественного показателя — «процентной нормы» национального сектора в активах нефтедобывающих предприятий —для всесторонней оценки конкретных мер участников ОПЕК по огосударствлению их сырьевого хозяйства. Можно привести немало практических аргументов в пользу выдвинутого ими теоретического положения, согласно которому «даже неполная национализация в странах с прогрессивными режимами имеет гораздо большее антиимпериалистическое значение, чем полное огосударствление собственности иностранных нефтяных компаний в иных государствах Аравийского полуострова на условиях взаимоприемлемого соглашения между феодальной верхушкой и иностранными монополиями» [24, с. 60—61]. Сами авторы монографии «ОПЕК в мире нефти» обосновывают данный тезис преимущественно различным применением доходов от сырьевого экспорта в соответствии с социально-экономической и политической ориентацией нефтепроиз-водящих стран, обусловливающей далеко не однозначные представления их правящих кругов о целях развития и способах их достижения. Иначе говоря, дается оценка национализации с точки зрения тех ее последствий, которые выявляются в определенной перспективе и действительно позволяют вынести заключение о политических целях этого мероприятия, о степени его соответствия социально-классовым интересам конкретных слоев общества.
Таким образом, в рамках ОПЕК как единого целого за период после первого обострения энергетического кризиса и до настоящего времени не наблюдается тесной координации при выработке ее участниками основ взаимоотношений с нефтяными ТНК. Нет даже достаточно широкого и полного обмена информацией на общеорганизационном уровне по всему спектру этой проблематики. Например, переговоры Саудовской Аравии с акционерами «Арамко» неизменно окружены обстановкой строжай-щей секретности. Правда, это не исключает взаимодействия в данной области нефтеэкспортирующих государств, которые придерживаются аналогичной экономической и социально-политической ориентации, что во многом сближает также и их энергосырьевую стратегию. Примером такого взаимодействия было и остается сотрудничество Алжира и Ливии, которое носит практически постоянный характер с начала 70-х годов.
а затем и за их пределами повысило роль стратегий социально-экономического развития, которые, в свою очередь, формируются под определяющим воздействием социально-политической ориентации нефтеэкспортеров. Особо важное значение приобрел курс многих из них на сдерживание разработки невозобновимых минеральных ресурсов. Ограниченное предложение углеводородного сырья служит одной из основных предпосылок для формирования государственной монопольной ренты с месторождений углеводородов. В целом события 70-х годов превратили капиталистический нефтяной рынок в многофакторный, усложнили анализ и прогнозирование протекающих там процессов. Помимо структурных сдвигов он стал еще более подвержен циклическим процессам в мировом хозяйстве капитализма, а также воздействию политики энергосбережения и диверсификации энергопотребления.
Время, в которое мы живем, — эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это пере'ход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека — превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения и обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Подведем некоторые итоги. Практически после всех национализации бывшие компании-концессионеры сохранили ту или иную форму присутствия в нефтяной промышленности ближневосточных стран. Уровень этого присутствия при прочих равных условиях зависел от социально-политической ориентации правящего режима, от общего уровня экономического развития нефтедобывающей страны, от наличия в ней квалифицированных национальных кадров специалистов-нефтяников. Обычно после национализации правительство страны-экспортера заключало с бывшими концессионерами долгосрочные соглашения о поставках последним национализированной нефти. В соответствии с этими соглашениями (многие из которых заключались на оставшийся до окончания первоначальной концессии срок) национальной нефтяной компании, к которой переходил непосредственный контроль над нефтепромыслами, принадлежала вся необходимая для внутреннего потребления страны нефть, оставшаяся же часть поставлялась ею бывшим концессионерам либо реализовывалась самостоятельно.
В формировании коллектива и его становлении первостепенное значение имеют подбор и расстановка кадров, комплектование трудового коллектива с учетом поставленных задач. При формировании трудового коллектива надо учитывать возраст работников, степень их социально-политической зрелости и активности, индивидуальные, психологические качества человека, возможные эффекты от объединения людей в группы.
В разделе «Планирование коммунистического воспитания и участия трудящихся в управлении» рассматривают вопросы воспитательной работы, которая должна постоянно проводиться на предприятии. Одной из важных задач планирования социального развития является повышение социально-политической активности работников, проявляющейся в разнообразных формах их участия в управлении производством и общественной жизни коллектива (численность рационализаторов и изобретателей, число рационализаторских предложений, численность участников соревнования за коммунистическое отношение к труду, численность работников, имеющих звание «Лучший по профессии» и т. д.). Неоднозначный подход развивающихся стран к разработке ключевых направлений их экономической стратегии определяется наличием и взаимодействием сложного комплекса факторов, особенностей хозяйственного и социально-политического развития. Причем значение этих особенностей, так же как и необходимость их углубленного, разностороннего изучения, нарастает в современных условиях по мере усиливающейся дифференциации молодых освободившихся государств, все более четкого оформления их специфических национальных интересов. Страны — экспортеры углеводородного сырья в данном отношении не составляют исключения. Различия в сырьевой политике этих государств объективно обусловлены существенным несовпадением величины разведанных запасов их основных природных ресурсов, численности населения и среднего уровня его благосостояния, технико-и социально-экономических предпосылок для рационального ис-лользования экспортных доходов, а также целым рядом других причин. Но на первый план среди них все определеннее выступают различия в социально-экономической и политической ориентации, которые оказывают возрастающее воздействие на формирование государственной стратегии в области применения национального хозяйственного потенциала в целом и на сырьевую политику в частности.
.ниц (городов, районов, областей и т. д.). Предприятия различных отраслей, расположенных на территории административного района, по ряду вопросов (в особен-ности социально-политического характера) подчиняются Советам депутатов трудящихся и других территориальных органов управления.
Важнейшее значение для экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества имеет проводимая реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Первостепенной задачей работников отрасли является неуклонное и последовательное осуществление предусмотренных реформой мер, направленных на повышение качества образования и коммунистического воспитания, кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся.
Здесь могут быть различные классификации функций государства в условиях перехода к рынку. Одни из них (функций): во-первых, «системоформирующие» — связанные с проведением институциональных преобразований, развертыванием инфраструктуры и выработкой правил экономического поведения становящихся субъектов предпринимательства; во-вторых, «системоутверждающие» — сопряженные с проведением структурной экономической перестройки и созданием условий необратимости трансформационных процессов; в-третьих, «системовоспроизводящие» — обеспечивающие эффективную консолидацию экономического и социально-политического потенциалов общества. Исходя из этих позиций, необходимо определять суть переходного периода: это система отношений государственных и предпринимательских структур по поводу использования ресурсно-хозяйственного потенциала общества на основе оптимизации сочетания интересов этих структур в процессе разработки и реализации целей социально-экономического развития. Основная же проблема этого периода — направить предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов на достижение вырабатываемых государством экономических и социальных ориентиров.
Развитие политической экономии в XVIII в. создало предпосылки для выделения из нее финансовой науки во второй четверти XIX в. Интенсивный рост финансового хозяйства также явился одним из стимулирующих факторов для финансовой науки. В XIX в., в особенности со второй его половины, на развитие финансовой науки большое влияние оказывают идеи социализма (К. Родбертус, К. Маркс, Ф. Лассаль) и социально-демократическое рабочее движение. Это влияние нашло свое выражение в развитии социально-политического направления1 прежде всего в Германии (Л. Штейн, А. Шеффле, А. Вагнер), оно уделяло много внимания финансовой системе и придавало ей серьезное значение. Это направление, не разделяя социалистических взглядов, следуя по пути частичных уступок требованиям рабочей демократии, явилось реакцией на экономический и финансовый либерализм, господствовавший в науке и политике со времен физиократов и А. Смита до второй половины XIX в.
А. Вагнер является идеологом социально-политического направления, которое в прогрессивном налогообложении видело средство нивелировки имущественного неравенства. Фактически прогрессивное обложение вошло в практику под давлением рабочего класса и аграриев. Борьбой заинтересованных классов, в которой одерживала верх то одна, то другая сторона, совокупностью экономических и социальных условий нужно объяснять такое повсеместное явление, что окончательному введению подоходного налога предшествовал продолжительный период временных мер, попыток заменить введение этой новой меры реформированием, переделкой уже существующих форм обложения. Англии потребовалось боле 40 лет (1798-1842 гг.), чтобы подоходный налог превратился в постоянный. На протяжении 1848-1914 гг. Франция имела около пятидесяти проектов этого налога. В США введение подоходного налога обсуждалось с 1862 по 1913г. Более чем столетнюю историю (1812-1916 гг.) имеет вопрос о подоходном обложении в России. М.М. Алексеенко, оценивая повсеместное введение прямого подоходного налога в европейских странах, писал, что этот вид налога - «форма примирения интересов имущих и неимущих классов».
К теориям социально-политического направления относится и принцип «пощады в обложении», изложенный русским экономистом А. Исаевым. Этот принцип обосновывается в рамках учения о государстве, целью которого является «общее благо в самом широком смысле».
К теориям социально-политического направления можно отнести теории «общего возмездия» и «специального возмездия», которые также апеллировали к идеям социальной справедливости. Теория «общего возмездия» объясняла введение прогрессии именно тем, что государственная деятельность направляется преимущественно в пользу имущих классов населения. Теория «специального возмездия» объясняла введение прогрессии как некоторую компенсацию за чрезмерную тяжесть косвенных налогов, которыми обложены малоимущие классы населения. Взамен их имущие классы населения берут на себя некоторое бремя в виде прогрессивного обложения. Сторонники прогрессивного обложе-
Предметом дискуссий в финансовой литературе был вопрос о роли подоходного налога в финансовой системе государства. Представители социально-политического направления считали прямой подоходный прогрессивный налог средством более справедливого распределения налогового бремени, а не источником пополнения казны. Эта позиция характеризует подход с точки зрения классовых интересов. Финансисты, трактующие подоходный налог с позиций фискальных интересов, не были едины в оценке его роли в финансовой системе государства. Г.И. Болдырев подводит итоги длительной дискуссии по этому вопросу. Часть ученых-финансистов считали подоходный налог коррективом, необходимым дополнением к системе косвенных налогов. Большинство же исследователей рассматривало подоходный налог как главный и необходимый элемент финансовой системы. Американский исследователь Э. Селигман, изучив процесс развития прямого обложения, пришел к заключению, что подоходное обложение является последней и самой совершенной его формой: «Неоспоримо, что подоходный налог отвечает гораздо более точно новым идеям о налоговой справедливости. Поэтому можно думать, что в течение некоторого времени все прямые налоги будут отменены, чтобы быть замещены единым подоходным налогом»1.
В поиске выхода из этой сложнейшей ситуации можно взять за исходное три принципиальных установки. Первая: необходимо официально признать специфические особенности социально-политического развития России, нахождение ее в самом начале пути становления социальной рыночной экономики, гипертрофированный процесс
Теория предлагает две группы принципов налогового реформирования. Первую представляют принципы, обычно называемые «идеальным межгосударственным рецептом движения налоговых преобразований». Содержание таких принипов определено еще классиками экономической мысли, о чем мы говорили в самом начале работы. Такие принципы задают направление налоговым реформам, они — тот классический ориентир, поступательное и неуклонное движение к которому является свидетельством высокого уровня экономического и социально-политического развития страны. Вторую группу составляют принципы, определяемые каждой отдельно взятой страной при проведении своих налоговых реформ. Однако эта группа принципов по своему содержанию неоднородна. Здесь в свою очередь выделяются две подгруппы принципов реформирования. Первую подгруппу принципов реализуют страны со стабильной налоговой системой, которая наиболее близка к классическому варианту налогообложения. Вторую подгруппу принципов берут за основу страны, формирущие налоговую систему в соответствии с международными стандартами и передовыми концепциями стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Каково же содержание всех этих групп и подгрупп принципов? Попробуем в этом разобраться.
Себестоимости включающей Современные технические Современных экономико Современных компьютерных Современных математических Современных персональных Современных промышленных Современных тенденций Современными информационными Современным оборудованием Современная экономика Сегментарной отчетности Современная технология вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|