|
Социально политическую
67. Г е о р г и е в Л. О социально-политическом содержании национализации в освободившихся странах.— Узловые проблемы развивающихся стран. Прага, 1980.
Наряду с изложенными экономическими принципами в практике размещения отдельных отраслей промышленности необходимо учитывать и некоторые внеэкономические обстоятельства, которые могут иметь исторически преходящий характер, но быть важными в социально-политическом аспекте. Сюда относится политика в области развития национальных республик, соображения стратегического, оборонного характера, охрана окружающей среды. В ряде случаев обстоятельства внеэкономического порядка могут явиться решающими при выборе района размещения новых промышленных предприятий.
Присущее формам собственности противоречивое единство позитивных и негативных потенций исключает правомерность попыток как присвоения одним формам ранга панацеи, так и третирования других. Из данной методологической посылки следует, что тотальное отвержение необходимости демократизации становящей системы собственнических отношений на государственных и приватизированных предприятиях (в т. ч. формально основанных на собственности работников) чревато самыми серьезными негативными последствиями. В социально-политическом аспекте отчуждение наемных работников (юридическое), а работников-акционеров (фактическое) от участия в управлении производством и в распределении его результатов, усиливая в обществе социальное неравенство и углубляя конфронтацию в области трудовых отношений, не только препятствует достижению на производстве социального согласия, но и формирует массовую общественную базу за новый передел собственности и перераспределение власти на производстве. В экономическом плане безраздельная власть в производстве высших менеджеров, несущих крайне ограниченную ответственность за результаты своего руководства и ущемляющих права работников, закладывают основы экономики «старого» типа, базирующейся на традиционно-капиталистической системе наемного труда и на авторитарной организации управления производством (от коих уходят страны со смешанной экономикой и «цивилизованными» формами предпринимательства), которая полностью утрачивает способность обеспечивать необходимые ныне мотивацию, качество и производительность труда.
Последним из предлагаемых авторами рецептов оптимизации налогообложения является расширение сферы акцизных платежей на социально вредное производство и унификация бухгалтерско-налоговой техники. По мнению авторов статьи, все налоги (кроме самообложения прибыли) должны входить в состав производственных затрат, поскольку «они фактически имеют характер платы за те или иные услуги, предоставляемые предприятиям со стороны государства и общества. Никаких налоговых отчетов предприятие представлять никому не обязано. Бухгалтерия есть внутреннее дело каждого предприятия. Возможно, потребуются какие-то государственные стандарты ограничительного характера в области учета исключительно для статистических целей» [78]. Последнее утверждение можно отнести скорее к области фантастики, чем к осуществимой реальности в условиях современного состояния правовых отношений в России и при наличии многих негативных тенденций в ее социально-экономическом и политическом развитии.
Все вышесказанное позволяет сделать ряд выводов. Первый. Необходимо признать, что Россия стоит только в начале пути к становлению правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Переходный период в социально-политическом и экономическом развитии требует особых форм экономических отношений. Рецепты идеальной, т. е. работающей в условиях западных демократий, системы налогообложения в России неприемлемы. Еще более отягощающим экономику фактом является то, что основу современного российского налогообложения составляют две системы — американская и западноевропейская. Состояние российской экономики и
Присущее формам собственности противоречивое единство позитивных и негативных потенций исключает правомерность попыток как присвоения одним формам ранга панацеи, так и третирования других. Из данной методологической посылки следует, что тотальное отвержение необходимости демократизации становящей системы собственнических отношений на государственных и приватизированных предприятиях (в т. ч. формально основанных на собственности работников) чревато самыми серьезными негативными последствиями. В социально-политическом аспекте отчуждение наемных работников (юридическое), а работников-акционеров (фактическое) от участия в управлении производством и в распределении его результатов, усиливая в обществе социальное неравенство и углубляя конфронтацию в области трудовых отношений, не только препятствует достижению на производстве социального согласия, но и формирует массовую общественную базу за новый передел собственности и перераспределение власти на производстве. В экономическом плане безраздельная власть в производстве высших менеджеров, несущих крайне ограниченную ответственность за результаты своего руководства и ущемляющих права работников, закладывают основы экономики «старого» типа, базирующейся на традиционно-капиталистической системе наемного труда и на авторитарной организации управления производством (от коих уходят страны со смешанной экономикой и «цивилизованными» формами предпринимательства), которая полностью утрачивает способность обеспечивать необходимые ныне мотивацию, качество и производительность труда.
Изучение этого учебника позволит каждому лучше ориентироваться в процессах, происходящих в экономике государства, и в его социально-политическом развитии. Работникам государственного аппарата — даст в руки инструмент реального управления процессами происходящими в государстве, ясное понимание того, откуда деньги в государстве берутся и куда тратятся, какими нормативными
В социально-политическом аспекте социальное страхование представляет собой способ реализации конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются действующим законодательством.
Несостоятельность ее в практическом плане очевидна: во всех странах, где (на протяжении XX в.) была провозглашена общественная собственность, ибо действительно общественную собственность можно только провозгласить, экономика продемонстрировала свою полную неэффективность (дефицит, голод, нерациональное использование всех производственных ресурсов). А в социально-политическом плане общественная собственность оказалась неразрывно связанной с тоталитарным строем, или, выражаясь мягче, командно-административной системой.
Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогнозирования возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее они нашли свое применение и в технологическом, и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.
Методы прогнозирования деловой среды. Первоначально прогнозирование в рамках организации возникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению как к организации, так и внутренних). Позднее организации освоили прогнозирование технологического (технологическое прогнозирование), а также социального и политического компонентов (социально-политическое прогнозирование) своей среды. Общие, наиболее распространенные методы прогнозирования возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее нашли применение также в технологическом и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования. ние концентрируется почти исключительно на негативном опыте Испании и Португалии, где финансовые результаты колониальной экспансии в эпоху великих географических открытий конца XV—XVI в. не только не стимулировали становление нового способа производства, но и, напротив, по преимуществу консервировали хозяйственную и социально-политическую отсталость пиренейских абсолютных монархий, ведя их к застою и неизбежному упадку в следующем столетии.
В зависимости от содержания различают информацию научно-техническую, производственно-экономическую, социальную, каждая из которых имеет несколько разновидностей. Так, первый вид включает собственно научно-техническую (информацию отчетов и публикаций), патентную, конструкторскую, технологическую информацию. Экономическая может быть учетной, конъюнктурной и т. д. Социальная включает информацию о социально-психологических отношениях в коллективе и социально-политическую информацию.
Со значительно большими трудностями сталкиваются страны с переходной экономикой. Проблему налогового реформирования в таких странах нельзя сводить лишь к поиску способов мобилизации финансовых ресурсов, необходимых государству. В настоящее время проблема налогов в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально-политическую проблему. Необходимость ее разрешения представляет собой первейший для России стимул к реформам.
Центральное соглашение о доходах конкретизируется по отраслям и предприятиям в виде коллективных договоров работников и предпринимателей. Оно контролируется в центре и на местах, для чего государство создает особый аппарат. Через реализацию политики доходов работники приобретают гарантии увеличения заработков при повышении эффективности (прибыльности) производства, а также защиту от инфляции. Предприниматели получают социальный мир и гарантию от чрезмерных покушений на прибыли. Государство получает социально-политическую и экономическую устойчивость и гарантии роста бюджетных доходов.
Общие основы управления следует рассматривать через ряд ключевых понятий, способных достаточно емко охарактеризовать содержание и цели управленческой деятельности, механизмы управленческого процесса, ожидаемые результаты. К таким понятиям относятся управление, руководство, менеджмент, функции, взаимоотношения между управляемой и управляющей системами, эффективность управления и т.п. В частности, под социальным (общественным) управлением понимается воздействие на общество в целом и на его отдельные звенья (экономику, социально-политическую и духовную жизнь) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нормальное функционирование и развитие, успешное движение системы к заданной цели.
4) социально-политическую — за вверенные общественным доверием обязанности по охране тех или иных идеалов общежития.
Наиболее наглядным образом описывает предреформенную социально-экономическую ситуацию положение с продовольственным снабжением городского населения (чтобы подчеркнуть социально-политическую важность этого аспекта, вспомним, что хлебный кризис февраля 1917 года в Петрограде стал непосредственной причиной свержения самодержавия). В результате пол-
социально-политическую систему страны. В этой связи будущее
лись в крайне обостренную социально-политическую проблему страны. По
обостренную социально-политическую проблему страны.
экономическую оценку, социально-политическую оценку, общую ком-
Современные представления Современные технологии Современных электронных Современных корпораций Современных направлений Современных предприятиях Современных руководителей Сегментах финансового Современными техническими Современным российским Современная концепция Современная российская Современной экономике вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|