Социально политическую



67. Г е о р г и е в Л. О социально-политическом содержании национализации в освободившихся странах.— Узловые проблемы развивающихся стран. Прага, 1980.

Наряду с изложенными экономическими принципами в практике размещения отдельных отраслей промышленности необходимо учитывать и некоторые внеэкономические обстоятельства, которые могут иметь исторически преходящий характер, но быть важными в социально-политическом аспекте. Сюда относится политика в области развития национальных республик, соображения стратегического, оборонного характера, охрана окружающей среды. В ряде случаев обстоятельства внеэкономического порядка могут явиться решающими при выборе района размещения новых промышленных предприятий.

Присущее формам собственности противоречивое единство позитивных и негативных потенций исключает правомерность попыток как присвоения одним формам ранга панацеи, так и третирования других. Из данной методологической посылки следует, что тотальное отвержение необходимости демократизации становящей системы собственнических отношений на государственных и приватизированных предприятиях (в т. ч. формально основанных на собственности работников) чревато самыми серьезными негативными последствиями. В социально-политическом аспекте отчуждение наемных работников (юридическое), а работников-акционеров (фактическое) от участия в управлении производством и в распределении его результатов, усиливая в обществе социальное неравенство и углубляя конфронтацию в области трудовых отношений, не только препятствует достижению на производстве социального согласия, но и формирует массовую общественную базу за новый передел собственности и перераспределение власти на производстве. В экономическом плане безраздельная власть в производстве высших менеджеров, несущих крайне ограниченную ответственность за результаты своего руководства и ущемляющих права работников, закладывают основы экономики «старого» типа, базирующейся на традиционно-капиталистической системе наемного труда и на авторитарной организации управления производством (от коих уходят страны со смешанной экономикой и «цивилизованными» формами предпринимательства), которая полностью утрачивает способность обеспечивать необходимые ныне мотивацию, качество и производительность труда.

Последним из предлагаемых авторами рецептов оптимизации налогообложения является расширение сферы акцизных платежей на социально вредное производство и унификация бухгалтерско-налоговой техники. По мнению авторов статьи, все налоги (кроме самообложения прибыли) должны входить в состав производственных затрат, поскольку «они фактически имеют характер платы за те или иные услуги, предоставляемые предприятиям со стороны государства и общества. Никаких налоговых отчетов предприятие представлять никому не обязано. Бухгалтерия есть внутреннее дело каждого предприятия. Возможно, потребуются какие-то государственные стандарты ограничительного характера в области учета исключительно для статистических целей» [78]. Последнее утверждение можно отнести скорее к области фантастики, чем к осуществимой реальности в условиях современного состояния правовых отношений в России и при наличии многих негативных тенденций в ее социально-экономическом и политическом развитии.

Все вышесказанное позволяет сделать ряд выводов. Первый. Необходимо признать, что Россия стоит только в начале пути к становлению правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Переходный период в социально-политическом и экономическом развитии требует особых форм экономических отношений. Рецепты идеальной, т. е. работающей в условиях западных демократий, системы налогообложения в России неприемлемы. Еще более отягощающим экономику фактом является то, что основу современного российского налогообложения составляют две системы — американская и западноевропейская. Состояние российской экономики и

Присущее формам собственности противоречивое единство позитивных и негативных потенций исключает правомерность попыток как присвоения одним формам ранга панацеи, так и третирования других. Из данной методологической посылки следует, что тотальное отвержение необходимости демократизации становящей системы собственнических отношений на государственных и приватизированных предприятиях (в т. ч. формально основанных на собственности работников) чревато самыми серьезными негативными последствиями. В социально-политическом аспекте отчуждение наемных работников (юридическое), а работников-акционеров (фактическое) от участия в управлении производством и в распределении его результатов, усиливая в обществе социальное неравенство и углубляя конфронтацию в области трудовых отношений, не только препятствует достижению на производстве социального согласия, но и формирует массовую общественную базу за новый передел собственности и перераспределение власти на производстве. В экономическом плане безраздельная власть в производстве высших менеджеров, несущих крайне ограниченную ответственность за результаты своего руководства и ущемляющих права работников, закладывают основы экономики «старого» типа, базирующейся на традиционно-капиталистической системе наемного труда и на авторитарной организации управления производством (от коих уходят страны со смешанной экономикой и «цивилизованными» формами предпринимательства), которая полностью утрачивает способность обеспечивать необходимые ныне мотивацию, качество и производительность труда.

Изучение этого учебника позволит каждому лучше ориентироваться в процессах, происходящих в экономике государства, и в его социально-политическом развитии. Работникам государственного аппарата — даст в руки инструмент реального управления процессами происходящими в государстве, ясное понимание того, откуда деньги в государстве берутся и куда тратятся, какими нормативными

В социально-политическом аспекте социальное страхование представляет собой способ реализации конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются действующим законодательством.

Несостоятельность ее в практическом плане очевидна: во всех странах, где (на протяжении XX в.) была провозглашена общественная собственность, ибо действительно общественную собственность можно только провозгласить, экономика продемонстрировала свою полную неэффективность (дефицит, голод, нерациональное использование всех производственных ресурсов). А в социально-политическом плане общественная собственность оказалась неразрывно связанной с тоталитарным строем, или, выражаясь мягче, командно-административной системой.

Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогнозирования возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее они нашли свое применение и в технологическом, и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.

Методы прогнозирования деловой среды. Первоначально прогнозирование в рамках организации возникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению как к организации, так и внутренних). Позднее организации освоили прогнозирование технологического (технологическое прогнозирование), а также социального и политического компонентов (социально-политическое прогнозирование) своей среды. Общие, наиболее распространенные методы прогнозирования возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее нашли применение также в технологическом и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.


ние концентрируется почти исключительно на негативном опыте Испании и Португалии, где финансовые результаты колониальной экспансии в эпоху великих географических открытий конца XV—XVI в. не только не стимулировали становление нового способа производства, но и, напротив, по преимуществу консервировали хозяйственную и социально-политическую отсталость пиренейских абсолютных монархий, ведя их к застою и неизбежному упадку в следующем столетии.

В зависимости от содержания различают информацию научно-техническую, производственно-экономическую, социальную, каждая из которых имеет несколько разновидностей. Так, первый вид включает собственно научно-техническую (информацию отчетов и публикаций), патентную, конструкторскую, технологическую информацию. Экономическая может быть учетной, конъюнктурной и т. д. Социальная включает информацию о социально-психологических отношениях в коллективе и социально-политическую информацию.

Со значительно большими трудностями сталкиваются страны с переходной экономикой. Проблему налогового реформирования в таких странах нельзя сводить лишь к поиску способов мобилизации финансовых ресурсов, необходимых государству. В настоящее время проблема налогов в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально-политическую проблему. Необходимость ее разрешения представляет собой первейший для России стимул к реформам.

Центральное соглашение о доходах конкретизируется по отраслям и предприятиям в виде коллективных договоров работников и предпринимателей. Оно контролируется в центре и на местах, для чего государство создает особый аппарат. Через реализацию политики доходов работники приобретают гарантии увеличения заработков при повышении эффективности (прибыльности) производства, а также защиту от инфляции. Предприниматели получают социальный мир и гарантию от чрезмерных покушений на прибыли. Государство получает социально-политическую и экономическую устойчивость и гарантии роста бюджетных доходов.

Общие основы управления следует рассматривать через ряд ключевых понятий, способных достаточно емко охарактеризовать содержание и цели управленческой деятельности, механизмы управленческого процесса, ожидаемые результаты. К таким понятиям относятся управление, руководство, менеджмент, функции, взаимоотношения между управляемой и управляющей системами, эффективность управления и т.п. В частности, под социальным (общественным) управлением понимается воздействие на общество в целом и на его отдельные звенья (экономику, социально-политическую и духовную жизнь) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нормальное функционирование и развитие, успешное движение системы к заданной цели.

4) социально-политическую — за вверенные общественным доверием обязанности по охране тех или иных идеалов общежития.

Наиболее наглядным образом описывает предреформенную социально-экономическую ситуацию положение с продовольственным снабжением городского населения (чтобы подчеркнуть социально-политическую важность этого аспекта, вспомним, что хлебный кризис февраля 1917 года в Петрограде стал непосредственной причиной свержения самодержавия). В результате пол-

социально-политическую систему страны. В этой связи будущее

лись в крайне обостренную социально-политическую проблему страны. По

обостренную социально-политическую проблему страны.

экономическую оценку, социально-политическую оценку, общую ком-


Современные представления Современные технологии Современных электронных Современных корпораций Современных направлений Современных предприятиях Современных руководителей Сегментах финансового Современными техническими Современным российским Современная концепция Современная российская Современной экономике вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика