Социально психологическими



На современном этапе необходимость увеличения внимания к социально-психологическим аспектам управления вызвана возросшим культурным и общеобразовательным уровнем советских людей, в корне изменившим их потребности и привычки. Возрастает стремление к так называемому психологическому комфорту, т. е. чувству удовлетворенности своим положением на

В чгсловиях высокого развития общественного разделения труда растут технологические, организационные и прежде всего психологические и соцнальные связи людей, поэтому необходимо органическое единство экономического аспекта управления с социально-психологическим.

Условия труда изучают с точки зрения их соответствия действующим нормативам и социально-психологическим отношениям. Для этого проверяют выполнение мероприятий, обеспечивающих улучшение «психологической атмосферы», так как взаимоотношения в коллективе оказывают прямое воздействие на настроение и работоспособность работников.

найти способ определения эффективности труда (это особенно сложно сделать в переходный к рыночным отношениям период, когда административно-командная система управления не уступала место экономическим и социально-психологическим методам управления).

Проблемы управления персоналом раскрываются в главах, посвященных разработке и проведению кадровой политики в фирме, оплате и стимулированию труда, групповому управлению и социально-психологическим аспектам управления.

3. В функциях управления: усиление стратегического планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и технической политики; усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки продукта до его серийного выпуска; придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности фирмы на основе совершенствования учета и отчетности на базе всестороннего применения электронно-вычислительной техники; придание большего, чем раньше, значения вопросам производства и управления персоналом; привлечение работников к участию в акционерном капитале фирмы путем приобретения акций, участия в решении вопросов на заседаниях совета директоров и правления; поощрение работников за разработку новых идей в области совершенствования технологии производства, создания и внедрения новой продукции, усиления внимания к социально-психологическим аспектам управления; усиление внимания в области маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов для достижения конечных результатов, намечаемых в программе маркетинга по продукту и по производственному отделению, на усиление хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями компании и с функциональными службами; повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности.

Профессиография — технология изучения требований профессии к личным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья. Профессиография применяется как информационная, коррекционная, диагностическая.

Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет ; диспозиционная (от лат - расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Основателями этой теории были американские социологии Т. Знанецкий и Ч.Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А.Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связь между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делятся на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1).концепцию жизни и ценностные ориентации; 2).обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3).ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.

На заводе придается большое значение социально-психологическим вопросам (соответствие выполняемой работы склонностям работника, внутриколлективные связи, социально-бытовые и жилищные условия, рациональное использование внерабочего времени и т. п.), которые оказывают влияние на настроение исполнителя и, следовательно, на качество его труда.

Сплочению коллектива содействует обеспечение на предприятиях хорошего психологического климата. Многое делается в этом направлении на Таганрогском комбайновом заводе. Здесь наряду с большой исследовательской работой по социологическим проблемам, проводимой совместно с сотрудниками педагогического института, были организованы курсы для руководителей цеховых служб, мастеров и бригадиров, закончившиеся проведением заводской конференции по социально-психологическим проблемам управления. Все это дало свои результаты — при массовом опросе более 90% рабочих ответили, что они довольны коллективом, в котором трудятся. Следует заметить, что даже строгие дисциплинарные взыскания, справедливо наложенные на отдельных рабочих, не вызывают отчужденности, поскольку наказание исходит не только от руководителя, но и товарищей по труду.

В реальной действительности любая скрупулезно построенная модель далеко не полностью выражает наиболее важные проявления цикла. Средств моделирования оказывается недостаточно, и аналитики нередко прибегают к социально-психологическим эпитетам для сколько-нибудь точного описания цикла. Так, довольно часто можно встретить выражения «вялый подъем», «хроническая депрессия», «процветание», «экономический шок» и др. Все эти характеристики представляются допустимыми, ибо в экономике действуют люди, и игнорировать их — значит не понять важнейшие качественные характеристики циклов, ни один из которых в точности никогда не похож на другие.


сколько-нибудь существенных положительных результатов: не позволил в целом модернизировать ливийское частное предпринимательство, не устранил преобладания в нем так называемого старого капитала различных типов над современным промышленным капиталом. В данной связи представляет интерес и, как нам кажется, находит одно из подтверждений общее замечание советского исследователя Л. И. Рейснера о том, что участие «капитала старого типа в... накоплении обусловлено» не только «степенью модернизации всего экономического организма общества и колебаниями конъюнктуры», но и «социально-психологическими сдвигами в среде... буржуазии», а также другими факторами [141, с. 308—309, 313].

МЭЙО ЭЛТОН (Mayo Elnon) (1880-1949) -американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении. Суть концепции М.: сама работа, производственный процесс имеют для рабочего мышления меньшее значение, чем его соц. и психологическое положение на производстве. По мнению М., основная задача менеджмента — поставить на службу соц. и психологические мотивы деятельности, способности работников к групповому творчеству, основной мотив эффективной работы — обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения. Основные идеи М. заключаются в следующем: а) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека него свободой; б) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию — это способствует соц. стабильности общества, удовлетворенности индивида своей работой. Провозгласил принцип замены индивидуальных воздействий групповыми, экон. — социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Заложил основы концепции "гуманизации труда", "просвещения служащих", "групповых решений". С 1927 по 1932 г. провел большую серию экспериментов по изучению причин текучести и низкой производительности кадров на ряде электротехнических предприятий в г. Хоторне ("Хоторнские эксперименты"), которые положили начало исследованию неформальных групп. М. и его сотрудники первыми стали рассматривать производственное предприятие как соц. систему.

Если техническая интенсификация имеет дело с отдельными физико-химическими свойствами своих объектов, то интенсификация труда имеет дело с биологическими и социально-психологическими свойствами самого человека, "материей" несравненно более тонкой, сложной, менее стабильной, резонирующей, самоорганизующейся и самоуправляющейся, охватывающей протяженность не только пространства (я+мы+среда), но и протяженность времени (прошлое+настоящее+будущее), объединяющей и координирующей движение всех своих структур и функций с помощью такого мощного управленческого рычага, как информация.

- реализация решения сопряжена с определенными социально-психологическими результатами, кол! которых еще более затруднительно, чем экономических;

В условиях рыночных отношений нормирование труда все в большей степени связывают с социально-экономическими и социально-психологическими аспектами управления предприятием, так как при конкурентной борьбе проблема повышения эффективности использования труда персонала становится весьма острой. Наряду с этим возрастают требования к обеспечению работодателем нормальных условий и оптимальной напряженности труда, его содержательности.

Эргономика изучает режим труда и отдыха для обеспечения высокой работоспособности человека в течение всего рабочего дня. Она исследует также темп, ритм и тяжесть самого процесса труда, приспосабливая их к возможностям человека. Например, применительно к сборочно-конвейерным работам эргономика предлагает, в частности, ослабить жёсткую зависимость индивидуального ритма от заданного техникой путём замедления темпа конвейера, реорганизации технологии труда и т.д. Она даёт физиологически и психологически обоснованные нормы времени на операции, являясь составной частью научного нормирования труда. Эргономические рекомендации учитываются и при расстановке рабочей силы, распределении работ в соответствии с индивидуальными социально-психологическими характеристиками работников (волевыми качествами, способностью к работе в коллективе, к принятию ответственности, риска и т.д.), рекомендует наиболее совершенные методы обучения персонала.

низационно-управленческие проблемы в рамках международных проектов решать значительно сложнее. В первую очередь это обусловлено социальными и социально-психологическими аспектами мультикультурного контекста международных проектов. Кроме этого, определенные проблемы могут возникать из-за правовых и политических особенностей стран — участников проекта.

Отечественная практика управления по настоящее время находится, по существу, в плену тейлористско-фордистской парадигмы, провозглашающей принципы глубокого разделения и специализации труда, его унификации, преобладания административных, правовых и экономических методов управления над социально-психологическими. В разное время факторами эффективности и всеобщего процветания провозглашались электрификация, индустриализация, коллективизация, химизация, автоматизация, интенсификация, экономия ресурсов и другие организационно-экономические мероприятия.

То, что дело именно в системе организационных решений, связанных с социально-психологическими факторами, доказывает небывалый успех совместных американо-японских предприятий с преобладанием американского персонала .и некоторых западных компаний, более или менее системно использующих японский подход, получивший название «уплотненная технология» (в отличие от «поточной, тейлористской технологии») и являющийся, по мнению многих специалистов, перспективной основой организации производства в XXI веке. Примеры — совместное предприятие «НУММИ», детище «Дженерал Моторс» и «Тоёты» на американской земле, а также успехи японского менеджмента, достигнутые в немецкой автомобильной фирме «Порше».

Высокого уровня в использовании положительных факторов информированности работников и участия в принятии решений добились ведущие японские компании, в частности, развивая систему «Кружков качества». Эта же организационная форма эффективно работает в направлении обучения работников, повышения их квалификации, развития. Коллективное принятие решений,, выдвижение новых идей требует от руководителей знания и умения организовывать такие мероприятия, как «мозговой штурм», «метод Дельфы», «метод Гордона», экспертные опросы, моделирование, проведение деловых игр, рассмотрение деловых ситуаций и т. п. Трудоемкость и высокие требования к профессионализму организаторов коллективной мыследеятельности, как правило, оправдываются высокими экономическими и социально-психологическими результатами, позволяют организации оставаться конкурентоспособной, развивающейся, а коллективу — высокопродуктивным, сплоченным, людям — удовлетворенными трудом и членством в коллективе и организации.

Социально-психологическими и организационными факторами успешного сотрудничества является система пожизненного найма, отсутствие тенденций к достижениям за счет других (все равно повышение по службе не наступит раньше достижения определенного возраста), поощрение сотрудничества, а не соперничества, соревнования, а не «борьбы за выживание», культивирование чувства единства с организацией и понимания, что личный успех и благополучие возможны только вместе с ней.


Современные требования Современных финансовых Сегментация потребителей Современных организациях Современных принципов Современных технологий Современных требований Современными требованиями Современным требованиям Современная организация Современная стоимость Современной электронной Современной кейнсианской вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика