Социологических исследованиях



Разработка мероприятий и показателей плана социального развития коллектива предприятия базируется, во-первых, на данных анализа его социального климата, во-вторых, на результатах специальных социологических исследований. В совокупности эти данные образуют так называемую социальную информацию.

БАНК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — специально организованное в хр'онологическом, предметным, терр. ин-ституциальном или авторском порядке собрание методических инструментов, результатов социологических исследований, итогов их анализа, используемых в целях сохранения и накопления информации, создания исходной базы данных для разработки рекомендаций, предложений, программ соц. развития коллективов, организаций и т.п.

ЕРОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (греч. geron — старик и logos — слово, понятие, учение) — область социологических исследований определенного соц.-демографического слоя — пожилых людей, их рб-раза жизни, способов их соц. адаптации к новым условиям в связи с выходом на пенсию, переменами в их соц. статусе, материальном, семейном положении и т.п. В связи с изменениями в демографической структуре общества (в настоящее время во многих странах происходит увеличение количества лиц пожилого и старческого возраста) интерес к Г.с. возрастает.

телем может быть как сам должник, так и третье лицо. Предметом 3. может быть всякое имущество, в т.ч. вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом (гл. 23, §3 ГК РФ). ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ (по кадрам) — линейный руководитель, организующий кадровую работу по всему циклу управления персоналом: от найма работника до его увольнения или прекращения работы в данной организации. Ему подчиняются службы управления персоналом: отдел кадров, отдел обучения, отдел организации труда и заработной платы, отделы соц. инфраструктуры, отдел охраны труда и техники безопасности, лаборатория социологических исследований, отдел научно-технической информации и др. З.д.о. по у.п. утверждает: сметы расходов отделов службы управления персоналом, заявки на обучение кадров с учетом предложений структурных подразделений организации, учебные программы по обучению кадров; графики проведения обучения; графики очередности отпусков работников службы управления персоналом; инструкции по технике безопасности; заявки на выпускников вузов, техникумов и средних учебных заведений; штатные расписания служб и структурных подразделений организации; положения по оплате труда; должностные инструкции персонала службы управления персоналом; графики проверки знаний руководителей и специалистов; экзаменационные билеты для проверки знаний руководителей и специалистов; положение по оценке деятельности сотрудников; графики работы подразделений организации; акты о расследовании несчастных случаев. З.д.о. по у.п. подписывает приказы: о назначении, перемещении и увольнении руководителей и специалистов (кроме директоров филиалов и заместителей директоров организации), об увольнении за нарушение трудовой и производственной дисциплины по ст., предусмотренным КЗоТ РФ; о назначении пособий женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, в пределах утвержденных смет; о материальном поощрении юбиляров в пределах утверж-

АБОРАТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ — функциональное подразделение организации, имеющее задачу формирования здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении организации. Лаборатория изучает соц. и психологические проблемы организации труда, быта и отдыха работников, разрабатывает пути и методы их решения; повышает стабильность трудового коллектива, его активность и инициативу; повышает эффективность системы соц. управления; пропагандирует социологические и психологические знания; разрабатывает систему взаимоотношений в организации, основы корпоративной культуры; разрабатывает и внедряет мероприятия по повышению удовлетворенности трудом; изучает общественное мнение.

ган) — Институт социологических исследований. Разработал концепцию личности, в основе которой заимствованное из физики понятие "поля" (единство личности и ее окружение). Один из основоположников экспериментального исследования мотивации и психологии групп (групповой динамики). Исследовал эффективные стили лидерства и выявил три классических стиля руководства (авторитарный, демократический, нейтральный). Исследования Л. заложили основу для поисков учеными бихевиористской школы стиля поведения, которая может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности трудом. Внес значительный вклад в развитие психологии малых групп.

отдел анализа персонала отдел организации производства и управления лаборатория социологических исследований Редакция газеты

цессы трудовой деятельности ее технико-технологических особенностей и форм соц. организации. При этом первые формируют содержание труда, зависящее от уровня механизации, автоматизации, сложности производственных операций, вторые определяют его соц.-экон. природу, характер. Главное направление исследований в рамках С.т. — анализ влияния содержания, условий и форм соц. организации труда на отношение к труду и рост его производительности. Высокая содержательность труда (сложность, разнообразие и перемены трудовых операций) стимулирует творческие мотивы, повышает удовлетворенность трудом, является предпосылкой превращения труда в самоценную деятельность. В задачи С.т. входит исследование прогрессивных форм соц. организации, участия работников в управлении производством, внедрения гибких графиков работы, развития бригадной саморегуляции, стимулирования соревновательности и рационализаторского движения, создания благоприятного нравственно-психологического климата в трудовых коллективах как решающих факторов формирования заинтересованного, творческого и ответственного отношения к труду и повышения его производительности. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к укреплению самодисциплины, личной ответственности и развитию инициативы на каждом рабочем месте, что значительно повышает роль социологических исследований процессов труда и деятельности социологических служб предприятий и организаций. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - область социологии; изучает закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на соц. структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В центре внимания С.у. соц. проблемы экон. и научно-технической политики, соц. политики, выработки, принятия и осуществления управленческих решений, отношения руководства и подчинения, вопросы о роли и месте информации в управлении и др. Как научная дисциплина С.у. пересекается с такими разделами социологической науки, как социология труда, социология политики, экон. социология, социология организаций, соц. планирование, прогнозирование и проектирование, где также рассматривается проблематика управления. За рубежом, и прежде всего в США, сложилось множество направлений С.у. — школа "на-

7. Лаборатория социологических исследований

В химической промышленности сложилась стройная система проведения работ по научной организации труда и управления производства. На предприятиях и научно-исследовательских институтах создано свыше 160 отделов, лабораторий и бюро НОТ, которые опираются в своей деятельности на творческие бригады и советы НОТ предприятий, где на общественных началах трудятся десятки тысяч рабочих и инженерно-технических работников. Структура служб НОТ определяется масштабами предприятия и спецификой производства. На крупных производственных объединениях создаются отделы НОТиУ (научной организации производства труда и управления, которые имеют в своем составе лаборатории: организации производства и управления; научной организации труда; социологических исследований). На небольших предприятиях, как правило, нет специализированных отделов. Здесь создаются единые бюро НОТ или в отделах труда и зарплаты, устанавливаются должности инженеров-организаторов. Методическое руководство всей этой работой, оказание практической помощи предприятиям, обобщение и распространение передового опыта возложено на Центр научной организации труда в химической

данные социологических исследований.


ВЫБОРКА — совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов объекта, ед. наблюдения и изучения при массовых социологических исследованиях. Различают следующие основные типы В.: случайная и квазислучайная, вероятностная, целевая и построенная на основе суждения. Важное место в теории В.занимают вопросы оценки, а также природы и величины ошибок, возникающих при обследовании. Критерий оценки качества В. — ее репрезентативность.

ных оценок в процессе обработки собранной информации по каждому качеству рассчитывается индекс групповых оценок. Он определяется как отношение полученной суммы баллов и максимально возможной с точностью два знака после запятой. Данные, полученные с помощью М.г.о. и др. методов в социологических исследованиях, используются для соц. анализа производства, планирования соц. развития организации.

Объектом статистического изучения в социальных науках являются сложные системы. Измерение тесноты связей между переменными, построение изолированных уравнений регрессии недостаточно для описания таких систем и объяснения механизма их функционирования. При использовании отдельных уравнений регрессии, например для экономических расчетов, в большинстве случаев предполагается, что аргументы (факторы) можно изменять независимо друг от друга. Однако это предположение является очень грубым: практически изменение одной переменной, как правило, не может происходить при абсолютной неизменности других. Ее изменение повлечет за собой изменения во всей системе взаимосвязанных признаков. Следовательно, отдельно взятое уравнение множественной регрессии не может характеризовать истинные влияния отдельных признаков на вариацию результирующей переменной. Именно поэтому в последние десятилетия в экономических, биометрических и социологических исследованиях важное' место заняла проблема описания структуры связей между переменными системой так называемых одновременных уравнений, называемых также структурными уравнениями. Так, если изучается модель спроса как соотношение цен и количества потребляемых товаров, то одновременно для прогнозирования спроса необходима модель предложения товаров, в которой рассматривается также взаимосвязь между количеством и ценой предлагаемых благ. Это позволяет достичь равновесия между спросом и предложением.

анонимных социологических исследованиях подавляющее большинство работников во всех

социологических исследованиях высказывалось против строительства новых

Объектом статистического изучения в социальных науках являются сложные системы. Измерение тесноты связей между переменными, построение изолированных уравнений регрессии недостаточно для описания таких систем и объяснения механизма их функционирования. При использовании отдельных уравнений регрессии, например для экономических расчетов, в большинстве случаев предполагается, что аргументы (факторы) можно изменять независимо друг от друга. Однако это предположение является очень грубым: практически изменение одной переменной, как правило, не может происходить при абсолютной неизменности других. Ее изменение повлечет за собой изменения во всей системе взаимосвязанных признаков. Следовательно, отдельно взятое уравнение множественной регрессии не может характеризовать истинные влияния отдельных признаков на вариацию результирующей переменной. Именно поэтому в последние десятилетия в экономических, биометрических и социологических исследованиях важное' место заняла проблема описания структуры связей между переменными системой так называемых одновременных уравнений, называемых также структурными уравнениями. Так, если изучается модель спроса как соотношение цен и количества потребляемых товаров, то одновременно для прогнозирования спроса необходима модель предложения товаров, в которой рассматривается также взаимосвязь между количеством и ценой предлагаемых благ. Это позволяет достичь равновесия между спросом и предложением.

МЕТОД ГРУППОВЫХ ОЦЕНОК — метод получения информации в соц. психологии, который основывается на изучении оценок, мнений, суждений членов группы по какому-либо вопросу. М.г.о. широко применяется при изучении группой оценки личности или групповой оценки коллектива (оценка членами группы тех или иных свойств группы в целом). М.г.о. относится к опросным методам. Респондентам раздают опросные листы с перечнем ряда качеств и просят оценить степень развития этих качеств в группе по принятой шкале. При использовании балльных оценок в процессе обработки собранной информация по каждому качеству рассчитывается индекс групповых оценок. Он определяется как отношение полученной суммы баллов и максимально возможной с точностью два знака после запятой. Данные, полученные с помощью М.г.о., как и полученные путем применения др. методов в социологических исследованиях, используются для соц. анализа производства, планирования соц. развития организации.

1 В отечественной научной литературе этот слой называпи новым средним классом, в отличие от традиционного среднего класса, к которому обычно относ или мелких и часть средних городских и сельских хозяев, обладающих собственностью (см., например: Социальная психология классов. Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. М., 1985). Однако в современных зарубежных и отечеств венных социологических исследованиях обычно говорится о существующем ныне сред-' нем классе, без всяких оговорок.

Анкетирование - один из основных методов в социологических исследованиях. С его помощью удобно собирать любые сведения по заранее разработанной определенной программе. В анкете текст формализован, информация расположена в строго зафиксированной последовательности. Их легко обрабатывать с помощью ЭВМ. Постоянная информация в анкете должна быть представлена в тщательно продуманных и сформулированных, с однозначным пониманием вопросах. Если вопрос может быть понят по-разному, ответы свести будет крайне сложно. В ГОСТ Р 6.30-97 указано: «При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта должны быть выражены именем существительным в именительным падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени («имеете», «владеете» или «были», «находились» и т.д.). Характеристики, выраженные словесно, должны согласовываться с наименованиями признаков».

В экономике В.м. используются как в наблюдении экономических явлений, так и в экономическом эксперименте, как в научных исследованиях, так и непосредственно в производстве {характерным примером здесь является выборочный контроль качества изделий). Особенно широко их применение в демографических, социологических исследованиях.

лог С. С. Стивене в первой половине XX в. основное внимание уделял шкалам измерения. Характерен следующий этап развития РТИ. Выпущенная в США в 1950-х гг. Энциклопедия психологических наук называлась «Психологические измерения», составители которой расширили сферу применения РТИ с психофизики на психологию в целом. В одной из статей под названием «Основы теории измерений» изложение шло на абстрактно-математическом уровне, без привязки к какой-либо конкретной области применения. В этой статье упор был сделан на «гомоморфизмах эмпирических систем с отношениями в числовые», и математическая сложность изложения возросла по сравнению с работами С. С. Сти-венса. Уже в одной из первых отечественных статей по РТИ (конец 1960-х гг.) было установлено, что баллы, присваиваемые экспертами при оценке объектов экспертизы, как правило, измерены в порядковой шкале. Отечественные работы, появившиеся в начале 1970-х гг., привели к существенному расширению области использования РТИ. Ее применяли к педагогической квалиметрии (измерению качества знаний учащихся), в системных исследованиях, различных задачах теории экспертных оценок, для агрегирования показателей качества продукции, в социологических исследованиях и т. п.


Современной экономике Современной информационной Современной маркетинговой Современной организации Современной российской Современной технологии Считается завершенным Современное производство Современного факторного Современного менеджмента Сегментной информации Современного технического Современном менеджменте вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика