Сберегательными ассоциациями



М1 Наличные деньги плюс депозиты до востребования плюс дорожные чеки плюс другие чековые депозиты в банках и сберегательных учреждениях

М2 М1 плюс депозитные счета денежного рынка, срочные и сберегательные депозиты в банках и сберегательных учреждениях, однодневные соглашения REPO и займы в евродолларах, взаимные фонды _ денежного рынка (общие и брокерско-дилерские)

МЗ М2 плюс долгосрочные депозиты в банках и сберегательных учреждениях, срочные соглашения REPO и займы в еродолларах, взаимные фонды денежного рынка, принадлежащие институтам

Состояние дел в сберегательных учреждениях Всю главу 13 мы посвятим серьезному кризису сберегательного дела, разразившемуся в 1980—1990-х годах. Поэтому в этой главе мы лишь четко очертим и вкратце рассмотрим вышеуказанную проблему. Здесь мы не будем обсуждать ни прибыльность, ни потери по ссудам и т. п., а приведем некоторые довольно впечатляющие цифры. Ситуация такова: перед многими сберегательными учреждениями стоит вопрос не о текущей или ожидаемой в скором времени прибыльности, а о самом существовании и выживании этих учреждений.

** Другие чековые депозиты включают счета с обращающимся приказом об изъятии средств (счета NOW), счета с автоматическим переводом средств со сберегательного на текущий счет по заявлению клиента (счета ATS) в депозитных учреждениях, чековые паевые счета кредитных союзов и депозиты до востребования в сберегательных учреждениях.

Закон о регулировании процентных ставок 1966 г. (Interest Rate Adjustment Act of 1966) — закон, установивший максимальные пределы для процентных ставок по депозитам в сберегательных учреждениях.

Премии по страхованию депозитов FDIC устанавливаются относительно страхуемых депозитов в банках и сберегательных учреждениях. FDIC использует эти премии для пополнения своего Фонда банковского страхования (Bank Insurance Fund, BIF) и Фонда страхования сберегательных ассоциаций (Savings Association Insurance Fund, SAIF). В соответствии с положениями Закона о реформе финансовых учреждений, поддержке и исполнении 1989 г. в начале 1990-х годов FDIC значительно увеличила ставки страховой премии, выплачиваемой банками и сберегательными учреждениями по страхованию депозитов на федеральном уровне.

' своих вкладов даже при относительно больших изменениях процентной ставки) снижение ставки по депозитам, приблизительно равное величине страховой премии, приводит к довольно небольшому уменьшению объема вкладов в банках и сберегательных учреждениях. И наоборот, на рис. 12-16, отражающем ситуацию, когда объем предложения депозитов небанковским сектором очень чувствителен к изменениям процент-

Если бы графики на рис. 12-16 были более приближены к реальной ситуации, чем на рис. 12-1Д то напрашивался вывод, что при установлении FDIC более высокого размера страховой премии небанковский сектор, скорее всего, не стал бы хранить свои средства в банках и сберегательных учреждениях. Для отрасли, которая и без того находится в неустойчивом положении (что мы обсудим ниже и в следующей главе), последствия такого оттока средств воистину могут стать разрушительными.

Сторонники частного страхования депозитов отвечают, что данная точка зрения не учитывает вкладчиков, которые могли бы следить за соблюдением своих интересов. В отсутствие федерального страхования депозитов, по их мнению, вкладчикам придется проводить достаточно много времени и прилагать серьезные усилия по оценке рискованности финансового учреждения, в котором находятся их средства. Кроме того, у вкладчиков будет стимул застраховать свои средства в банках и сберегательных учреждениях, так же как они страхуют дома и автомобили.

Еще одним симптомом проблемы морального риска явился рост депозитов, прошедших через брокера (brokered deposits) в сберегательных учреждениях. Депозитные брокеры, которые были представлены несколькими уважаемыми компаниями Уолл-стрит, занимающимися ценными бумагами, принимали средства от отдельных вкладчиков для формирования пулов по 100 000 долл., которые они продавали банкам и сберегательным ассоциациям за определенную комиссию. Размер такого пула далеко не случаен — он как раз равен предельному размеру страхуемых депозитов для отдельного счета. Депозитный брокер следит за долей каждого инвестора в этом пуле и за определенную комиссию переводит полученные проценты с депозита первичным вкладчикам. Хотя такая деятельность официально не запрещена, она способствовала росту сберегательной отрасли и расширению суммы застрахованных депозитов отрасли.


вые компании, пенсионные фонды. Посредники являются промежуточным звеном между конечными заемщиками и кредиторами, трансформируя прямые заявки в косвенные. Они покупают первичные ценные бумаги и в свою очередь эмитируют собственные. Первичные ценные бумаги, приобретаемые ссудно-сберегательными ассоциациями, — это закладные, а выпускаемые косвенные требования — это сберегательный счет или депозитный сертификат. С другой стороны, страховая компания приобретает среди всего прочего промышленные облигации, а эмитирует полисы страхования жизни.

Изменения регулятивного характера. Второй очень важный фактор, ускоряющий финансовые инновации, — это изменения регулятивного характера. С начала 1970-х годов быстро развивается дерегулирование рынка финансовых услуг. Пределы, прежде ограничивавшие действия различных финансовых организаций, были отменены, и арена конкуренции кардинально изменилась. По мере снятия ограничений стерлась разница между коммерческими банками, ссудно-сберегательными ассоциациями, инвестиционными банками, крупными розничными торговцами, а также определенными финансовыми конгломератами, такими, как American Express. В середине 1980-х годов началось дерегулирование финансовых рынков во Франции, Великобритании, Германии, Японии, Нидерландах, Швейцарии и некоторых других странах, что внесло некоторую сумятицу в процесс поддержания рыночного равновесия.

Различие, проводимое современными исследователями, между сберегательными банками и ссудо-сберегательными ассоциациями, с одной стороны, и кредитными союзами — с другой, делает традиционную практику объединения их в одну категорию «Сберегательные учреждения» не столь адекватной, чем это было в прошлом. С практической точки зрения, хотя сберегательные учреждения существенно отличаются друг от друга, это название применяется к любому депозитному учреждению (т. е. к любому учреждению, имеющему законное право выпуска долговых обязательств с неограниченным чековым обращением), не являющемуся коммерческим банком. Таким образом, проще определить сберегательное учреждение, сформулировав, чем оно не является. Следует ожидать, что со временем этот термин станет более четким, но пока мы удовлетворимся приведенным определением.

К началу 1980-х годов сберегательные банки в основном разделились на две группы. В первую входили банки, больше похожие на коммерческие. Они получили чартер федерального правительства, страховались и регулировались FDIC; непосредственно этим занимался Фонд банковского страхования (Bank Insurance Fund, BIF), управляемый FDIC, который также страховал и коммерческие банки. В другую группу входили сберегательные банки, получившие чартер от FSLIC и страхуемые FSLIC наряду со ссудо-сберегательными ассоциациями. В эту группу входило большинство сберегательных банков, и они стали более походить на ссудо-сберегательные ассоциации. Теперь их страхованием занимается Страховой фонд сберегательных ассоциаций (Savings Association Insurance Fund, SAIF), управляемый FDIC.

Поскольку в последнюю группу входят сберегательные банки, так похожие на ссудо-сберегательные ассоциации, то далее мы будем называть их вместе, как это принято, сберегательными ассоциациями (savings associations, or S&L). Кроме того, мы будем называть кризис, который разразился среди сберегательных ассоциаций, сберегательным кризисом (thrift crisis). Важно помнить, однако, что одна важная группа сберегательных учреждений — кредитные союзы до сих пор не испытывали таких проблем.

Этот период отмечен началом роста сберегательной отрасли, который два десятилетия спустя вылился в беспрецедентный кризис. Основным отличием 1960-х годов было усиление конкуренции между сберегательными ассоциациями и коммерческими банками. Хотя в части балансового отчета, отражающей активы, их специализация была разной, и те и другие нуждались в средствах вкладчиков для дальнейшего роста. Банки, традиционно основывавшие свою деятельность на депозитах фирм, стали кон-

курировать со сберегательными ассоциациями за вклады домашних хозяйств, которые всегда являлись основным источником финансирования сберегательных ассоциаций.

Период высоких и изменчивых процентных ставок длился около трех лет. Для некоторых это не такой уж большой срок, но для многих управляющих сберегательными ассоциациями он казался вечностью. И естественно, этого было достаточно, чтобы подвергнуть многие сберегательные ассоциации риску. У их управляющих появились стимулы для быстрого разрешения проблем при малейшей возможности, что многие и попытались сделать.

Для управляющих сберегательными ассоциациями проблема морального риска стояла особенно остро. Пока страхование депозитов защищало вкладчиков сберегательной отрасли, управляющие могли быть уверены, что их попытки быстро заработать вряд ли могли повредить вкладчикам. Даже Джордж Бэйли (Bailey) — главный герой книги «Эта прекрасная жизнь» — мог поддаться искушению предпринять рискованные капиталовложения в таких условиях.

Закон также ввел новую систему требований к размеру капитала для застрахованных сберегательных ассоциаций, возложив на OTS контроль за исполнением указанных нормативов. К тому же закон запретил сберегательным ассоциациям, не соответствующим требованиям к размеру капитала, принимать какие-либо депозиты, прошедшие через брокера. Наконец, закон ужесточил гражданскую и уголовную ответственность за незаконные сделки владельцев и управляющих сберегательными ассоциациями. Финансирование ликвидации обанкротившихся сберегательных учрежу пи и Основным положением Закона о реформе финансовых учреждений было финансирование ликвидации (resolution) обанкротившихся сберегательных учреждений, которая была приостановлена FHLBB в 1989 г. в ожидании принятия этого закона. Закон установил, что такое финансирование должно вестись совместно Министерством финансов и новым агентством — Финансовой корпорацией для урегулирования (Resolution Funding Corporation, RFC).

Проводя аналогию, выгодно это было тем, кто получил ссуды от сберегательных учреждений, которые в начале и середине 1980-х годов потеряли стоимость или остались полностью не выплаченными. Значительная часть этих ссуд была выдана для строительства, к примеру, офисных зданий и магазинных центров (в таких местах, как Калифорния, Аризона и Техас), стоимость которых позднее резко сократилась. Кому же достались деньги, кто воспользовался результатами передачи ресурсов? Ответ на этот вопрос такой — множество людей. Одна группа состояла из землевладельцев, которым посчастливилось продать землю под застройку до падения цен па нее. Другая группа состояла из строительных компаний и рабочих, занимавшихся обустройством участков. Все эти люди в конечном итоге получали средства от проектов, финансируемых сберегательными ассоциациями, которые, как оказалось, стоили гораздо меньше, чем вложено средств. Это означает, что те, кто участвовал в реализации проектов, воспользовались передачей ресурсов от сберегательных ассоциаций, а в конечном счете через систему страхования депозитов — от налогоплательщиков.


Солнечного излучения Сообщений выдаваемых Сооружений находящихся Сооружений помещений Сооружений транспортных Сооружения находящиеся Сооружения трубопровода Сооружение переходов Соотношения длительность Соотношения оборотных Себестоимость электроэнергии Соотношением дебиторской Соотношение оборотных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика