Социологического исследования



Социологическое исследование всегда связано с конкретной задачей (исследование текучести кадров, использования свободного времени и т. д.).

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ -потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг; выражается соотношением денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума (количество наборов прожиточного минимума в среднедушевых денежных доходах). Органы статистики определяют П.с.д.д.н. через товарный эквивалент среднедушевых доходов населения (количество хлеба, молока и др. продуктов питания, которое можно приобрести на среднедушевой денежный доход). ПОЛЕВОЕ (социологическое) ИССЛЕДОВАНИЕ — социологическое исследование, задача которого состоит в непосредственном и всестороннем изучении соц. объекта в нормальных, естественных условиях (поведение людей в повседневной обстановке, деятельность коллектива в обычных для него условиях и т.п.). В этом заключается основное отличие П.и. от лабораторного исследования и от массового соц. обследования (напр., от массового опроса).

В марте 2003 года нами было проведено разведывательное социологическое исследование среди студентов 2-х курсов (политехнического и экономического факультетов) ЗКАТУ по поводу их ценностных установок. Было опрошено'66 респондентов. Из них 60-% мужского пола, 40-% женского. Средний возраст 19 лет.

4. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э.Фереги. -М.: Политиздат, 1990

тое выше обширное социологическое исследование RLMS2 также

маркетинга проводится социологическое исследование и формулируется

4. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э.Фереги. -М.: Политиздат, 1990

Многие руководители и специалисты традиционно мыслят производственными, а не рыночными категориями. Здесь вспоминается пример второй половины 80-х годов, когда в СССР в ходе хозяйственной реформы осуществлялся переход на концепцию «4S» (самоокупаемость, самофинансирование, самостоятельность и самоуправление). Руководство предприятия, выпускающего белье и одежду из искусственного шелка, обратилось за помощью к экономистам МГУ им. М. В. Ломоносова. Просьба состояла в выработке рекомендаций по повышению показателей экономической эффективности производственной деятельности (производительности труда, рентабельности, прибыльности). Прежде чем заниматься производственно-экономическими вопросами, экономисты МГУ провели социологическое исследование среди женщин экономического факультета. Им были продемонстрированы образцы продукции данного предприятия, и спрашивалось, купили бы они эту продукцию. Большинство женщин ответило — нет. Следовательно, прежде всего надо было изучить рыночный спрос, в соответствии с ним изменить ассортимент выпускаемых товаров, исходный материал (искусственный шелк), и только после этого добиваться производственно-экономической эффективности.

Исходными данными для проведения расчетов являются результаты социометрического опроса, при котором каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (или карточка). Социометрическая карточка начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о правилах заполнения карточки (см. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Фереги. — М.: Политиздат, 1990).

11. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Фереги. — М.: Политиздат, 1990.

13 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет»,


Проанализированные нами газеты «Выбор» (г. Салават), «Путь (г. Мелеуз), «К победе» (Федоровский р-н), «Путь р-н), «Слава труду» (Кугарчинский р-н), содержат на своих страницах материал, касающийся проблем охраны природы. Однако в последние годы заметна хения количества публикаций на экологическую тематику в го-и районных газетах. Результаты социологического исследования, про-среди населения южного региона республики показали, что по их СМИ «недостаточно широко освещают экологические проблемы» -69,4 % горожан и 71,4 % сельских жителей, «в последние годы явно недостаточно» — соответственно 22,2 % и 19,4%, «достаточно широко» -8,3 % горожан и 9,5 % селян. Вопрос был поставлен в следующей формулировке: «Как по Вашему мнению, отражаются в средствах массовой информации ские проблемы?» Отсюда следует два вывода: первое - население внимательно следит за информацией, и второе, - необходимость материала на экологическую тематику в СМИ.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — система методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенная в соответствующих операциях и процедурах и представленная в форме разнообразных документов. В состав И.с.и. входят: методики сбора первичных данных — инструкции по проведению наблюдения, выборки, анализа документов, опросные листы и т.д.; формы протоколов записи данных и их подготовки к ручной или машинной обработке; логико-математическое обеспечение анализа эмпирической информации; инструкции для научно-вспомогательного персонала и руководителей различных стадий подготовки полевого исследования, его осуществления и обработки собранных данных.

МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их систематизации и средств их анализа. К числу методических инструментов относят способы и методы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения соц. показателей и др. специализированные процедуры социологического исследования, а также методы количественного анализа, используемые в социологии, но разрабатываемые в др. областях знания.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — изложение общей концепции в соответствии с основным планом предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. В зависимости от целей исследования формулируются более частные задачи и устанавливаются объект и предмет исследования, рассматриваются основные понятия, в которых описывается соц. проблема, дается их эмпирическая интерпретация — переводится содержание понятий на язык поддающихся эмпирическому наблюдению фактов и соц. показателей. В последующей разработке П.с.и. определяются методы и процедуры регистрации свойств и явлений; осуществляется предварительный анализ объекта и формулируются рабочие гипотезы как обоснованные предположения о структуре подлежащих анализу процессов и явлений, предположения о взаимосвязях и взаимозависимостях, обусловленности изучаемых явлений. Все это образует методологический раздел П.с.и. В следующий, процедурный раздел П.с.и. включаются такие вопросы, как определение общего плана исследования и требуемого избранным планом типа выборки; предварительное определение основных методов сбора исходных данных, методов их анализа. В прикладном социо-

Форма опросного листа для социологического исследования уровня качества продукции (усредненные данные)

В ходе социологического исследования, проведенного всероссийским центром изучения общественного мнения, об отношении граждан к идее «финансовой амнистии» подавляющее большинство граждан (70%) высказались против последней. Речь идет о предложении ряда политических деятелей и бизнесменов официально «простить» все прегрешения, без которых, конечно же, не обходилась приватизация госсобственности, и начать жизнь, как говорится, с чистого листа. Более двух третей россиян считают, что надо не только вскрыть все прошлые нарушения, но и вернуть собственность (теперь уже частную) государству.

Первый этап - исследование (анализ) реального положения вуза на рынке образовательных услуг, зондаж в связи с этим общественного мнения путем изучения документов, материалов СМИ, результатов репрезентативного конкретно-социологического исследования, просто материалов исследования рынка ОУ. Для этого, в частности, проводится социологический опрос потенциальных абитуриентов вуза и их родителей. "Какие требования вы предъявляете к высшему образовательному учреждению? Соответствует ли выбранный вами вуз данным критериям? Каким вы хотели бы видеть УГНТУ?" Исследование необходимо проводить по факторам внутренней и внешней среды вуза: студенческих групп, внутренней аудитории (преподавателей, сотрудников, управляющего персонала), студентов других вузов, их родителей, правительственных кругов, организаций-потребителей и пр.

2. Н. В. Костенко, В. Л. Оссовский. Ценности профессиональной деятельности (Опыт социологического исследования кино). Киев: Наук, думка, 1986. С. 18-22.

В ходе социологического исследования, проведенного всероссийским центром изучения общественного мнения, об отношении граждан к идее «финансовой амнистии» подавляющее большинство граждан (70%) высказались против последней. Речь идет о предложении ряда политических деятелей и бизнесменов официально «простить» все прегрешения, без которых, конечно же, не обходилась приватизация госсобственности, и начать жизнь, как говорится, с чистого листа. Более двух третей россиян считают, что надо не только вскрыть все прошлые нарушения, но и вернуть собственность (теперь уже частную) государству.

31. Куторжевский Г. А., Смирнов В. А. Социалистическое соревнование. Проблемы, опыт социологического исследования. М., Политиздат, 1974. ПО с.

28. Красин Ю. Л. Отчет о результатах социологического исследования восприятия


Современной электронной Современной кейнсианской Сегментарного планирования Современной отечественной Современной стоимости Современной вычислительной Сегментирование позиционирование Современное управление Современного государства Современного положения Современного рыночного Современного всемирного Современном предприятии вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика