Сберегательным ассоциациям



В рассмотренной выше классификации финансовых рынков отсутствуют рынок страховых полисов и пенсионных счетов, а также ипотечные рынки. Это особые рынки со своими финансовыми инструментами и институтами — сберегательными учреждениями, действующими на договорной основе. Их значимость неуклонно повышается; в частности, в США по объему совокупных финансовых активов они более чем в полтора раза превышают совокупные активы коммерческих банков, сберегательных институтов и кредитных союзов.

5. Почему различие между коммерческими банками и сберегательными учреждениями становится менее заметным?

В целом сберегательные учреждения находятся в настоящее время не в лучшем состоянии. Причина в том, что основными сберегательными учреждениями являются ссудо-сберегательные ассоциации и сберегательные банки, многие из которых в последние годы переживают глубокий кризис. Глава 13 будет специально посвящена рассмотрению истории, причин и попыток преодоления этого затянувшегося кризиса. Пока же мы сконцентрируем внимание на основных фактах, касающихся этих учреждений, отложив более детальное рассмотрение их проблем до главы 13. Ссудо-сберегательные ассоциации и сберегательные банки Ссудо-сберегательные ассоциации являются акционерными компаниями, их депозиты могут страховаться федеральным правительством или правительствами штатов (хотя в последние годы правительства штатов делают это все реже). Ссудо-сберегательные ассоциации получают чартер от федерального правительства или правительств штатов. Источником средств приблизительно 2100 ссудо-сберегательных ассоциаций всегда были сберегательные депозиты; как правило, в прошлом ссудо-сберегательные ассоциации скупали на эти средства ипотеки на недвижимость. Хотя они продолжают этим заниматься, пересмотр законов, касающихся ссудо-сберегательных ассоциаций, проведенный в 1980-е годы (что будет рассмотрено в главе 11), позволил им расширить состав как своих пассивов (они теперь могут предлагать счета NOW и сертификаты денежного рынка — форму срочного депозита), так и активов (они могут предоставлять некоторые виды потребительских и коммерческих ссуд).

Многие существовавшие ранее различия между коммерческими банками и сберегательными учреждениями стали теперь весьма туманными. Сберегательные учреждения могут брать ссуды у ФРС, и от них требуется соблюдение коэффициента ликвидности (который в значительной степени аналогичен требуемой норме резервного покрытия, предъявляемой к коммерческим банкам) в пределах от 3 до 10%. Ссудо-сберегательные ассоциации и сберегательные банки предлагают счета NOW, а кредитные союзы — чековые паевые счета; эти счета, как вы помните, эквивалентны чековым счетам, приносящим процентный доход. С другой стороны, следует отметить, что коммерческие банки стали важными кредиторами на рынке недвижимости, который традиционно занимали ссудо-сберегательные ассоциации. В прошлом можно было легко определить вид финансового учреждения, просто анализируя структуру его активов и пассивов. Это различие остается существенным, но, по-видимому, со временем будет становиться меньше.

Состояние дел в сберегательных учреждениях Всю главу 13 мы посвятим серьезному кризису сберегательного дела, разразившемуся в 1980—1990-х годах. Поэтому в этой главе мы лишь четко очертим и вкратце рассмотрим вышеуказанную проблему. Здесь мы не будем обсуждать ни прибыльность, ни потери по ссудам и т. п., а приведем некоторые довольно впечатляющие цифры. Ситуация такова: перед многими сберегательными учреждениями стоит вопрос не о текущей или ожидаемой в скором времени прибыльности, а о самом существовании и выживании этих учреждений.

Вслед за кризисом Continental Illinois более традиционная ситуация произошла в Огайо со сберегательными учреждениями, страховым гарантом которых выступал штат. Когда зарегистрированный во Флориде дилер по ценным бумагам — компания ESM Government Securities, Inc. обанкротилась в марте 1985 г., одно из крупнейших сберегательных учреждений штата Огайо, застрахованных штатом, — Ноте State Savings Bank понес большую потерю активов. Слух об убытках банка достиг его вкладчиков, которые немедленно стали снимать свои средства со счетов; за один день Ноте State потерял 55 млн. долл. депозитов и еще более 100 млн. долл. за два последующих дня. Когда стало ясно, что на оплату потерь Ноте State пойдут все средства фонда страхования депозитов штата, имел место наплыв требований во все сберегательные учреждения, застрахованные штатом Огайо. Правительству штата пришлось закрыть их, лишь спустя месяц они снова стали функционировать под страховой защитой FSLIC.

1. В соответствии с этим законом прекращена деятельность основного регулирующего органа большей части сберегательных учреждений — Федерального совета банков жилищного кредита (Federal Home Loan Bank Board). To же самое касалось и FSLIC. В то же время был создан новый орган регулирования деятельности сберегательных учреждений — Управление надзора за сберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision, OTS) под эгидой Министерства финансов.

12. Закон о реформе финансовых учреждений, поддержке и исполнении был принят в 1989 г. В соответствии с этим законом прекращена деятельность Федерального совета банков жилищного кредита, который был заменен Управлением надзора за сберегательными учреждениями, входящим в структуру Министерства финансов. Вместо FSLIC основным страхователем депозитов коммерческих банков и сберегательных учреждений стала FDIC. Был увеличен размер страховых премий по страхованию депозитов всех депозитных учреждений. Дальнейшее изучение возможных действий по изменению системы банковского регулирования в США носило обязательный характер.

Управление надзора за сберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision, OTS) — орган надзора, сформированный в 1989 г. Входит в структуру Министерства финансов. Его первостепенная задача — регулирование деятельности ссудо-сберегательных ассоциаций и сберегательных банков.

Премии по страхованию депозитов FDIC устанавливаются относительно страхуемых депозитов в банках и сберегательных учреждениях. FDIC использует эти премии для пополнения своего Фонда банковского страхования (Bank Insurance Fund, BIF) и Фонда страхования сберегательных ассоциаций (Savings Association Insurance Fund, SAIF). В соответствии с положениями Закона о реформе финансовых учреждений, поддержке и исполнении 1989 г. в начале 1990-х годов FDIC значительно увеличила ставки страховой премии, выплачиваемой банками и сберегательными учреждениями по страхованию депозитов на федеральном уровне.

Как уже отмечалось в этой главе, разветвленный аппарат надзора и принятие мер, обеспечивающих федеральное страхование депозитов, защищают депозитные учреждения и их клиентов от многих отрицательных последствий их ошибочных действий. Следовательно, по своей природе система страхования депозитов уменьшает степень рыночной дисциплины (market discipline), которая иначе повлияла бы на решения, принимаемые банками, сберегательными учреждениями и вкладчиками. Один из вариантов реформы страхования депозитов предлагает укрепить рыночную дисциплину при сохранении основной структуры системы федерального страхования депозитов.


Так что же такое сберегательное учреждение? Что отличает его от коммерческого банка? Ответ — правовое регулирование. По закону, сберегательные учреждения имеют ограниченные возможности размещения своих активов. Так, в течение многих лет сберегательным банкам и ссудо-сберегательным ассоциациям было запрещено (или разрешалось с очень жесткими ограничениями) предоставлять потребительские и коммерческие ссуды. В то же время активные операции кредитных союзов ограничены предоставлением ссуд своим членам, которые должны быть частными лицами, а не компаниями.

С 1 января 1981 г. всем депозитным учреждениям было разрешено использовать счета NOW, т. е. приносящие проценты чековые счета для физических лиц и некоммерческих организаций. Всем коммерческим банкам был разрешен автоматический перевод средств со сберегательного на текущий счет (счета ATS). Ссудо-сберегательным ассоциациям было разрешено использовать электронные терминалы, устанавливаемые в торговых центрах, а кредитным союзам, застрахованным на федеральном уровне, — предлагать чековые паевые счета.

Падение цен на недвижимость и неминуемый крах сберегательной отрасли побудили федеральное правительство кардинально изменить свою роль в данной сфере. В 1932 г. Конгресс принял Закон о федеральных банках жилищного кредита (Federal Ноте Loan Bank Act), в соответствии с которым было создано 12 федеральных банков жилищного кредита (Federal Home Loan Banks, FHLB) — получивших название Федеральная система банков жилищного кредита — под надзором Федерального совета банков жилищного кредита, состоящего из трех членов (Federal Home Loan Bank Board, FHLBB). Задача этих банков заключается в предоставлении в случае крайней необходимости средств сберегательным ассоциациям в периоды экономического спада и нехватки кредита, т. е. в ситуациях, подобных началу Великой депрессии.

В 1933 г. Конгресс принял Закон о кредитовании домовладельцев (Ноте Owner's Loan Act), который впервые ввел чартер федерального правительства для сберегательных ассоциаций, который выдавался FHLBB. Этот закон потребовал от федеральных сберегательных ассоциаций преобразования в учреждения кооперативного типа, так чтобы они предоставляли услуги только клиентам из данной местности. Как и коммерческим банкам, сберегательным ассоциациям было запрещено открывать свои филиалы за пределами территорий, указанных в законах штатов.

актом была создана Федеральная корпорация по страхованию ссудо-сберегательных ассоциаций (FSLIC). FSLIC, управляемая FHLBB, страховала депозиты сберегательных учреждений. Этот закон потребовал от всех сберегательных ассоциаций с чартером федерального правительства стать членами FSLIC и разрешил сберегательным ассоциациям с чартером правительств штатов присоединиться с условием, что FHLBB будет осуществлять над ними надзор.

Чтобы претендовать на такие услуги и субсидии, предоставляемые в соответствии с Законом о федеральных банках жилищного кредита 1932 г., Законом о кредитовании домовладельцев 1933 г. и Законом о национальном жилищном строительстве 1934 г., многим сберегательным ассоциациям пришлось получить чартер федерального правительства. Более того, было создано много новых сберегательных ассоциаций. К 1955 г. (т. е. практически через два десятилетия после того, как отрасль была на грани краха) сберегательные ассоциации хранили в три раза больше финансовых активов, чем коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

Конгресс среагировал на уменьшение разницы в процентных ставках сберегательных ассоциаций Законом о регулировании процентных ставок 1966 г. (In/crest Rate Adjustment Act of 1966). Впервые ставки, которые сберегательные ассоциации могли платить по сберегательным вкладам, были законодательно ограничены. В сущности, в этом законе использован потолок в Законе Гласса-—-Стиголла для ставок по депозитам коммерческих банков применительно к сберегательной отрасли, хотя сберегательным ассоциациям было разрешено платить по вкладам на 3/4% больше, чем коммерческим банкам. Это «компенсировало» тот факт, что сберегательные ассоциации не могли предлагать полный спектр услуг, например чековые счета, потребительские иди коммерческие ссуды. Позднее, в 1970 г., Конгресс уменьшил эту разницу до половины процента, а в 1973 г. — до 1/4%.

Следоиательно, в июне 1978 г. Федеральный совет банков жилищного кредита разрешил сберегательным ассоциациям устанавливать процентные ставки, равные ставкам по 6-месячным депозитным сертификатам Казначейства номиналом более 10 000 долл. (ФРС также разрешила коммерческим банкам предлагать депозитные сертификаты.) Хотя эти сертификаты денежного рынка стали довольно популярны, все же они не могли позволить индивидам, чьи средства были менее 10 000 долл., воспользоваться рыночными процентными ставками. В действительности, средняя величина вклада в сберегательной ассоциации того времени составляла менее 5000 долл., так что «средний» индивид, сберегающий свои средства, не мог получать по своим вкладам рыночную процентную ставку, если только он не переводил средства во взаимные фонды денежного рынка.

Понимая, что данный закон не решит всех проблем сберегательных ассоциаций, Конгресс в 1982 г. принял Закон Гарна—Сент-Жермена (Garn-St Germain Act). В нем содержались четыре хорошо известных положения, которые оказали сильное воздействие на сберегательную отрасль. Впервые сберегательным учреждениям было разрешено выдавать обеспеченные или необеспеченные коммерческие ссуды (включая владение высокодоходными и высокорискованными «бросовыми облигациями» (junk bonds), выпускаемыми фирмами за право получения кредитов у коммерческих банков) в размере до 11% общих активов. Во-вторых, был увеличен объем потребительского кредитования сберегательных ассоциаций до 30% общих активов. В-третьих, сберегательным ассоциациям было предоставлено право выдавать коммерческие ссуды под недвижимость в размере до 40% общих активов. В-четвертых, закон ввел депозитные счета денежного рынка (money market deposit accounts, MMDA) — депозитные счета с ограниченной величиной перевода для вкладчиков, без потолка процентных ставок и резервных требований.

Ипотеки с плавающей ставкой позволили бы сберегательным ассоциациям хеджировать процентный риск при ипотечном кредитовании. Это признавалось в 1970-е годы, и FHLBR несколько раз предлагал внести законодательные изменения, которые позволили бы сберегательным ассоциациям предлагать ипотечные ссуды с плавающей ставкой. Однако Конгресс все время отказывался принимать решение по этому вопросу, поскольку опасался что сберегательные ассоциации воспользуются этим во вред клиентам. Только когда отрасль была на грани краха в 1980 г., Конгресс впервые разрешил выдачу ипотечных ссуд 1 плавающей ставкой, но тогда основной ущерб отрасли уже был нанесен.

Еще одним симптомом проблемы морального риска явился рост депозитов, прошедших через брокера (brokered deposits) в сберегательных учреждениях. Депозитные брокеры, которые были представлены несколькими уважаемыми компаниями Уолл-стрит, занимающимися ценными бумагами, принимали средства от отдельных вкладчиков для формирования пулов по 100 000 долл., которые они продавали банкам и сберегательным ассоциациям за определенную комиссию. Размер такого пула далеко не случаен — он как раз равен предельному размеру страхуемых депозитов для отдельного счета. Депозитный брокер следит за долей каждого инвестора в этом пуле и за определенную комиссию переводит полученные проценты с депозита первичным вкладчикам. Хотя такая деятельность официально не запрещена, она способствовала росту сберегательной отрасли и расширению суммы застрахованных депозитов отрасли.


Сомнительная задолженность Сообщение информации Сооружений оборудования Сооружений приобретение Сооружениям относятся Сооружения оборудование Себестоимостью реализованной Сооружению магистральных Соотношения фибоначчи Соотношения первоначальной Соотношения различных Соотношение дебиторской Соотношение переменных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика