Сберегательным учреждениям



Центральные банки других государств используют собственные денежные агрегаты. Банк Франции, например, акцентирует внимание на собственном денежном агрегате М2, измеренном во франках. Французский М2 состоит из наличных денег, текущих счетов и «сберегательных счетов, находящихся в поле зрения», аналогичных сберегательным счетам на сберегательной книжке в США. Центральный банк Германии — Deutsche Bundesbank отслеживает динамику немецкого варианта показателя МЗ, измеренного в немецких марках и состоящего из наличных денег, «сберегательных счетов, находящихся в поле зрения», срочных депозитов со сроками погашения до 4 лет и «сберегательных депозитов с установленным извещением», аналогичных сберегательным депозитам с выпиской в США. банк Японии недавно провел тщательный анализ «расширенного» показателя денежной массы, измеренной в иенах. Этот показатель денежной массы является суммой японского варианта денежного агрегата М2 (наличные деньги плюс все депозиты — до востребования, срочные и сберегательные) и депозитных сертификатов. Наконец, Банк Англии уделяет основное внимание британскому варианту денежного агрегата МЗ, который состоит из наличных денег и всех стерлинговых депозитов,

ставками, предлагаемыми такими первичными заемщиками, как корпорации и государство. Пик числа отказов от посредничества в США приходился на периоды, когда стремительно росли номинальные процентные ставки в связи с высокими темпами инфляции (и вызванными этим высокими инфляционными ожиданиями). Это имело место потому, что федеральное законодательство запрещало финансовым посредникам установить более высокие процентные ставки по сберегательным депозитам. Другие процентные ставки закон не ограничивал, и они росли вместе с уровнем инфляции.

Закон Гласса—Стиголла (Glass-Steagall Act) — Закон о банках 1933 г. В соответствии с этим законом создана FDIC, коммерческим банкам запрещалось гарантировать размещение непервоклассных ценных бумаг, а также начислять проценты по чековым депозитам. Федеральная резервная система была наделена правом установления процентных ставок по срочным и сберегательным депозитам.

Вплоть до конца 1970-х годов, тем не менее, число фондов MMMF росло довольно медленно, поскольку рыночные процентные ставки до того момента незначительно превышали потолок ставок по депозитам сберегательных ассоциаций и банков и в краткосрочные периоды. К примеру, с 1970 г. до июня 1973 г. максимальная ставка по сберегательным депозитам равнялась 5%, в то время как средняя процентная ставка по 3-месячным казначейским векселям составляла 4,96%. К концу этого периода активы фондов MMMF составляли около 100 млн. долл.

2. Начало сберегательного кризиса было положено в 1950-е годы, когда Конгресс оставил неизменной федеральную систему страхования депозитов 1930-х годов и одновременно ввел в действие законодательные акты, которые поощряли сберегательные учреждения вкладывать практически все свои средства в финансирование отраслей, связанных с жилищным строительством. В то время как проблемы морального риска в страховании депозитов и негибкости портфелей активов сберегательных учреждений не стояли так остро в период расцвета отрасли в 1950-е годы, усилившаяся конкуренция между банками и сберегательными учреждениями в 1960-е годы привела к тому, что Конгресс установил потолок процентных ставок по сберегательным депозитам.

Допустим, что требуемая норма резервного покрытия равна 20% по депозитам до востребования и 20% по сберегательным депозитам. Если клиент снимает 100 долл. с текущего счета, как будет реагировать на это данный банк?

14-5. Допустим, что требуемая норма резервного покрытия равна 25% по депозитам до востребования и 15% по сберегательным депозитам. Если клиент депонирует 100 долл. на текущий счет (вклад до востребования), как будет реагировать на это отдельный банк?

воклассных ценных бумаг, а также начислять проценты по чековым депозитам. Федеральная резервная система была наделена правом установления процентных ставок по срочным и сберегательным депозитам.

Совет управляющих ФРС обладает полномочиями устанавливать разные резервные нормы в определенных пределах, юридически закрепленных Конгрессом. Нормы, преобладающие в настоящее время, представлены в табл. 14-1. К первым 54,0 млн дол. бессрочных или других чековых вкладов, размещенных в том или ином депозитарном институте, применяется резервное требование в размере 3%. Резервные требования к чековым депозитам свыше 54,0 млн дол. в настоящее время составляют 10%, но Совет управляющих вправе менять их величину в пределах от 8 до 14%. К бесчековым неличным (то есть коммерческим) сберегательным депозитам и срочным вкладам резервные требования сейчас вообще не предъявляются, но норма резерва по таким вкладам может меняться от О до 9%. Кроме того, после консультаций с соответствующими комитетами Конгресса ФРС вправе ввести дополнительные требования помимо тех, что перечислены в табл. 14-1, на срок до 180 дней.

Табл. 1 показывает, что именно такого курс придерживались на протяжении 80-х годов Аргентина, Замбия, Сомали, Уганда, Сьерра-Леоне, Эквадор, Гана и Танзания. Все эти страны, зафиксировав процентные ставки, проводили инфляционную денежную политику. В результате ставка процента, скорректированная на темпы инфляции, в частности, реальный доход по сберегательным депозитам во всех этих странах был отрицательным в течение почти целого десятилетия! Такими же были и темпы экономического роста.

вания банковской ликвидности и является ограничителем кредитной эмиссии. Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени "денежное™" различных компонентов денежной массы: на вклады до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам.


К сберегательным учреждениям, действующим на договорной основе, относят страховые компании и пенсионные фонды. Эти финансовые институты характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах. Они имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты.

В 1975 г. как реакция на отказ от посредничества возникли новые финансовые посредники — взаимные фонды денежного рынка. Деятельность этих институтов не регулировалась законом, и они могли предложить процентную ставку по сберегательным вкладам, способную конкурировать с рыночной. Хотя эти финансовые новации помогли сдержать поток отказов от посредничества, это не помогло сберегательным учреждениям.

1) ФРС предъявляла более высокие резервные требования, чем большинство органов банковского надзора, контролирующих деятельность банков штатов и не являвшихся членами ФРС; 2) некоторым таким банкам было позволено хранить в качестве резервов первоклассные активы, приносящие проценты. С ростом номинальных процентных ставок расходы, связанные с членством в ФРС, для банков штатов возросли, (беспокойство ФРС по поводу своей способности осуществлять контроль над банкпнским сектором и денежной массой в обращении нарастало по мере того, как все Гхмыпее число банков выходило из Федеральной резервной системы. Значительный рост числа фондов MMMF нанес большой ущерб сберегательным учреждениям, поскольку последним не разрешалось предлагать вкладчикам рыночные процентные ставки.

2. Сберегательным учреждениям было разрешено инвестировать до 10% их активов в коммерческие ссуды, в то время как максимальный процент активов, которые можно было использовать для предоставления потребительских ссуд, был увеличен до 30%.

9. В 1982 г. был принят Закон Гарна—Сент-Жермена, который предоставил банкам и другим депозитным учреждениям право предлагать плавающие процентные ставки по депозитным счетам, разрешил сберегательным учреждениям расширить выдачу коммерческих и потребительских ссуд и наделил FDIC и FSLIC полномочиями в крайних случаях разрешать приобретение обанкротившихся банков в других штатах.

Если FDIC устанавливает, что помимо несения нормальных предельных факторных затрат на хранение депозитов и кредитование банкам и сберегательным учреждениям также необходимо платить премию по страхованию депозитов, обозначенную р и измеряемую в расчете на каждый доллар депозитов, тогда чистый предельный доход каждого депозитного учреждения по вкладам уменьшается на эту величину р, т. е. новый чистый предельный доход равен rL — — MCD — MCL — р для каждого депозитного учреждения. Это значит, что график спроса на депозиты каждого депозитного учреждения смещается вниз на расстояние р по вертикали, которое представляет собой величину премии по страхованию депозитов. Поскольку график рыночного спроса на депозиты является суммой по горизонтали графиков совокупного спроса банков и сберегательных учреждений, он должен сместиться вниз на ту же самую величину р (рис. 12-1).

Во-первых, этот закон разрешил сберегательным учреждениям предлагать ипотечные ссуды с плавающей ставкой, так что в будущем они могли обезопасить себя от того, что им придется платить большие проценты по депозитам, чем проценты, получаемые по ипотечным ссудам. Во-вторых, данный законодательный акт установил график для постепенного устранения всех потолков для процентов по вкладам, что должно было завершиться к началу 1986 г. В-третьих, этот закон делегировал сберегательным учреждениям право оказывать доверительные и другие традиционно банковские услуги. И последнее, сберегательные учреждения получили право на расширение портфеля активов посредством включения в него потребительских ссуд и коммерческих бумаг (не более 20% общих активов).

Вводя эти изменения, Конгресс намеревался придать сберегательным учреждениям большую гибкость и конкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями, такими, как взаимные фонды денежного рынка. Естественно, такие преобразования не могли быть осуществлены Федеральным советом банков жилищного кредита и сберегательными учреждениями за короткий срок. Действительно, к концу 1981 г. около 85% всех организаций, страхованием которых занималась FSLIC и которые владели 90% активов отрасли, терпели убытки. Более того, в период между 1979 и 1981 г. активы взаимных фондов денежного рынка выросли в 6 раз, с 42,9 млрд. до 236,3 млрд. долл.

Понимая, что данный закон не решит всех проблем сберегательных ассоциаций, Конгресс в 1982 г. принял Закон Гарна—Сент-Жермена (Garn-St Germain Act). В нем содержались четыре хорошо известных положения, которые оказали сильное воздействие на сберегательную отрасль. Впервые сберегательным учреждениям было разрешено выдавать обеспеченные или необеспеченные коммерческие ссуды (включая владение высокодоходными и высокорискованными «бросовыми облигациями» (junk bonds), выпускаемыми фирмами за право получения кредитов у коммерческих банков) в размере до 11% общих активов. Во-вторых, был увеличен объем потребительского кредитования сберегательных ассоциаций до 30% общих активов. В-третьих, сберегательным ассоциациям было предоставлено право выдавать коммерческие ссуды под недвижимость в размере до 40% общих активов. В-четвертых, закон ввел депозитные счета денежного рынка (money market deposit accounts, MMDA) — депозитные счета с ограниченной величиной перевода для вкладчиков, без потолка процентных ставок и резервных требований.

К тому же Закон Гарна—Сент-Жермена 1982 г. делегировал FHLBB право эмитировать векселя FSLIC для сберегательных учреждений в обмен на сертификаты на сумму чистых активов (net worth certificates). В соответствии с этой несколько популистской мерой сберегательные учреждения могли учитывать векселя FSLIC как активы, а сертификаты на сумму чистых активов как часть чистых активов. В сущности, FHLBB по настоянию Конгресса передал сберегательным учреждениям гарантии выплаты наличных денег FSLIC без введения каких-либо дополнительных гарантий для фонда страхования депозитов FSLIC.

FHLBB подверг FSLIC еще большему риску, поощряя платежеспособные сберегательные ассоциации приобретать обанкротившиеся учреждения путем сделок покупки и принятия на себя обязательств, которые мы обсудили в главе 12. Такие сделки часто обходятся фондам страхования депозитов дешевле, поскольку устойчивые финансовые учреждения могут взять на себя реализацию большей части активов банкрота, иначе государственному страховому агентству пришлось бы нести все расходы по продаже каждого из этих активов в отдельности. Еще одной популистской мерой FHLBB несколько видоизменил стандартные сделки покупки и принятия на себя обязательств, разрешив сберегательным учреждениям, осуществляющим такое приобретение, создавать специальные активы гудвилл (goodwill). Гудвилл представляет собой оценочную стоимость функционирующего предприятия, которая обычно используется в GAAP, но FHLBB придал более широкое толкование этому понятию. Причем в большинстве случаев возмещается отрицательная разница между активами и пассивами неплатежеспособных сберегательных учреждений, т. е. FHLBB, в сущности, предоставил больше гарантий для хранения активов сберегательных учреждений; причем гарантий, обеспеченных фондом страхования депозитов FSLIC.


Сомнительной задолженности Сооружений инвентаря Себестоимостью продукции Сооружений связанных Сооружения газопровода Сооружения предназначенные Сооружения водоснабжения Соотношения численности Соотношения кредиторской Соотношения постоянных Соотношения собственного Соотношение источников Соотношение показателей вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика