|
Технологические нововведения
В ответ на это американские компании сняли организационные барьеры, разделявшие дизайн, производство и сбыт, а также усовершенствовали взаимодействие с внешними партнерами. Дизайнеры, инженеры, поставщики, работники производства и сборки — все объединились в сплоченные группы, наладили электронное общение и более чем вдвое сократили время от стадии дизайна до продажи в автосалоне. Кроме того, на совершенствование производственных процессов в автомобильной индустрии существенно повлияли технологические новшества, в частности системы автоматизированного проектирования (САПР) автомобилей. Возможности трехмерного моделирования, заложенные в САПР, позволяют инженерам проектировать транспортные средства, минуя стадию построения вручную макетов. Получив эту возможность проверять, подходят ли друг к другу отдельные детали, дизайнеры могут изменять конструкцию отдельных компонентов без раскроя настоящего железа. Использование потоков электронной информации для повышения эффективности системы поставок описано в главе 12, но стоит напомнить, что электронная связь между автомобилестроителями и поставщиками уже сократила число ошибок при поставке компонентов на 72%, а также позволила обеспечить сокращение трудозатрат на величину до восьми часов в неделю на каждый автомобиль.
Население и его отдельные группы реальные потенциальные и бывшие работники предприятия, члены их семей, собственники, инвесторы, владельцы финансовых средств, другие граждане, общество в целом) Занятость. Средства к существованию. Возможность самореализации в коллективе. Уважение со стороны коллектива. Материальная и моральная поддержка в чрезвычайных ситуациях. Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие. Спрос на организационно-технологические новшества. Учет интересов общества Привлечение рабочей силы. Спрос на товары и услуги предприятия. Предложение инноваций. Привлечение средств яаселения через ценные бумаги. Преданность работников корпоративным интересам. Признание общественной ценности предприятия. Поддержка в чрезвычайных ситуациях
Закон убывающей предельной производительности применим к определенной технологии производства и на краткосрочном отрезке времени. Со временем изобретения и другие технологические новшества могут привести к подъему всей кривой выпуска продукции, и, таким образом, больший выпуск может быть достигнут при тех же самых вводимых факторах.
Типы производства. Среди различных типов производств традиционно различаются два: массовое производство и производство по заказу11. Массовое производство — это производство максимально большими партиями, где изменение орудий труда сведено до минимума, чтобы сократить до минимума затраты при выпуске большого количества продукции. Однако на современном этапе, когда все чаще вводятся в производство технологические новшества, когда все остреце становится конкуренция, в том числе по причине экономических кризисов, когда конечные потребители лучше организованы, условия массового производства становятся менее рентабельными. Основной проблемой растущего числа предприятий является способность быстро отвечать на меняющийся и сложный спрос потребителя за исключением случая, когда конкуренция вызвана более быстрым и более подходящим предложением. Таким образом, традиционный тип промышленного производства с его стремлением к концентрации с целью экономии на масштабах теряет свои преимущества.
п. Какие технологические новшества способны стимулировать рост рынка?
вниз. Важные технологические новшества — сейсмическое зондирование с трехмерной компьютерной обработкой данных (с начала 1980-х годов) и горизонтальные скважины (с начала 1990-х годов) — не смогли задержать падение.
к жизни сопутствующие технологические новшества и породит своего рода технологический ренессанс. В числе прочего это приведет к миниатюризации двигателей, применению нанотехноло-гий и разработке широкого спектра топливных элементов.
В Японии же дела обстоят совершенно иначе. Большинству наемных работников в японской промышленности предоставлены пожизненные гарантии занятости; трудящиеся здесь вовлечены в процесс принятия производственных решений и участвуют в распределении прибылей, часть которых они получают в качестве заработка или премий, что устанавливает непосредственную связь между экономическими достижениями фирмы и доходом ее сотрудников. Более того, прямая заинтересованность работников в конкурентоспособности и рентабельности своего предприятия сокращает потребность в надсмотрщиках и контролерах, то есть в руководящем персонале среднего звена. В результате между управляющими и рядовыми сотрудниками возникают взаимопонимание и взаимодействие, процесс кадровых перемещений становится более гибким, а рабочие с большей готовностью воспринимают технологические новшества. К тому же система пожизненной занятости побуждает и нанимателей вкладывать средства в подготовку и переподготовку своих работников.
Накопление палеоклиматических данных с высоким разрешением, которые обеспечивают независимые измерители времени, амплитуды и продолжительности прошлых климатических событий, показывает, что климат в течение прошедших 11000 лет был пронизан множеством климатических нестабильностей [449]. Засухи, длившиеся десятки и сотни лет и резко начинавшиеся, были беспрецедентны для опыта существовавших тогда сообществ и губительно подрывали их сельскохозяйственные фонды, потому что социальные и технологические новшества были недоступны, чтобы противостоять скорости, амплитуде и продолжительности изменения климатических условий. Эти климатические события были жесткими и подразумевали новые условия, которые были незнакомы жителям того времени и при этом такие условия сохранялись в течение десятилетий и столетий. Поэтому они были губительны и вели к социальному коллапсу, который является адаптивным ответом на непреодолимые по-другому кризисы [449].
технологические новшества: электрификация, новые технологии
В статье Таубера (Tauber), оказавшей значительное влияние на маркетологов, показано, как маркетинговые исследования препятствуют большинству инноваций [18]. Он обосновывает свою точку зрения теми жесткими ограничениями, которые накладывает на разработку новых товаров следование требованиям и мнениям потребителей. Зачастую потребители не могут четко сформулировать свои требования в отношении того, что выходит за пределы их опыта. Это, в свою очередь, предполагает, что идеям, полученным в результате маркетинговых исследований, должно придаваться меньшее значение в сравнении с "научными прорывами", которые совершаются в исследовательских лабораториях и проектных подразделениях компаний. Браунли и Серен разделяют эту точку зрения, в особенности в отношении перспективных исследований, которые были в свое время свернуты из-за недооценки их значения, — достаточно вспомнить историю изобретения ксерокса и пенициллина. Разработка товаров должна вестись намного активнее, чем это имеет место на практике [15]. В самом деле, технологические новшества — это процесс, который "вызывает к жизни" новые запросы рынка, доселе неизвестные, существовавшие в "скрытом" виде. Так что эффективные технологии разработки и реализации новых товаров так же важны, как анализ потребностей рынка. В Швейцарии технологические нововведения стали источником конфликта между изготовителями деталей, которые поэтому противились переменам. «Сейко» сама изго-свои основные детали и не имела трудностей с технологии. К тому же «Сейко» была в 60-х
ЗАДАЧИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. С исторической точки зрения, изменения в характере и содержании задач были тесно связаны с эволюцией специализации. Как указывал Адам Смит в своем знаменитом примере о производстве булавок (пример З.1.), когда работу делят между специалистами вместо того, чтобы поручить ее выполнение одному человеку, потенциальная выгода огромна. Пример из книги «Богатство народов», опубликованной в 1776 г., рассматривается как толчок к промышленной революции. Предприниматели того времени быстро поняли, что.специализация задач повышает прибыль, потому что увеличение производительности снижает затраты на производство. Специализация задач быстро нашла свое применение во многих простых операциях. С тех пор и до совсем недавнего времени существовала тенденция расширения специализации и тем самым дробления всей работы на более мелкие операции. В нашем веке технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной до такой степени, о которой и думать не мог Смит.
Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подраз-
внешним фактором большого значения . Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Полупроводник сравним с «мозгом», столь необходимым широкому кругу машин, механизмов и систем. Технологические нововведения в электронике не ограничатся собственно электронной промышленностью; они будут распространяться вширь, пронизывая все остальные отрасли материального производства. Сферу услуг они завоюют не в меньшей степени, чем обрабатывающую индустрию. И уж, конечно, не останется в стороне и наш домашний очаг.
Таблица 6 ВАЖНЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ ПОСЛЕ 1940 г.
Технологические факторы. В эпоху постоянно развивающегося научно-технического професса технологическим факторам придается все большее значение. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой предприятие может изготавливать и продавать продукты, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также па то, какого рода услуги и товары ожидают потребители от предприятия. Они влияют на уровень численности и качественный состав рабочей силы. Технологические факторы особо важны для наукоемких предприятий. В развитии внешнеэкономической деятельности предприятия именно технологии зачастую играют решающую роль: организация производства в зарубежной стране по своей технологии, создание совместных предприятий с использованием передовой зарубежной технологии, продажа ноу-хау, консалтинговые услуги технологического характера и т.д.
При всех положительных моментах рассматриваемой стратегии ей присуши и недостатки. Они связаны главным образом с высоким риском крупномасштабного бизнеса, выражающимся в инертности производства и отсутствии необходимой степени гибкости при изменении качественных характеристик спроса. Технологические нововведения, копирование или имитация конкурентами методов работы, радикальное изменение предпочтений потребителей, уменьшение ценовой эластичности спроса, появление новых, более совершенных товаров могут серьезно дестабилизировать, а в отдельных случаях лишить компанию конкурентных преимуществ, связанных с низкой себестоимостью или ценой выпускаемой продукции. Вместе с тем практика подтверждает, что умелое использование преимущества низкой себестоимости и своевременная реакция на дестабилизирующие факторы позволяют достичь значительных результатов.
Технологические нововведения послужили стимулом для проникновения в банковскую отрасль небанковских финансовых учреждений, тем более что их деятельность не регулировалась. В период 1975—1983 гг. появилось множество нововведений в финансовой сфере одновременно с дерегулированием рынков депозитов.
Эта модель была разработана на основе данных, полученных в ходе сегментации и бизнес-диагностики предприятий со сходными характеристиками производства, изучения их спроса на технологические нововведения и определения ресурсных возможностей фирмы для его удовлетворения.
Рис. 21. Портфель заказов на технологические нововведен"" Г..ЧХ-1 ИНФ ОАО АНИТИМ СЗХ-1 Портфель заказов на технологические нововведения (вариант) 1 Географическая зона 1 Технологические переделы Отрасль промышленности 1 ИНФ «Алтайский НИИ технологии машиностроения»
Технологическое энергетическое Таможенная декларация Технологического энергетического Технологического назначения Технологического оснащения Таможенная стоимость Технологического регламента Технологическом институте Технологическую подготовку Технологическую установку Технология изготовления Технология подготовки Технология применения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|