Территориальное планирование



Объем товарной продукции—это стоимость вырабатываемых и предназначенных для реализации (в том числе в капитальном строительстве и нефтепромышленных хозяйствах своего предприятия) готовых изделий (продукции), полуфабрикатов и работ промышленного характера. Этот показатель используется Госпланом СССР и министерствами для общеэкономических расчетов: темпов роста промышленного производства, отраслевой и территориальной структуры промышленности, объемов и темпов продукции групп «А» и «Б» и др. Объем товарной продукции оценивается в действующих ценах предприятия и в неизменных ценах (также без налога с оборота), в качестве которых в настоящее время приняты оптовые цены предприятий по состоянию на 1/1 1982 г. Использование неизменных цен для оценки объема товарной продукции обеспечивает соизмеримость его во времени.

Дифференциация заработной платы осуществляется с помощью нормирования труда, тарифной системы, форм и систем оплаты труда и системы льгот. Межотраслевая дифференциация зависит от достигнутого уровня научно-технического прогресса в отрасли, следствием которого является изменение условий и квалификации труда. Многое при этом определяется ролью и значением отдельных отраслей в общей системе народного хозяйства. Межрайонная дифференциация формируется под влиянием сложившейся территориальной структуры общественного производства, важности и перспективности экономических районов и условий жизни в них. Практическое выражение межрайонная дифференциация находит в районных коэффициентах к тарифным ставкам и окладам для районов Севера, Сибири, Дальнего Востока, некоторых местностей Средней Азии.

Рациональное размещение предполагает экономию затрат общественного труда, формирование прогрессивной территориальной структуры народного хозяйства экономических районов и страны в целом, полное использование природных и трудовых ресурсов, установление эффективных производственных связей. Исходя из этого, сложились основные принципы размещения химической промышленности, с которых следует начать изучение темы. Следует проследить их влияние и на размещение отдельных химических производств. Целесообразно установить зависимость размещения предприятий химической промышленности от районов потребления продукции, сырьевой базы, энергоресурсов, транспортных связей.

Химическая и нефтехимическая промышленность отличается достаточно высокой капиталоемкостью. К факторам, повышающим капиталоемкость, относятся изменение отраслевой и территориальной структуры капитальных вложений в сторону увеличения удельного веса капиталоемких производств (например, минеральных удобрений), продвижение в восточные районы страны, изменение воспроизводственной структуры из-за увеличения их доли на возмещение основных фондов, а также технологической структуры из-за роста затрат на охрану окружающей среды, улучшение санитарно-гигиенических условий труда и т. д.); ухудшение условий добычи и качества сырья в горно-химических отраслях промышленности. К факторам, противодействующим возрастанию капиталоемкости производства, в химической промышленности относятся повышение технического уровня отдельных производств и укрупнение единичной мощности агрегатов, технологических линий, внедрение непрерывных технологических процессов и т. п.

Район строительства выбирается также с учетом территориальной структуры капитальных вложений. Она отражает распределение капитальных вложений по союзным республикам, крупным экономическим районам, областям и городам с учетом требований, вытекающих из основных принципов социалистического размещения производительных сил на территории страны. Эти принципы следующие:

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры,

Должна сохраниться, хотя и в иных, чем прежде, бюджетных формах государственная поддержка предпринимателей-аграриев. Важную роль продолжают играть расходы государства, направленные на регулирование отраслевой и территориальной структуры инвестиций. Новый импульс получат расходы по поддержанию и упрочению тех отраслей и видов деятельности, которые в принт типе не могут ориентироваться на коммерческие критерии, но существование которых жизненно важно для всего общества. В условиях рынка появится специфический вид расходов - выделение бюджетных средств на приобретение акций действующих или строящихся предприятий.

Так, принято решение о прекращении с 1992 г. бюджетного дотирования малорентабельных и убыточных предприятий; скорректирован механизм дотирования других расходов - вместо предоставления бюджетных дотаций на покрытие общей суммы убытков (затрат), бюджетные средства выделяются под конкретные виды продукции на строго определенное время; внесены изменения и в порядок финансирования затрат по народному хозяйству - вместо финансирования деятельности отдельных предприятий бюджетные средства предоставляются на осуществление целевых комплексных программ; ассигнования из бюджета выделяются в .основном на затраты по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства.

из необходимости формирования рациональной территориальной структуры

Основные особенности ЭГП города определены характером территориальной структуры хозяйства.

естественного и механического прироста, территориальной структуры города) проводится с целью определения


Территориальное планирование развития химической промышленности приобретает важное значение, поскольку многие химические предприятия и производства находятся в составе других отраслей, в том числе в составе местной или республиканской промышленности. Это производства по переработке пластических масс и синтетических смол, лаков и красок, бытовой химии и др. С созданием территориально-промышленных комплексов возросло значение территориального планирования. Развитие химической промышленности в составе комплекса влияет на внутри- и межрайонное кооперирование, изменяет территориальные пропорции. Основной вид территориальных планов — генеральные схемы развития и размещения промышленности, в том числе химической.

Сводно-функциональные подсистемы АСПР осуществляют разработку сводных функциональных разделов государственного плана, в которые входят задания и показатели, объединяемые общностью выполняемой ими плановой функции (повышение уровня жизни народа, внедрение достижений науки и техники в народное хозяйство, развитие внешнеэкономических связей, планирование себестоимости и прибыли, территориальное планирование, планирование норм и нормативов и др.).

Указанная информация поступает в АСПР Госпланов союзных республик, которые с учетом ее осуществляют свои расчеты по республике и направляют их в подсистему «Территориальное планирование и размещение производительных сил» АСПР Госплана СССР, где формируется территориальный разрез проекта основных направлений народнохозяйственного плана.

На втором этапе уточненные в ходе итеративного процесса разработки плана в Госплане СССР задания по комплексному развитию территорий из сводной подсистемы АСПР «Территориальное планирование и размещение производительных сил» снова передаются в АСПР Госпланов союзных республик. Проект плана экономического и социального развития территории дополнительно прорабатывается в АСПР Госпланов союзных республик во взаимодействии с ОАСУ министерств и ведомств союзно-республиканского подчинения, а также с ОАСУ министерств и ведомств союзного подчинения, предприятия которых находятся на данной территории. Согласованные и сбалансированные по важнейшим разделам проекты плана территориального развития, а также «разногласия» по ним поступают в сводную подсистему АСПР Госплана СССР «Территориальное планирование и размещение производительных сил», которая после рассмотрения в установленном порядке полученных материалов формирует в окончательном виде территориальный раздел проекта государственного плана.

ширению прав и повышению ответственности местных советских органов в области хозяйственного строительства. Все это означает, что территориальный разрез народнохозяйственных планов должен содержать решение вопросов наиболее эффективного размещения производительных сил по территории страны с учетом социальных задач комплексного развития республик и регионов, рационального использования трудовых и природных ресурсов, охраны окружающей среды, улучшения межрегиональных транспортно-экономических связей. Вместе с тем при переходе к комплексному планированию развития союзных республик, экономических районов-и отдельных регионов необходимо еще более повысить качество плановых проектировок в области организации производственной и непроизводственной инфраструктуры, выпуска потребляемой на территории района продукции межотраслевого назначения, развития баз строительной индустрии. При разработке территориальных планов комплексного развития в АСПР предусматривается широкое использование системы балансовых расчетов, которая включает в первую очередь балансы трудовых и природных ресурсов, топливно-энергетический баланс, баланс строительных материалов, мощностей строительной индустрии и др. Особое значение придается также организации тесного взаимодействия АСПР Госплана СССР с ЛСПР Госпланов союзных республик. Наряду с этим как на уровне АСПР Госпланов союзных республик, так и на уровне АСПР Госплана СССР в подсистеме «Территориальное планирование и размещение производительных сил» создаются методы и средства планирования территориально-производственных комплексов и важнейших промышленных узлов.

территориальное планирование и размещение производительных сил _________

территориальное планирование и размещение производительных сил

Иногда возникают противоречия между нефтеперерабатывающей промышленностью и организациями, снабжающими народное хозяйство нефтепродуктами, по вопросам размещения нефтеперерабатывающих заводов, распределения заказов на производство нефтепродуктов на действующих НПЗ и осуществления перевозок нефтепродуктов. Снять эти противоречия может научное прогнозирование и комплексное территориальное планирование развития и размещения всех объектов нефтеперерабатывающей промышленности, нефтеснабжения и транспорта. Это можно сделать лишь при определении так называемых зон снабжения, границы которых должны проводиться с учетом производства, потребления и перевозок основных видов нефтепродуктов. Исследование принципов выделения такого рода зон и определения их оптимальных границ — одна из важных задач совершенствования экономических связей по нефтепродуктам.

ческое территориальное планирование в современной России: состояние, проблемы

• территориальное планирование и зонирование, осуществлявмое в пределах

территориальное планирование, циклы деловых поездок, персональное распределение командировок;

Территориальное планирование, опираясь на отраслевые проектировки, углубляет процесс планирования научно-технического


Торговать эквивалентом Торгового комплекса Торгового посредника Торговому посреднику Тщательного обоснования Торжественной обстановке Товарищества осуществляется Товарными поставками Техническая реконструкция Товарооборот государственной Традиционных банковских Традиционных пространств Традиционными способами вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика