Территориального расположения



Статья 16 Конституции СССР устанавливает, что руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий.

Производственное построение управления обеспечивает специализацию руководящих кадров, конкретность и оперативность в руководстве. При построении управления промышленностью учитывается территориальное размещение предприятий. В местах концентрации однопрофильных предприятий создаются местные органы управления этой группой предприятий. Одним из путей органического сочетания отраслевого и территориального принципов управления промышленностью на современном этапе является создание крупных отраслевых промышленных, производственных и научно-производственных объединений.

Долгосрочный план разрабатывается по отраслям народного хозяйства, союзным республикам, укрупненным экономическим районам и важнейшим комплексным межотраслевым народнохозяйственным проблемам. При разработке долгосрочного плана, как и во всей плановой работе, важно более полное сочетание отрас-" левого и территориального принципов. Плановые органы в центре и на местах призваны в своих долгосрочных вариантных расчетах усилить целевой характер плана при комплексной проработке важнейших проблем, полнее учитывать ресурсные потребности и возможности. Сочетание ресурсного и целевого подходов при разработке долгосрочного плана позволяет обеслечивать сбалансированность. И здесь очень важны задачи, поставленные XXVI съездом КПСС: «Осуществлять комплексный подход к планированию развития взаимосвязанных отраслей народного хозяйства и экономических районов страны. Обеспечить разработку сбалансированных плановых заданий по всем показателям.» '

На XXIV и XXV съездах КПСС была разработана программа совершенствования организации и планирования народного хозяйства, рассчитанная на длительный период. Она включает дальнейшее развитие и совершенствование системы планирования и экономического стимулирования производства; повышение в организации управленческой и плановой деятельности значения конечных народнохозяйственных результатов; обеспечение сбалансированности планов на основе совершенствования системы материальных, трудовых и стоимостных балансов; совершенствование системы показателей планов; совершенствование текущего и перспективного планирования, усиление роли долгосрочных планов; осуществление долгосрочного прогнозирования; разработка комплексных программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам; широкое привлечение трудящихся к разработке оптимальных планов; более полное сочетание отраслевого и территориального принципов планирования; создание системы натуральных и стоимостных нормативов для всех уровней планирования; совершенствование планирования, финансирования и стимулирования научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и на предприятиях; разработку проблем научно-технического прогресса в их единстве с экономическим развитием страны всех отраслей производства и предприятий; совершенствование системы оплаты труда, повышение стимулирующей роли заработной платы, улучшение ее планирования и усиление контро-

В области развития экономики Совет Министров СССР: обеспечивает развитие экономики как единого народнохозяйственного комплекса на основе государственных планов экономического и социального развития с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и организаций;

«Руководство экономикой, — записано в Конституции СССР, — осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций». Планирование является важнейшим методом хозяйственного руководства промышленностью.

Материально-техническое обеспечение является формой планового распределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями непосредственно или через посредника. Оно в значительной мере предопределяет результативность строительного производства, оказывая непосредственное воздействие на использование производственных фондов, ритмичность производства строительно-монтажных работ, себестоимость, производительность труда, продолжительность строительства и другие показатели. Действующая система органов материально-технического обеспечения основана на сочетании отраслевого и территориального принципов и осуществляется в области строительства Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению (Госснабом СССР), на котррый возложено управление материально-техническим снабжением всех отраслей народного хозяйства, в том числе и строительства; отраслевыми органами материально-технического снабжения союзных и союзно-республиканских строительных министерств и ведомств (Главснабами); органами материально-техниче-

планирования, усиление роли долгосрочных планов, осуществление долгосрочного прогнозирования; разработка комплексных программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам; широкое привлечение трудящихся к разработке оптимальных планов; более полное сочетание отраслевого и территориального принципов планирования; создание системы натуральных и стоимостных нормативов для всех уровней планирования; совершенствование планирования, финансирования и стимулирования научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и на предприятиях; разработка проблем научно-технического прогресса в их единстве с экономическим развитием страны; совершенствование системы оплаты труда, улучшение нормирования труда, повышение стимулирующей роли заработной платы, улучшение ее планирования и усиление контроля и ответственности за ее расходование; совершенствование организационной структуры и методов управления народным хозяйством; разработка генеральных схем управления отраслями промышленности. Широкое внедрение экономико-математических методов в планировании и управлении производством, использование электронно-вычислительной и организационной техники и средств связи для создания автоматизированных систем планирования и управления отраслями, объединениями, предприятиями; совершенствование систем подготовки и повышения квалификации кадров — организаторов производства с учетом требований научно-технической революции и современной системы планирования и управления производством; дальнейшее совершенствование и удешевление административно-управленческого аппарата, широкое привлечение трудящихся к управлению производством также совершенствуют организацию и планирование производства.

Согласно «Основным направлениям развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», действующая система взаимной увязки долгосрочных, пятилетних и годовых планов должна получить дальнейшее совершенствование. Должно быть также обеспечено полное сочетание отраслевого и территориального принципов планирования.

Рис.18. Сочетание функционального и территориального принципов:

Хорошо известно, что в экологии активно используют методы экспертных оценок. Они позволяют решать многие проблемы управления охраной природы, обеспечивая при этом сочетание отраслевого и территориального принципов. Экологической экспертизе должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на состояние окружающей среды. Заключения экспертов опираются на материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС). Эта оценка проводится заказчиком проекта и включает в себя анализ, обобщение и распространение информации о таком воздействии, а также описание необходимых мер по охране окружа-

Важной особенностью государственного финансирования предприятий является сочетание отраслевого и территориального принципов управления. Территориальный принцип формирования и распределения ресурсов в современных условиях является приоритетным. Имеются три уровня территориального управления:


Число ступеней и звеньев на предприятии различно и зависит от его типа, размера, производственной структуры, территориального расположения. Так, в нефтеперерабатывающей ц нефтехимической промышленности в управлении предприятием применяют четырех-, трех-, двухзвенные структуры управления в соответствии с типами производственных структур.

Товарно-сырьевые и товарные цехи обычно делят на участки с учетом территориального расположения сливных и наливных эстакад и резервуарных парков, а также с целью специализации участков по видам нефтепродуктов.

Буровые предприятия ежегодно не позже III квартала представляют геофизическим предприятиям заявки на планируемые в следующем году иромыслово-геофизические работы. В заявке указываются районы работ, целевое назначение бурения, число скважин, их проектная глубина и конструкция, а также намечаемые виды (операции) работ. На основе этих заявок •составляют проекты, сметы затрат и договоры на производство промыслово-геофизических работ. С учетом запроектированного объема работ, территориального расположения обслуживаемых объектов, производительности партий и времени, затрачиваемого на переезды, определяют необходимое число промыслово-геофизических партий.

Число ступеней и звеньев на предприятиях различно и зависит от его типа, размера, производственной структуры и территориального расположения. Функции, выполняемые органами управления па различных ступенях, отличаются друг от друга по своему содержанию.

Число ступеней и звеньев па предприятии различно и зависит от его типа, размера, производственной структуры, территориального расположения. Так, в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в управлении предприятием применяют четырех-, трех-, двухзвенные структуры управления в еоотесгствни с типами производственных структур.

Системный подход заключается в том, что деятельность всех коллективов исполнителей рассматривается как единый комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых операций, направленных на достижение конечной цели. Коллективы исполнителей, независимо от ведомственной принадлежности и территориального расположения, рассматриваются как звенья единой организационной системы. Планирование всех параметров и оценка деятельности производятся исходя из влияния их на параметры и конечные результаты всего комплекса операций, т. е. на функционирование всей организационной системы.

Структура основных фондов в строительных организациях зависит от уровня индустриализации, концентрации и специализации производства, территориального расположения строек, характера выполняемых работ и различных условий формирования материально-технической базы. Например, в специализированных трестах по производству земляных работ механизированным способом при строительстве объектов большой протяженности (линейное строительство), в строительных организациях, ведущих работы в крупных городах, удельный вес активной части основных фондов (строительных машин и транспортных средств) наибольший. Это обусловлено концентрацией единой материально-технической базы, обеспечивающей возможности сокращения до минимума подсобных и вспомогательных производств.

Планирование численности линейного персонала осуществляется с учетом конкретных условий работы — количества одновременно сооружаемых объектов, их сложности, территориального расположения, числа рабочих смен в сутки и др.

Организация производственных объединений осуществляется с учетом ряда принципов: однородности выпускаемой продукции, технологической общности процессов производства и обработки материалов, территориального расположения объединяемых предприятий, необходимости централизации и кооперирования производства.

ность, организацию труда, совершенствование техники и др. Здесь осуществляются руководство работой в целом, контроль и подготовка всех элементов производства. Выполнение этих функций возлагается на специальные подразделения (функциональные отделы, секторы, группы). Отделы аппаратоуправления занимаются строго определенными задачами, они подготавливают решения для руководителя звена и не имеют право распоряжаться, а их взаимоотношения с производственными подразделениями предприятия ограничиваются оказанием методической помощи. Таким образом, структура управления предприятием носит линейно-штабной характер, который полностью соответствует принципу демократического централизма. Число ступеней и звеньев на предприятиях различно и зависит от их типа, размера, производственной структуры, территориального расположения.

Число ступеней и звеньев на предприятиях различно и зависит от их типа, размера, производственной структуры, территориального расположения.


Торгового обслуживания Торгового работника Торгуемых контрактов Торгующих организаций Товарищеского сотрудничества Товарищество участники Товарного обращения Товарному производству Традиционные представления Традиционных представлений Техническая технологическая Традиционной бухгалтерии Традиционное представление вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика