|
Трансформации экономики
Для достижения экономической стабильности необходима трансформация экономических отношений.
Трансформация экономических отношений означает переход к устойчивому экономическому росту, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально ориентированной рыночной экономики.
1 Подробнее в сборниках: Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ). Под ред. д.э.н., проф. Р.М.Нуреева.— М: Моск.общ.научный фонд, 2000; Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Под ред. д.э.н., проф. Р.М.Нуреева.— М.: МОНФ, 2001.
6 Можно развить это утверждение: эффективное функционирование денежно-кредитной системы возможно только в том случае, если экономические агенты строго соблюдают достигнутые соглашения — «правила игры». Подробнее см. Нуреев P.M. (peg.) Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ)/Новая перспектива.— М.: Московский общественный научный фонд, 2000; Нуреев P.M. (ред.) Экономические субъекты постсоветской России (институ- чпт циональй анализ).— М.: МОНФ, 2001. 10/
Источник: А.В. Алексеев, Н.Н. Кузнецова Воспроизводство производственного аппарата в промышленности России: в поисках выхода из институциональной ловушки// Нуре-ев P.M. (ред.) Трансформация экономических институтов в пост-советской России (микроэкономический анализ)/ Новая перспектива.— М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
13. Нуреев P.M. (ред.) Трансформация экономических институтов в пост-советской России (микроэкономический анализ)/Ноъая перспектива.— М.: Московский общественный научный фонд, 2000.
просы экономики, 2000, № 1; Трансформация экономических институтов в постсо-
35 Подробнее см.: Трансформация экономических институтов в постсоветской Рос-
ходной экономики («Трансформация экономических институтов в постсо-
предложенного в предшествующей книге "Трансформация экономических
48 Подробнее см.: Трансформация экономических институтов в постсоветской Рос- Выбор критериев экономической эффективности инвестиций -важнейший вопрос, стоящий перед лицом, принимающим решение о целесообразности финансирования того или иного инвестиционного проекта. На современном этапе рыночной трансформации экономики
В России реформы, направленные на трансформацию планово-распределительной централизованно управляемой системы в рыночную многоукладную экономику, проводятся более десяти лет. В этот не малый срок включаются попытки решить проблемы трансформации экономики по социал-демократическому варианту, до модели «рыночного социализма» (1987-1990 гг.), а затем период праворадикальных преобразований по либерально-монетаристкой модели (после 1991 г.).
В ходе трансформации экономики рухнули не только социальные иллюзии. Надежда на то, что частная собственность автоматически повысит эффективность реального сектора, не оправдала себя. Стало ясно, что «иметь» — еще не означает грамотно использовать. Вернулся старый миф. Заговорили о национализации и государственном чиновнике как о проводнике «порядка» и «общественных интересов» в экономике. На место предпринимателя в качестве главной фигуры стал претендовать хозяйственник — администратор, набравшийся рыночного опыта. Частный предприниматель — не единственное лицо рыночной системы. Он окружен целым «созвездием» других ключевых фигур. Это — акционер и менеджер, которым необходимо предоставить целый набор разнообразных средств, которые дисциплинируют поведение предприятий в рыночной среде (аудит, финансовые рынки, опционы и др.). Наличие этих «других составляющих» делают рыночную систему «зрелой», а поведение предпринимателя — цивилизованным. Практика показывает, что собственник в состоянии проводить эффективные преобразования в реальном секторе только в том случае, если с ним союзник — менеджер. Это происходит на предприятиях «ЮКОСа», в Тюменской нефтяной компании («ТНК»), «КомиТЭК», на «Уралмаше», Новолипецком комбинате и т. д.
Анализ и оценка количественных и качественных итогов первого этапа приватизации позволяют сделать следующие выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике: 1) решена главная задача — устранена монополия госсобственности в экономике, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа; 2) разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России; 3) центральное место в приватизации госпредприятий заняли чековые аукционы; 4) была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущество десятков тысяч предприятий. Так, большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была переведена в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы сбыта). На базе средних, мелких и крупных госпредприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. АО. К концу 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
Нет иного, кроме государства субъекта, кто обладал бы экономической силой, способной мобилизовать ресурсы России для построения новой экономической и социальной системы. Но выполнить это в состоянии государство совершенно иного типа, нежели сегодняшнее. Государству другого типа и классового характера предстоит активное регулирование рыночной трансформации экономики, сосредоточение в его распоряжении значительных финансовых ресурсов. Разумное дозирование действия сил, рынка не только снизит социальную конфликтность преобразований, но и обеспечит России благодаря максимальному сохранению накопленного интеллектуального, кадрового, человеческого и материально-вещественного капитала достойное место в международном разделении труда и в процессах глобализации.
Россия должна определить свой путь в институциональных преобразованиях. При этом следует учесть громадный опыт рыночной трансформации экономики (рузвельтовский «новый курс», послевоенные реформы в Японии, а также основанные на теории ордолибера-лизма и социально рыночного хозяйства преобразования Л. Эрхарда в ФРГ, ход и результаты рыночных реформ в Китае).
Целевое прогнозирование обычно применяют в тех случаях, когда нет достаточной информации о развитии объекта в прошлом, и, следовательно, невозможно не только провести мпогофакторпый анализ и моделирование, но даже и определить прогрессивные тенденции развития. В этом случае используют преимущественно качественные методы исследования. Например, в условиях трансформации экономики России, ее неопределенности и нестабильности, спада производства и т.п., целесообразно применять нормативное прогнозирование.
виях трансформации экономики России) также может производиться по прогнозируемым (желаемым) нормативам.
В России реформы, направленные на трансформацию планово-распределительной централизованно управляемой системы в рыночную многоукладную экономику, проводятся более десяти лет. В этот не малый срок включаются попытки решить проблемы трансформации экономики по социал-демократическому варианту, до модели «рыночного социализма» (1987-1990 гг.), а затем период праворадикальных преобразований по либерально-монетаристкой модели (после 1991 г.).
В ходе трансформации экономики рухнули не только социальные иллюзии. Надежда на то, что частная собственность автоматически повысит эффективность реального сектора, не оправдала себя. Стало ясно, что «иметь» — еще не означает грамотно использовать. Вернулся старый миф. Заговорили о национализации и государственном чиновнике как о проводнике «порядка» и «общественных интересов» в экономике. На место предпринимателя в качестве главной фигуры стал претендовать хозяйственник — администратор, набравшийся рыночного опыта. Частный предприниматель — не единственное лицо рыночной системы. Он окружш целым «созвездием» других ключевых фигур. Это — акционер и менеджер, которым необходимо предоставить целый набор разнообразных средств, которые дисциплинируют поведение предприятий в рыночной среде (аудит, финансовые рынки, опционы и др.). Наличие этих «других составляющих» делают рыночную систему «зрелой», а поведение предпринимателя — цивилизованным. Практика показывает, что собственник в состоянии проводить эффективные преобразования в реальном секторе только в том случае, если с ним союзник — менеджер. Это происходит на предприятиях «ЮКОСа», в Тюменской нефтяной компании («ТНК»), «КомиТЭК», на «Уралмаше», Новолипецком комбинате и т. д.
Анализ и оценка количественных и качественных итогов первого этапа приватизации позволяют сделать следующие выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике: 1) решена главная задача — устранена монополия госсобственности в экономике, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа; 2) разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России; 3) центральное место в приватизации госпредприятий заняли чековые аукционы; 4) была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущество десятков тысяч предприятий. Так, большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была переведена в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы сбыта). На базе средних, мелких и крупных госпредприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. АО. К концу 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
Технические экономические Транспортными предприятиями Транспортным обслуживанием Транспортная логистика Транспортной доступности Транспортной продукции Транспортное обслуживание Транспортного машиностроения Транспортного предприятия Транспортно экономических Транспортно складских Тщательного рассмотрения Транспорт строительство вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|