Транспортно экономических



анализируют транспортно-экономические связи, оценивают их рациональность и перспективы развития.

В третьем разделе даются основные концепции и варианты перспективного развития и размещения отрасли. В схемах разрабатывается несколько концепций, существенно отличающихся решением важнейших проблем (коренное изменение производственной структуры, углубление международного разделения труда, ускорение развития отдельных, например восточных, районов страны и т. д.). В соответствии с принятой концепцией разрабатываются варианты развития и размещения отрасли, отражающие пути и средства достижения поставленных целей (различная технология производства, виды сырья; ориентация на сырьевую базу, районы производства и обусловленные этим транспортно-экономические связи). По всем предприятиям, включенным в расчеты, определяются объемы и технология производства, единовременные и текущие затраты.

При открытии навигации часть нефтепродуктов перевозится водным транспортом, при этом транспортно-экономические связи осуществляются между НПЗ, перевалочными нефтебазами и потребителями, имеющими причалы.

Можно выделить два направления совершенствования планирования и управления нефтеснабжением на основе использования нормативной базы: расширение области применения нормативов, повышение качества нормативов, введение рационального порядка разработки, корректировки, использования нормативов и создание реальных экономических условий, которые бы материально стимулировали коллективы к систематическому совершенствованию нормативной базы планирования. Мероприятия организационного характера, направленные на совершенствование нормативного планирования нефтеснабжения, можно осуществлять поэтапно. На первом этапе на основе использования оптимизационных экономико-математических моделей и ЭВМ, позволяющих установить рациональные внутриуправленческие транспортно-экономические связи, должны быть автоматизированы плановые расчеты на уровне территориальных управлений. Это обеспечит достоверность и научную обоснованность разрабатываемых технико-экономических показателей нефтеснабжения на этом уровне, сокращение сроков разработки проектов планов для утверждения и доведения планов до исполнителей, освобождение плановых работников от трудоемких ручных работ по расчету показателей. На втором этапе должна быть осуществлена интеграция плановых расчетов, которая обеспечит повышение сбалансированности и комплексности планов, разрабатываемых в целом по главку, а также локальную оптимизацию плановых решений. На третьем этапе должна проводиться системная разработка планов нефтеснабжения. Этот этап должен обеспечить повышение качества и эффективности планирования транспортно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам на всех уровнях управления нефтеснабжением.

При решении задачи установления рациональных хозяйственных связей возникает ряд серьезных проблем, связанных с необходимостью сочетания интересов производства, требований потребителей и реальных возможностей транспортных организаций, осуществляющих эти связи. Так как в процессе календарного выполнения снабженческо-сбытовых планов непрерывно (но не синхронно) растут объемы производства и потребления, изменяется их география, провозные способности на отдельных видах транспорта, проблема совершенствования планирования хозяйственных связей сводится не столько к единовременному, сколько к постоянному сохранению пропорций между производством, потреблением и транспортом. В практике материально-технического снабжения такие пропорции иногда поддерживаются ценой нерациональных перевозок (излишне дальних, встречных, повторных), экономически необоснованным использованием видов транспорта. На объем нерациональных перевозок большое влияние оказывают противоречия, возникающие при планировании распределения и перевозок в системе материально-технического снабжения. Эти противоречия заключаются в необходимости жесткого прикрепления потребителей к определенным поставщикам и невозможности в ряде случаев осуществлять связь между ними в условиях неизбежных изменений, в необходимости строго руководствоваться планом снабжения, установленным на год или больший период, и в то же время учитывать изменения конъюктуры при его выполнении, а также в том, что планирование поставок по некоторым видам продукции в центре производится в укрупненном ассортименте, по агрегированным поставщикам и потребителям, тогда как выполняться перевозки должны по отдельным видам, сортам и размерам продукции и конкретным пунктам отправления и назначения. Все это приводит к тому, что формирующиеся в системе материально-технического снабжения транспортно-экономические связи народного хозяйства не обеспечивают минимума издержек обращения по продукции производственного назначения.

Блок 3 •— получение окончательного варианта перевозок нефтепродуктов. Для этого проводится логическая проверка и районирование полученного решения с использованием схем фактического и оптимального вариантов перевозок нефтепродуктов (Г), устраняются транспортно-экономические связи, которые были ошибками в исходной информации и были вызваны техническими причинами, имеющими место при проведении расчетов на ЭВМ. Затем проводится районирование с целью концентрации потоков нефтепродук-

Задача рационализации региональных транспортно-экономи-ческих связей охватывает весь транспортный процесс при доставке нефтепродуктов от источников ресурсов до потребителей. При этом необходимо учитывать транспортные затраты потребителя по вывозу нефтепродуктов с объектов нефтебазового хозяйства, т. е. региональные транспортно-экономические связи следует рассматривать несколько шире, чем это предусматривается функциями территориальных управлений.

Блок 17—отражает проведение предварительного экономико-математического анализа, в результате которого осуществляется проверка решения, устраняются транспортно-экономические связи, вызванные ошибками в исходной информации и другими причинами, имевшими место при проведении расчетов на ЭВМ.

Размещение объектов нефтеснабжения на всей территории Советского Союза и действующие транспортно-экономические связи, выраженные в нормальных грузопотоках и конкретизированные в планах поставок и перевозок, приводят к тому, что в различных районах может быть разная степень напряженности оперативной обстановки. В то время как в одних районах по некоторому нефтепродукту работа может проходить в первом режиме, в других районах по этому же нефтепродукту работа может вестись во втором режиме.

Морской флот — единственный вид транспорта, обеспечивающий транспортно-экономические связи между континентами, и прежде всего перевозки экспортной нефти и нефтепродуктов. Удельный вес этих перевозок весьма велик. Морской транспорт является единственным видом транспорта для доставки нефтяных грузов в некоторые отдаленные труднодоступные районы страны на Дальнем Востоке, на побережье Северного Ледовитого океана.

Транспортно-экономические связи образуются в результате обмена продукцией всех отраслей народного хозяйства и характеризуются показателями обмена, его объемом, структурой. Они обусловлены развитием и размещением производства и потребле1-ния, распределением производимой продукции между потребителями, развитием транспорта и т. д.


В оперативно-производственных планах находят также отражение изменения в объемах добычи нефти и газа, производства нефтепродуктов, потребления их и изменения в формировании транспортно-экономических связей нефтяной и газовой промышленности.

Организационная структура и техническая база АСУнефтеснаб формируется в настоящее время с учетом перспективы развития народного хозяйства в экономических районах страны и транспортно-экономических связей по основным видам нефтепродуктов.

ширению прав и повышению ответственности местных советских органов в области хозяйственного строительства. Все это означает, что территориальный разрез народнохозяйственных планов должен содержать решение вопросов наиболее эффективного размещения производительных сил по территории страны с учетом социальных задач комплексного развития республик и регионов, рационального использования трудовых и природных ресурсов, охраны окружающей среды, улучшения межрегиональных транспортно-экономических связей. Вместе с тем при переходе к комплексному планированию развития союзных республик, экономических районов-и отдельных регионов необходимо еще более повысить качество плановых проектировок в области организации производственной и непроизводственной инфраструктуры, выпуска потребляемой на территории района продукции межотраслевого назначения, развития баз строительной индустрии. При разработке территориальных планов комплексного развития в АСПР предусматривается широкое использование системы балансовых расчетов, которая включает в первую очередь балансы трудовых и природных ресурсов, топливно-энергетический баланс, баланс строительных материалов, мощностей строительной индустрии и др. Особое значение придается также организации тесного взаимодействия АСПР Госплана СССР с ЛСПР Госпланов союзных республик. Наряду с этим как на уровне АСПР Госпланов союзных республик, так и на уровне АСПР Госплана СССР в подсистеме «Территориальное планирование и размещение производительных сил» создаются методы и средства планирования территориально-производственных комплексов и важнейших промышленных узлов.

' При установлении транспортно-экономических связей и определении объема перевозок мазута учитывался топливно-энергетический баланс страны.

В настоящее время весьма актуально звучит требование, сформулированное в докладе товарища Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС, решить «вопрос о создании системы управления группами однородных отраслей...». Это требование непосредственно относится и к нефтеснабжению, в котором обособленно функционируют сейчас 15 республиканских главных нефтеснабсбы-товых управлений. Нам представляется, что для объединения их усилий, для углубления специализации системы нефтеснаб-жения крайне необходимо создание общесоюзного государственного органа управления нефтеснабжением народного хозяйства СССР. Этот орган мог бы успешно осуществлять руководство общей технической политикой в системе нефтеснабжения, развитием и совершенствованием транспортно-экономических связей по нефтепродуктам и материально-технической базы неф-теснабсбытовых организаций, обеспечением 'их новой техникой, запасными частями, координацией усилий проектно-конструктор-ских, научно-исследовательских организаций и заводов, занимающихся вопросами создания технических средств для нефтебаз ;и автозаправочных станций.

Теоретические и методические основы изучения транспортно-экономических связей в условиях социалистического хозяйства были заложены выдающимися советскими учеными Г.М. Кржижановским, И.Г. Александровым еще при разработке плана ГОЭЛРО.

На современном уровне научных знаний учение транспортно-экономических связей развивалось Т.С. Хачатуровым, Е.Д. Хапуно-вым, Ю.И. Колдомаловым и др.

Таким образом, в отмеченный промежуток времени было создано научное направление, основные положения которого сводятся к следующему: географический анализ грузопотоков и транспортной сети основывается на экономическом районировании СССР. При этом в результате изучения взаимодействия производства и транспорта выявляется специализация экономических районов, выражающаяся в межрайонных связях и их комплексности и находящая отражение во внутрирайонных связях.

Все проблемы теории и методики исследований транспортно-эко-комических связей не только в ИКТП, но и в других организациях не могли быть решены. Это касается формирования транспортных систем в отдельных областях и составляющих их экономических районах. Это особенно характерно для областей, краев, АССР и национальных округов, Западной Сибири и Дальнего Востока, в том числе и для

Быстрые темпы развития народного хозяйства вызывают непрерывный рост потребления нефти и нефтепродуктов. В этих условиях, несмотря на ряд несомненно положительных сдвигов в улучшении нефтеснабжения, его современный уровень не в полной мере соответствует требованиям научно-технического прогресса и дальнейшего повышения на этой основе эффективности общественного производства. В нефтеснабжении имеется еще немало проблем. Они связаны с недостаточным изучением потребности в нефтепродуктах отдельных отраслей народного хозяйства, неувязкой производства с потреблением нефтепродуктов, наличием нерациональных транспортно-экономических связей по ряду нефтепродуктов, все еще недостаточным развитием форм организации нефтеснабжения.

3) повышение эффективности транспортно-экономических связей по нефти и нефтепродуктам путем рационального прикрепления потребителей к поставщикам, разработки оптимальных планов нефтеснабжения с широким применением математических методов и электронно-вычислительной техники;


Требований отдельных Требований поручений Требований предприятия Требований стандартов Требований установленных Требованиях предъявляемых Требованиями международных Требованиями потребителя Технические новшества Требованиями законодательства Требованиям государственного Требованиям настоящего Требованиям нормативной вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика