|
Транспортно экономических
анализируют транспортно-экономические связи, оценивают их рациональность и перспективы развития.
В третьем разделе даются основные концепции и варианты перспективного развития и размещения отрасли. В схемах разрабатывается несколько концепций, существенно отличающихся решением важнейших проблем (коренное изменение производственной структуры, углубление международного разделения труда, ускорение развития отдельных, например восточных, районов страны и т. д.). В соответствии с принятой концепцией разрабатываются варианты развития и размещения отрасли, отражающие пути и средства достижения поставленных целей (различная технология производства, виды сырья; ориентация на сырьевую базу, районы производства и обусловленные этим транспортно-экономические связи). По всем предприятиям, включенным в расчеты, определяются объемы и технология производства, единовременные и текущие затраты.
При открытии навигации часть нефтепродуктов перевозится водным транспортом, при этом транспортно-экономические связи осуществляются между НПЗ, перевалочными нефтебазами и потребителями, имеющими причалы.
Можно выделить два направления совершенствования планирования и управления нефтеснабжением на основе использования нормативной базы: расширение области применения нормативов, повышение качества нормативов, введение рационального порядка разработки, корректировки, использования нормативов и создание реальных экономических условий, которые бы материально стимулировали коллективы к систематическому совершенствованию нормативной базы планирования. Мероприятия организационного характера, направленные на совершенствование нормативного планирования нефтеснабжения, можно осуществлять поэтапно. На первом этапе на основе использования оптимизационных экономико-математических моделей и ЭВМ, позволяющих установить рациональные внутриуправленческие транспортно-экономические связи, должны быть автоматизированы плановые расчеты на уровне территориальных управлений. Это обеспечит достоверность и научную обоснованность разрабатываемых технико-экономических показателей нефтеснабжения на этом уровне, сокращение сроков разработки проектов планов для утверждения и доведения планов до исполнителей, освобождение плановых работников от трудоемких ручных работ по расчету показателей. На втором этапе должна быть осуществлена интеграция плановых расчетов, которая обеспечит повышение сбалансированности и комплексности планов, разрабатываемых в целом по главку, а также локальную оптимизацию плановых решений. На третьем этапе должна проводиться системная разработка планов нефтеснабжения. Этот этап должен обеспечить повышение качества и эффективности планирования транспортно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам на всех уровнях управления нефтеснабжением.
При решении задачи установления рациональных хозяйственных связей возникает ряд серьезных проблем, связанных с необходимостью сочетания интересов производства, требований потребителей и реальных возможностей транспортных организаций, осуществляющих эти связи. Так как в процессе календарного выполнения снабженческо-сбытовых планов непрерывно (но не синхронно) растут объемы производства и потребления, изменяется их география, провозные способности на отдельных видах транспорта, проблема совершенствования планирования хозяйственных связей сводится не столько к единовременному, сколько к постоянному сохранению пропорций между производством, потреблением и транспортом. В практике материально-технического снабжения такие пропорции иногда поддерживаются ценой нерациональных перевозок (излишне дальних, встречных, повторных), экономически необоснованным использованием видов транспорта. На объем нерациональных перевозок большое влияние оказывают противоречия, возникающие при планировании распределения и перевозок в системе материально-технического снабжения. Эти противоречия заключаются в необходимости жесткого прикрепления потребителей к определенным поставщикам и невозможности в ряде случаев осуществлять связь между ними в условиях неизбежных изменений, в необходимости строго руководствоваться планом снабжения, установленным на год или больший период, и в то же время учитывать изменения конъюктуры при его выполнении, а также в том, что планирование поставок по некоторым видам продукции в центре производится в укрупненном ассортименте, по агрегированным поставщикам и потребителям, тогда как выполняться перевозки должны по отдельным видам, сортам и размерам продукции и конкретным пунктам отправления и назначения. Все это приводит к тому, что формирующиеся в системе материально-технического снабжения транспортно-экономические связи народного хозяйства не обеспечивают минимума издержек обращения по продукции производственного назначения.
Блок 3 •— получение окончательного варианта перевозок нефтепродуктов. Для этого проводится логическая проверка и районирование полученного решения с использованием схем фактического и оптимального вариантов перевозок нефтепродуктов (Г), устраняются транспортно-экономические связи, которые были ошибками в исходной информации и были вызваны техническими причинами, имеющими место при проведении расчетов на ЭВМ. Затем проводится районирование с целью концентрации потоков нефтепродук-
Задача рационализации региональных транспортно-экономи-ческих связей охватывает весь транспортный процесс при доставке нефтепродуктов от источников ресурсов до потребителей. При этом необходимо учитывать транспортные затраты потребителя по вывозу нефтепродуктов с объектов нефтебазового хозяйства, т. е. региональные транспортно-экономические связи следует рассматривать несколько шире, чем это предусматривается функциями территориальных управлений.
Блок 17—отражает проведение предварительного экономико-математического анализа, в результате которого осуществляется проверка решения, устраняются транспортно-экономические связи, вызванные ошибками в исходной информации и другими причинами, имевшими место при проведении расчетов на ЭВМ.
Размещение объектов нефтеснабжения на всей территории Советского Союза и действующие транспортно-экономические связи, выраженные в нормальных грузопотоках и конкретизированные в планах поставок и перевозок, приводят к тому, что в различных районах может быть разная степень напряженности оперативной обстановки. В то время как в одних районах по некоторому нефтепродукту работа может проходить в первом режиме, в других районах по этому же нефтепродукту работа может вестись во втором режиме.
Морской флот — единственный вид транспорта, обеспечивающий транспортно-экономические связи между континентами, и прежде всего перевозки экспортной нефти и нефтепродуктов. Удельный вес этих перевозок весьма велик. Морской транспорт является единственным видом транспорта для доставки нефтяных грузов в некоторые отдаленные труднодоступные районы страны на Дальнем Востоке, на побережье Северного Ледовитого океана.
Транспортно-экономические связи образуются в результате обмена продукцией всех отраслей народного хозяйства и характеризуются показателями обмена, его объемом, структурой. Они обусловлены развитием и размещением производства и потребле1-ния, распределением производимой продукции между потребителями, развитием транспорта и т. д. В оперативно-производственных планах находят также отражение изменения в объемах добычи нефти и газа, производства нефтепродуктов, потребления их и изменения в формировании транспортно-экономических связей нефтяной и газовой промышленности.
Организационная структура и техническая база АСУнефтеснаб формируется в настоящее время с учетом перспективы развития народного хозяйства в экономических районах страны и транспортно-экономических связей по основным видам нефтепродуктов.
ширению прав и повышению ответственности местных советских органов в области хозяйственного строительства. Все это означает, что территориальный разрез народнохозяйственных планов должен содержать решение вопросов наиболее эффективного размещения производительных сил по территории страны с учетом социальных задач комплексного развития республик и регионов, рационального использования трудовых и природных ресурсов, охраны окружающей среды, улучшения межрегиональных транспортно-экономических связей. Вместе с тем при переходе к комплексному планированию развития союзных республик, экономических районов-и отдельных регионов необходимо еще более повысить качество плановых проектировок в области организации производственной и непроизводственной инфраструктуры, выпуска потребляемой на территории района продукции межотраслевого назначения, развития баз строительной индустрии. При разработке территориальных планов комплексного развития в АСПР предусматривается широкое использование системы балансовых расчетов, которая включает в первую очередь балансы трудовых и природных ресурсов, топливно-энергетический баланс, баланс строительных материалов, мощностей строительной индустрии и др. Особое значение придается также организации тесного взаимодействия АСПР Госплана СССР с ЛСПР Госпланов союзных республик. Наряду с этим как на уровне АСПР Госпланов союзных республик, так и на уровне АСПР Госплана СССР в подсистеме «Территориальное планирование и размещение производительных сил» создаются методы и средства планирования территориально-производственных комплексов и важнейших промышленных узлов.
' При установлении транспортно-экономических связей и определении объема перевозок мазута учитывался топливно-энергетический баланс страны.
В настоящее время весьма актуально звучит требование, сформулированное в докладе товарища Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС, решить «вопрос о создании системы управления группами однородных отраслей...». Это требование непосредственно относится и к нефтеснабжению, в котором обособленно функционируют сейчас 15 республиканских главных нефтеснабсбы-товых управлений. Нам представляется, что для объединения их усилий, для углубления специализации системы нефтеснаб-жения крайне необходимо создание общесоюзного государственного органа управления нефтеснабжением народного хозяйства СССР. Этот орган мог бы успешно осуществлять руководство общей технической политикой в системе нефтеснабжения, развитием и совершенствованием транспортно-экономических связей по нефтепродуктам и материально-технической базы неф-теснабсбытовых организаций, обеспечением 'их новой техникой, запасными частями, координацией усилий проектно-конструктор-ских, научно-исследовательских организаций и заводов, занимающихся вопросами создания технических средств для нефтебаз ;и автозаправочных станций.
Теоретические и методические основы изучения транспортно-экономических связей в условиях социалистического хозяйства были заложены выдающимися советскими учеными Г.М. Кржижановским, И.Г. Александровым еще при разработке плана ГОЭЛРО.
На современном уровне научных знаний учение транспортно-экономических связей развивалось Т.С. Хачатуровым, Е.Д. Хапуно-вым, Ю.И. Колдомаловым и др.
Таким образом, в отмеченный промежуток времени было создано научное направление, основные положения которого сводятся к следующему: географический анализ грузопотоков и транспортной сети основывается на экономическом районировании СССР. При этом в результате изучения взаимодействия производства и транспорта выявляется специализация экономических районов, выражающаяся в межрайонных связях и их комплексности и находящая отражение во внутрирайонных связях.
Все проблемы теории и методики исследований транспортно-эко-комических связей не только в ИКТП, но и в других организациях не могли быть решены. Это касается формирования транспортных систем в отдельных областях и составляющих их экономических районах. Это особенно характерно для областей, краев, АССР и национальных округов, Западной Сибири и Дальнего Востока, в том числе и для
Быстрые темпы развития народного хозяйства вызывают непрерывный рост потребления нефти и нефтепродуктов. В этих условиях, несмотря на ряд несомненно положительных сдвигов в улучшении нефтеснабжения, его современный уровень не в полной мере соответствует требованиям научно-технического прогресса и дальнейшего повышения на этой основе эффективности общественного производства. В нефтеснабжении имеется еще немало проблем. Они связаны с недостаточным изучением потребности в нефтепродуктах отдельных отраслей народного хозяйства, неувязкой производства с потреблением нефтепродуктов, наличием нерациональных транспортно-экономических связей по ряду нефтепродуктов, все еще недостаточным развитием форм организации нефтеснабжения.
3) повышение эффективности транспортно-экономических связей по нефти и нефтепродуктам путем рационального прикрепления потребителей к поставщикам, разработки оптимальных планов нефтеснабжения с широким применением математических методов и электронно-вычислительной техники;
Требований отдельных Требований поручений Требований предприятия Требований стандартов Требований установленных Требованиях предъявляемых Требованиями международных Требованиями потребителя Технические новшества Требованиями законодательства Требованиям государственного Требованиям настоящего Требованиям нормативной вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|