|
Требования налоговых
В промышленности, в том числе и в промышленности строительных материалов, продукцию аттестуют по категориям качества (высшая, первая и вторая). К высшей категории относится продукция, соответствующая или превосходящая по определенным показателям лучшие отечественные и мировые достижения, конкуренто-способная на внешнем рынке, имеющая стабильные показатели качества, учитывающие требования международных стандартов. К первой категории относится продукция, качество которой отвечает современным требованиям действующих норма-
Однако требования международных стандартов принципиально отличаются от того, к чему мы привыкли и на чем воспитаны. Наш бухгалтер действует согласно данной ему конституции в качестве каковой выступает План счетов. Все умение бухгалтера сводится к тому, чтобы идентифицировать (квалифицировать) факт хозяйственной жизни с соответствующей корреспонденцией (проводкой), заданной номенклатурой этого Плана. Такой подход совершенно чужд англо-американской бухгалтерии и международным стандартам. Там главным и определяющим признается не набор готовых рецептов, а взгляд бухгалтера, самого бухгалтера, а не какого-то властного органа, который за него, бухгалтера, все решает. Это напоминает подходы врачей. У них есть схемы лечения от всех болезней, но каждый врач корректирует эти схемы в зависимости от своего видения больного. И чем квалифицированнее, чем профессиональнее врач, тем оригинальнее терапия.
МСФО исходят из экономической сущности явлений. Поэтому, последовательно применяя требования международных стандартов, у предприятий не возникнет проблем, связанных с призна-
Выполняя требования международных стандартов, у компании не возникнет проблем, связанных с признанием или непризнанием запасов, если она контролирует актив, существует вероятность притока будущих экономических выгод в компанию от использования данного актива и его стоимость можно надежно оценить. При этом «контролируемый» организацией актив признается в бухгалтерской отчетности независимо от факта его юридического контроля.
ствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение. Этот счет используется при необходимости организациями, выполняющими работы долгосрочного характера, начальные и конечные сроки выполнения которых обычно относятся к разным отчетным периодам (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.)». Как видно, вышеприведенная норма сохранилась в неизменном виде. Вместе с тем, следует отметить, что в ПБУ 9/99 в той или иной степени были учтены требования Международных стандартов финансовой отчетности. В соответствии с МСФО 18 «Выручка» стадия завершенности договора может быть определена различными способами, поэтому если рассматривать определения стадии завершенности в контексте МСФО, то это может быть элементом учетной политики предприятия.
Изложение материала опирается на современную правовую базу — использованы действующие отечественные нормативные акты (с последними изменениями и дополнениями), регулирующие вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, учтены требования международных стандартов финансовой отчетности по освещаемому кругу вопросов; в ряде случаев для сравнения показана специфика учета и отчетности в западных странах.
Производители могут ориентироваться на лучшие отечественные и мировые аналоги, на требования международных и национальных стандартов, результаты предварительных и приемочных испытаний опытных образцов.
Время —• начало двадцать первого века. В экономике оно характеризуется процессами интеграции и глобализации: сегодня предприятия, образующие единую технологическую цепь и управляемые из одного центра, могут располагаться в разных концах земного шара, однако управляющие и исполнители их распоряжений должны уметь понимать друг друга. Информатизация, использование в производстве быстродействующих программно-технических комплексов позволяют свести к минимуму время от начала проектирования промышленного изделия до выпуска конечной продукции. Таким образом, основным лимитирующим фактором развития производства становится Информация (а не Земля или Капитал), а господствующей социальной группой — собственники Информации (люди, умеющие эту информацию получать и эффективно использовать). Объединение информационных ресурсов в глобальную сеть требует соблюдения определенных стандартов их представления. Бухгалтерам уже знакомы требования международных стандартов ИСО, ГААП, МФСО и других. При всех различиях стандартов международных и российских существуют общие принципы экономического анализа, лежащие в их основе. Эти принципы мы и определим в данном пособии.
При постановке бюджетирования как основного инструмента управления финансами предприятия или фирмы. А нужно прежде всего ориентироваться на требования международных стандартов финансового учета при составлении бюджетов и разработке бюджетных форм. В то же время предстоит обеспечить совместимость бюджетных форматов международного образца с источниками исходных данных отечественного «розлива», т. е. понять, каким образом с учетом специфики конкретного бизнеса можно модифицировать формы № 2 и 4 для нужд бюджетирования и управления финансами. При этом нужно помнить, что форма № 1 Минфина России для финансового планирования — безнадежна, модифицировать ее можно, но не нужно. Ее лишь можно использовать как источник первичной исходной информации (для заполнения бюджетных форм) или как вспомогательный инструмент, составляемый дополнительно к расчетному балансу международного образца (главным образом для оптимизации налогов, т. е. их всемерной минимизации всеми возможными, но стопроцентно законными способами).
и мировым достижениям, является конкурентоспособной на внешнем рынке, имеет повышенные стабильные показатели качества, соответствует стандартам (техническим условиям), учитывающим требования международных стандартов, обеспечивает экономическую эффективность и удовлетворяет потребности народного хозяйства и населения страны.
К высшей категории качества относится продукция, которая по технико-экономическим показателям соответствует лучшим отечественным и мировым достижениям или превосходит их, является конкурентоспособной на внешнем рынке, имеет повышенные стабильные показатели качества, соответствует стандартам (техническим условиям), учитывающим требования международных/стандартов, обеспечивает экономическую эффективность и удовлетворяет потребности народного хозяйства и населения страны. • выполнять все законные требования налоговых органов об устранении нарушений законодательства о налогах и сборах;
• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
очевидной интерпретации, по крайней мере для начинающих аналитиков, и, во-вторых, взаимоувязаны и взаимообусловлены. Отметим, что очевидность (реальная или мнимая) экономической интерпретации некоторых показателей отчетности конкретным пользователем определяется не только его уровнем аналитической подготовки, но и тем обстоятельством, что многие показатели в системе учета формируются в условиях ограничений, накладываемых методологией бухгалтерского учета и налогового законодательства (попытки разграничить бухгалтерский учет и налоговый учет в нашей стране пока еще не доведены до логического завершения, поэтому бухгалтеры в силу традиции при ведении учета автоматически принимают во внимание требования налоговых органов).
Рекомендованный в настоящее время Минфином России формат Отчета о прибылях и убытках по формальным признакам в целом соответствует схеме на рис. 8.2, однако в практическом плане, т.е. при составлении отчета практиками, имеют место существенные отклонения. Причина — подспудное давление налоговых органов. Традиционно отечественные бухгалтеры привыкли видеть только одного пользователя отчетности — налогового инспектора; поэтому требования налоговых органов прежде всего и принимаются во внимание при составлении отчетности. Проявляется это в формировании налогооблагаемой прибыли и в обособлении (или необособлении) отдельных видов расходов и доходов. В частности, для налогового инспектора безразлично, выделены в отдельную статью постоянные финансовые расходы или нет; поэтому и в публичной отчетности такого обособления чаще всего не делается.
Что касается налогового учета, то в этом случае при исчислении прибыли приходится принимать во внимание требования налоговых органов. В той части, в какой эти требования оформлены законодательными актами, они не подлежат дискуссии и должны быть удовлетворены. Это и имеет место в настоящее время в отечественном учете. Прибыль, рассчитанная исходя из соображений экономической целесообразности, т.е. прибыль (убыток) по данным бухгалтерского учета, подлежит корректировке в соответствии с налоговым законодательством. Делается это путем заполнения формы «Расчет налога от фактической прибыли», регламентированной Инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций от 10 августа 1995 г. № 37. В соответствии с этой инструкцией прибыль для целей налогообложения увеличивается на суммы: (а) превышения фактических затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), над установленными лимитами, нормами и нормативами (например, оплата процентов по рублевым кредитам банков на производственные нужды сверх ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на три пункта; оплата процентов по валютным кредитам банков в размере более 15% годовых; оплата представительских расходов, оплата расходов на рекламу и др.); (б) стоимости безвозмездно полученного имущества от других предприятий; (в) убытков по форвардным контрактам без поставки базисного актива; (г) резерва под обесценение вложений в ценные бумаги и др.
Налогоплательщики не имеют права препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебной деятельности. В случаях обнаружения налоговыми органами в ходе камеральной или выездной проверки нарушений налогового законодательства налогоплательщики должны выполнить законные требования налоговых органов об их устранении.
Немаловажное значение имеют также предоставленные налогоплательщиком полномочия требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны.
Проблемы исчисления налога на прибыль, НДС и других налогов, зависящих от выручки, порождают требования налоговых органов разделять в учетных регистрах затраты на капитальные вложения за счет источников финансирования, используемые на непроизводственные нужды, а также затраты, финансируемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Налоговые органы руководствуются при этом положениями налогового законодательства, которые в зависимости от характера капитальных вложений и источников их финансирования формируют льготный режим налогообложения. Кроме того, в зависимости от целевого использования средств, выделяемых на капиталовложения, зависит режим возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам и подрядчикам. Параметры прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, служат основой исчисления некоторых специальных налогов. Отношение специалистов по бухгалтерскому учету к понятию «прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия» негативное, они считают его некорректным, а применение счета 81 «Использование прибыли» для учета фактических внереализационных убытков организации искажает ее реальные финансовые результаты, вводит в заблуждение акционеров и других пользователей финансовой отчетности: балансовая прибыль неоправданно увеличена, а нераспределенная прибыль отчетного года уменьшена. Теперь, когда законодательство об акционерных обществах ввело норму, по которой на дивиденды направляется только нераспределенная прибыль отчетного года, актуализируется задача ее правильного отражения в учете и отчетности. Законодателям же лучше отказаться от использования понятия «прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия», как несвойственного современной экономической ситуации [78].
9. Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Налогоплательщик обязан подчиняться требованиям законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы контролируют выполнение этой обязанности. Для налогоплательщиков обязательны те требования налоговых органов, которые основаны на законе. В соответствии со ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.
Важной гарантией права на точное применение закона является возможность самозащиты: налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. Право не реагировать на незаконные требования — эффективная возможность защищать свои права, но требующая осмотрительности и знания законодательства. НК РФ устанавливает ответственность за невыполнение ряда законных требований налоговых органов: за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 части первой НК РФ), непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126 части первой НК РФ) и другое. Поэтому лицо, отказывающееся выполнять акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, должно быть уверено в незаконности этих требований. НК РФ не содержит никаких правил разрешения конфликта в случае отказа налогоплательщика подчиниться незаконным требованиям налоговых органов. В такой ситуации было бы правильным одновременно воспользоваться правом обжаловать решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц с тем, чтобы вышестоящий налоговый орган или суд способствовал разрешению конфликта.
Требование накладная Требование предъявляемое Технические производственные Требованию владельца Требовать соблюдения Требуемые изменения Технические разработки Требуемая информация Требуемой продукции Требуемом количестве Требуется длительное Требуется информация Требуется обеспечить вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|