Трубопроводном строительстве



деятельности (трубопроводному транспорту) за

„.' В соответствии с планом сбыта и отгрузки планируется перекачка нефтепродуктов в те или иные товарные парки или передача трубопроводному транспорту.

В системе транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа специализация производства находит широкое распространение. Так, в отличие от других видов транспорта общего пользования магистральному трубопроводному транспорту присуще название „специализированный", поскольку он выделен в отдельный вид транспорта и предназначен только для передачи на расстояния природного газа, или только для перекачки жидкого топлива (нефти или нефтепродуктов). Продукцией трубопроводного транспорта является перемещение на расстояния однородных углеводородов (нефти, нефтепродуктов, природного газа). Отдельные нитки магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов могут специализироваться под перекачку определенного вида (сорта, марки) нефти и нефтепродуктов. Технологическая специализация на трубопроводном транспорте проявляется в режимах работы (например, перекачка нефти или нефтепродуктов через резервуар, с подключенным резервуаром, из насоса в насос) или в последовательной перекачке нефти или нефтепродуктов по одному трубопроводу.

Полный лаг по трубопроводному транспорту принимают на основе фактического анализа. В среднем он составляет два года, из них лаг освоения — один год. По машинам, механизмам, запасным частям, модернизации оборудования строительный лаг принимается 1/12 года.

Экспорт нефти и газа по трубопроводному транспорту затруднен для таможенного учета. Данные ГТК сопоставляются с данным Госкомстата России, определяется расхождение и устанавливается скорректированный объем экспорта. Кроме того, Госкомстат России определяет экспорт и импорт по неорганизованной («челночной») торговле по методике оценки объемов неорганизованной торговли, а также включает в общую величину экспорта и импорта данные о бункерном топливе, горючем и материалах, проданных для иностранных судов, самолетов и авиатранспорта (экспорт) и купленных для отечественных транспортных средств за границей (импорт).

Итак, для получения «фактической сравнительной эффективности» капиталовложений в отдельные нефтепроводы и нефтепро-дуктопроводы может быть использована обычная система показателей, применяемая для расчета сравнительной эффективности. Следовательно, при определении проектной эффективности трубопровода должна использоваться методика, изложенная ранее, т. е. капиталовложения и эксплуатационные расходы по трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов должны сопоставляться с этими же показателями при варианте железнодорожных перевозок с целью получения расчетного срока окупаемости капитальных вложений в магистральный нефтепровод или нефтепродук-топровод. По разнице приведенных затрат по вариантам должен быть также установлен годовой экономический эффект, получаемый при осуществлении варианта сооружения трубопровода, т. е. до определения «фактической сравнительной эффективности» необходимо иметь все показатели проектной эффективности. Далее по той же описанной ранее методике рассчитываются показатели «фактической сравнительной эффективности». Если в первом случае для расчетов использовались только проектные данные, то во втором — отчетные данные по строительству и эксплуатации трубопровода и отчетные данные по эксплуатации железной дороги (по перевозкам сухогрузов), необходимые для получения расчетных показателей перевозок нефти или нефтепродуктов, кроме случаев, когда железная дорога отсутствует и приходится обращаться сразу же к укрупненным расчетным показателям возможного варианта железнодорожных перевозок (см. с. 159). Естественно, что отчетные данные по капиталовложениям в трубопровод и эксплуатационным расходам на перекачку нефти или нефтепродуктов будут отличаться от соответствующих проектных показателей. Эти различия вызываются отклонениями от проектных решений, изменением цен на материалы и оборудование, топливо,

Методическими основами оценки эффективности капиталовложений [191 предусматривается разделение вложений на две части — направляемую на снижение себестоимости транспортной продукции и предназначенную для освоения прироста перевозок. В соответствии с этим возможен раздельный анализ и определение эффективности этих двух частей капиталовложений. Принимая это общее положение, хотя оно и носит несколько условный характер в связи с трудностью достоверного разделения капиталовложений, нужно отметить, что применительно к трубопроводному транспорту такое разделение осуществить весьма сложно, так как основная их сумма обычно направляется непосредственно на новое строительство, т. е. на освоение прироста перекачки. Но поскольку при этом укладываются трубы выше среднего диаметра существующих линий, капиталовложения направляются и на снижение себестоимости. Капиталовложения на расширение действующих трубопроводов также, в основном, предназначены для освоения прироста перекачки, но и они, обеспечивая увеличение объема перекачки, содействуют снижению себестоимости перекачки по данному трубопроводу. Таким образом, капиталовложения в трубопроводный транспорт направляются как на новое строительство, так и в целях снижения себестоимости перекачки. Вместе с тем та часть капиталовложений, которая направляется на обеспечение снижения себестоимости, может быть выделена условно и только при рассмотрении конкретного трубопровода. Ввиду трудности ее выделения эффективность капиталовложений проще рассматривать в целом по всей их сумме (без разделения на указанные две части), хотя при специальном анализе общая величина прироста накоплений от капиталовложений может быть подразделена по двум основным факторам — приросту накоплений за счет снижения себестоимости перекачки и за счет освоения прироста объема перекачки нефти и нефтепродуктов.

Численность и фонд заработной платы работников определяются в целом по управлению магистральными нефтепродукто-проводами и отдельно по видам деятельности (форма № 10-ТП — см. табл. 54), При этом на уровень плановых показателей труда по трубопроводному транспорту влияют: протяженность трубопроводов, количество насосных станций и наливных пунктов, а также наличие вновь вводимых объектов.

По трубопроводному транспорту в качестве доходов использована валовая продукция.

бопроводному управлению, перекачивается им на Камбаркскую нефтебазу и там отгружается по железной дороге; с другой стороны— это дало возможность разгрузить Уфимский железнодорожный узел от налива в цистерны свыше 1 млн. т дизельного топлива в год, снять с перевозки это количество груза с весьма напряженного участка Куйбышевской железной дороги Уфа— Куйбышев и уменьшить транспортные расходы, сократив дальность железнодорожных перевозок дизельного топлива за счет перекачки его по более дешевому трубопроводному транспорту. В данном случае такой быстрый рост валового товарооборота вполне оправдан и выгоден как для отдельных организаций (Министерства путей сообщения, Главнефтеснаба РСФСР, потребителей), так и для народного хозяйства в целом.

Цель брошюры — помочь молодым людям в выборе профессии. Рассказано о романтике и буднях мужественной профессии машиниста, крана — трубоукладчика. В краткой форме приведены основные сведения по трубопроводному транспорту нефти и газа. Подчеркнуты особенности профессии машиниста'—-трубоукладчика. Рассмотрены устройства современных трубоукладчиков. Для молодых рабочих предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также учащихся 8—10 классов общеобразовательных школ.


Уже из описания данной модели видна ограниченность ее применения в строительстве. Далее будет показана необходимость использования в трубопроводном строительстве более сложных нелинейных экономико-математических моделей оптимального планирования.

Продолжительность организационно-технологических перерывов на взаимосвязанных процессах зависит от машинооснаще-ния и организации работ. В трубопроводном строительстве при работе механизированными комплексами, сгруппированными на минимальном но длине участке трассы с учетом допускаемых технологических заделов, невозможно достичь равномерной в течение суток линейной скорости комплектов машин в потоке. Неравномерность скоростей обусловлена различием объемов и трудоемкости отдельных видов работ. В результате снижения скорости или перерыва в работе на одном из процессов возникают перерывы в работе на смежных взаимосвязанных с ними процессах. Например, изоляционно-укладочная колонна может простаивать из-за задержки в подготовке траншеи или нитки трубопровода, к укладке, т. е. операций, предшествующих изоляции и укладке, а также из-за несвоевременной засыпки уложенного в траншею трубопровода. В свою очередь, остановка изоляционно-укладочной колонны приводит к перерывам в работе машин на разработке и засыпке траншеи.

В трубопроводном строительстве система ТО и ремонта строительных машин и механизмов регламентирована Рекомендациями ' и отраслевыми руководящими документами. Эта система представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации. В основе системы лежат профилактические мероприятия, направленные на предупреждение отказов в работе машин, поэтому чем выше уровень организации технического обслуживания и ремонта машин, тем меньше вероятность простоев при отказах и в ожидании ремонта и тем выше уровень технической готовности парка строительных машин.

Несмотря на то, что оценка экономической эффективности производства и использования новой техники на нефтепродуктопроводном транспорте выполняется на основе исчисления разности приведенных затрат между базовыми и новыми видами техники, различия в ее оценке пока что приводят к разногласиям и противоречиям между сферами производства и применения. Это объясняется использованием разных методов исчисления отдельных элементов приведенных затрат в этих сферах. Например, в отраслях машиностроения амортизационные отчисления исчисляются только на полное восстановление машин. А в трубопроводном строительстве и других отраслях, использующих соответствующую технику, в амортизационные отчисления включаются дополнительно стоимость капитального ремонта, а также затраты труда других видов ремонта.

Несмотря на сравнительно небольшую долю по стоимости (около 3,5%) в общих затратах на сооружение линейной части трубопровода, но значительную по затратам труда (около 12%), сварочно-монтажпые работы являются одними из основных видов работ, от которых во многом зависят темпы прокладки трубопроводов и надежность их в эксплуатации. С увеличением диаметров строящихся трубопроводов относительно возрастает объем свардчных работ и они в большей мере определяют темп прокладки трубопроводов. В настоящее время в трубопроводном строительстве наиболее широко применяются следующие методы сварки: электродуговая, газоэлектрическая, автоматическая и электро контактная.

26. Гальперин А. И., Савенко В. А., Романов В. Д. Рекомендации по повышению эффективности механизации в трубопроводном строительстве. Изд. ВНИИСТ, 1969.

75. Рекомендации по повышению эффективности механизации в трубопроводном строительстве. Изд. ВНИИСТ, 1969.

90. Технико-экономические исследования в трубопроводном строительстве. — Тр. ВНИИСТ, вып. 14, 1962.

Основным путем устранения указанных недостатков в трубопроводном строительстве является применение сетевых методов планирования и управления.

Характерно, что процесс совершенствования организации и управления в трубопроводном строительстве длительное время шел по линии углубления технологической специализации. В усложненных природных условиях такая глубокая специализация без развитой системы кооперирования стала оказывать тормозящее воздействие на производственный процесс, фиксируя разрыв между технологическими требованиями и возможностями организационной структуры.

Вопросы дальнейшего совершенствования структур управления в трубопроводном строительстве


Трудоемкой продукции Трудоемкость материалоемкость Трудоемкость подготовки Трудоемкость разработки Технических документах Трудоемкости материалоемкости Трудоемкости продукции Трудоемкости сборочных Трудоемкости строительно Трудоспособного населения Трудовыми ресурсами Трудового соглашения Трудовому распорядку вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика