Трудности переходного



К первой группе относятся масса изделия и его элементов, нормы расхода материалов, точность изготовления, класс шероховатости поверхности, общее количество деталей, трудоемкость и др. Перечисленные показатели, естественно, неравноценны по своему значению и трудности определения в процессе проектирования. Итоговым, обобщающим показателем производственной технологичности является себестоимость. Ко второй группе относятся в основном различные коэффициенты: унификации, стандартизации, преемственности (табл. 4.4), использования материала и т. д.

• оценить практические трудности определения альтернативных затрат.

Недостаток этого подхода заключается в том, что в информации бухгалтерского учета автоматически не содержится данных о восстановительной стоимости активов. Практические трудности определения восстановительной стоимости основных средств снижают привлекательность данного подхода. Поэтому метод оста-гочной стоимости, несмотря на все свои недостатки, наиболее часто используется на практике.

Недостаток этого подхода заключается в том, что в информации бухгалтерского учета не содержится данных о восстановительной стоимости активов. Трудности определения восстановительной стоимости основных средств снижают привлекательность данного подхода. Поэтому на практике наиболее часто используется метод остаточной стоимости.

Недостаток этого подхода заключается в том, что в информации бухгалтерского учета автоматически не содержится данных о восстановительной стоимости активов. Практические трудности определения восстановительной стоимости основных средств снижают привлекательность данного подхода. Поэтому метод остаточной стоимости, несмотря на все свои недостатки, наиболее часто используется на практике.

Правовая регламентация бухгалтерских записей появилась вследствие трудности определения правоты истца и ответчика. В Древнем Риме предоставление в суд приходно-расходной банковской книги стало юридической нормой. Свидетельства о бо-

В соответствии с учетной практикой Великобритании при трудности определения сроков полезного использования допускается списание деловой репутации в момент приобретения предприятия за счет резервов.

В случае трудности определения предприятия-покупателя можно руководствоваться косвенными признаками:

ФПГ Возможность сохранения производственных связей и развития финансовых взаимоотношений участников; контроль за использованием ресурсов; устранение негативных факторов в процессе трансформации экономики. Трудности определения вклада отдельных участников в общие результаты; отсутствие научно-обоснованных подходов к расчету доли участников в распределяемой части финансовых результатов

Правовая регламентация бухгалтерских записей появилась вследствие трудности определения правоты истца и ответчика. В Древнем Риме предоставление в суд приходно-расходной банковской книги стало юридической нормой. Свидетельства о бо-

Следует подчеркнуть, что увлечение очень большим числом частных коэффициентов вряд ли целесообразно, имея в виду трудности определения их величины.


Подобного рода информационно-разъяснительная деятельность в России, ищущей пути создания нормальной рыночной экономики, еще более актуальна и важна, чем в стабильной Западной Европе. Но приходится констатировать: одной из крупнейших ошибок, совершенных в ходе рыночных преобразований в России, явилось почти полное пренебрежение руководства страны к общественной психологии и к пропаганде реформ среди населения. В итоге в переходный период с его неизбежными социальными тяготами, когда требуется консолидация всего общества, происходит его дезинтеграция. Это неудивительно, ибо, бесконечно эксплуатируя термин «реформы», руководство страны, ведущие политики не потрудились дать россиянам ответ на коренные вопросы: «Почему и для чего нужны эти самые реформы?», «Чем плоха была прежняя экономическая система, которая так или иначе обеспечивала далеко не идеальное, но довольно стабильное существование?», «В какой мере трудности переходного периода действительно неизбежны, а в какой — следствие грубых просчетов, некомпетентности или бездействия государственной власти в центре и на местах?». Публичные выступления руководителей страны в средствах массовой информации посвящены отдельным частным вопросам и поразительно далеки от экономической психологии широкой аудитории. Статьи ученых-экономистов насыщены профессиональной терминологией: «спросовые ограничения», «ставки рефинансирования», «фондовые рынки», «стабилизационные кредиты», «естественные монополии» и т. д. Они и недоступны, и непонятны обычным людям. А ведь именно эти миллионы людей — не просто «объекты экономических реформ и экономической политики», а участники, сторонники или противники рыночных преобразований. От психологии, настроения, поведения населения зависит очень многое — конечный успех или провал всех реформационных новаций.

В связи с введением в действие в России системы контрактного распределения специалистов проявились естественные трудности переходного периода при трудоустройстве выпускников вузов на работу по специальности. Часть молодых специалистов в течение определенного времени остается нетрудоустроенной или используется на рабочих местах и в коммерческих структурах не по специальности.

источник, как налог с оборота (удельный вес этого налога составлял около 70% доходов бюджета). Во-вторых, трудности переходного к рынку периода сказались и на основах построения налоговой системы в 1991 г.: за счет инфляции преемник налога с оборота — налог на добавленную стоимость обеспечивал мощную поддержку бюджету государства, тяжким грузом ложась на плечи производителей продукции (работ, услуг). Об оптимизации бюджетных расходов в то время речь не шла, необходимо было обеспечить доходными поступлениями сложившийся уровень бюджетного финансирования. Налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные платежи — это самая солидная группа косвенных налогов. Кроме того, в систему косвенного обложения можно включить налог на имущество юридических лиц (до 1994 г. относимый на себестоимость продукции), ресурсные налоги (плата за недра, воспроизводство минерально-сырьевой базы, земельный налог, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход или лесные подати), три дорожных налога (налог с владельцев автотранспортных средств, на приобретение автотранспортных средств и на пользователей автомобильных дорог), транспортный налог, введенный с 1994 г. (отменен 15 ноября 1997 г.). Кроме названных в себестоимость продукции относились некоторые местные налоги. Все налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), участвуют в процессе ее калькулирования, тем самым увеличивая цену. Поэтому система косвенного обложения требует особого экономического обоснования. Динамика поступлений сумм косвенных и прямых налогов также подтверждает превалирование первых (табл. 1). Эту тенденцию подтверждает и бюджет на 1998 г.

Пятилетний период (1992—1997) был временем адаптации к рынку не только налоговых правоотношений, но и всей российской системы товарно-денежных отношений. В этот период резко возросла потребность в том, чтобы обеспечить достоверной информацией всех экономических контрагентов, включая зарубежных партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция). Создание новых концептуальных основ бухгалтерского учета — проблема крайне сложная, поскольку ее решение заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы учета и отчетности, более 70 лет служившей потребностям централизованной экономики, в систему, обеспечивающую интересы не только отдельных собственников, но и государства как персонифицированного производителя общественных услуг и товаров. Концепция призвана обеспечить интегрированные интересы внутренних и внешних пользователей на уровне отечественной экономики, а также способствовать расширению сферы российского участия на международном рынке товаров, труда и капиталов. Несмотря на то, что предпринятые в 1996—1997 гг. усилия Правительства России переориентировать систему бухгалтерского учета на потребности рынка существенно изменили принципы построения его базовых основ, они не привели ее за слишком короткое для этого время в соответствие с требованиями мировых стандартов рыночной экономики. Поэтому система бухгалтерского учета переживает, как любая другая экономическая система, все трудности переходного к рынку периода и сопряженные с этим просчеты и недостатки реформирования своих методологических и методических основ. Особенно это проявляется в системе экономических отношений собственников с государством.

Подобного рода информационно-разъяснительная деятельность в России, ищущей пути создания нормальной рыночной экономики, еще более актуальна и важна, чем в стабильной Западной Европе. Но приходится констатировать: одной из крупнейших ошибок, совершенных в ходе рыночных преобразований в России, явилось почти полное пренебрежение руководства страны к общественной психологии и к пропаганде реформ среди населения. В итоге в переходный период с его неизбежными социальными тяготами, когда требуется консолидация всего общества, происходит его дезинтеграция. Это неудивительно, ибо, бесконечно эксплуатируя термин «реформы», руководство страны, ведущие политики не потрудились дать россиянам ответ на коренные вопросы: «Почему и для чего нужны эти самые реформы?», «Чем плоха была прежняя экономическая система, которая так или иначе обеспечивала далеко не идеальное, но довольно стабильное существование?», «В какой мере трудности переходного периода действительно неизбежны, а в какой — следствие грубых просчетов, некомпетентности или бездействия государственной власти в центре и на местах?». Публичные выступления руководителей страны в средствах массовой информации посвящены отдельным частным вопросам и поразительно далеки от экономической психологии широкой аудитории. Статьи ученых-экономистов насыщены профессиональной терминологией: «спросовые ограничения», «ставки рефинансирования», «фондовые рынки», «стабилизационные кредиты», «естественные монополии» и т. д. Они и недоступны, и непонятны обычным людям. А ведь именно эти миллионы людей — не просто «объекты экономических реформ и экономической политики», а участники, сторонники или противники рыночных преобразований. От психологии, настроения, поведения населения зависит очень многое — конечный успех или провал всех реформационных новаций.

ских позиций как способ смягчить для себя тяготы и трудности переходного периода и переложить их в известной мере на чужие плечи.

Сущность этих событий состояла в том, что одна власть — законодательная -— стремилась доминировать в обществе, чтобы повернуть реформы вспять или по крайней мере в другое русло, более соответствующее политическим воззрениям большинства депутатов (в лучшем случае, в русло так называемого «рыночного социализма»), а другая власть — исполнительная, во главе с президентом — стремилась доминировать в обществе для того, чтобы, преодолев трудности переходного периода, устранив двоевластие, устремиться вперед -— к действительно демократическому и рыночному, процветающему государству. Конечно, такое утверждение несколько огрубляет ситуацию, поскольку в законодательной власти — Хотя и в меньшинстве — были представлены депутаты реформаторского направления, а в правительстве, особенно после утверждения В. Черномырдина в должности премьера, были министры, придерживавшиеся антиреформаторских взглядов.

Поскольку частная форма собственности в России еще не заняла подобающее место в экономической системе, действия государственных контролеров распространяются на многие сферы приложения акционерного и частного капитала. Трудности переходного к рынку периода непосредственно отражаются и на методах контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредством скорее административных, чем экономических методов, тотального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капитала и снижению деловой активности. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность1. Развитие демократии и пар-

Тем не менее в современных, во многом иных условиях, когда наметились и продолжают происходить существенные сдвиги в мировом хозяйстве, изжили себя некоторые догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса рыночной трансформации, Россия должна быть в состоянии подойти к новой стадии — ликвидации разнообразных препятствий, мешавших более полномасштабному вовлечению ее в процессы интернационализации хозяйственной жизни, систему международного разделения труда. Несмотря на трудности переходного периода и переживаемые отечественной экономикой кризисные потрясения в стране должны создаваться, предпосылки для расширения участия России в современных мирохозяйственных связях.

С середины 70-х гг. работы по созданию специализированных подразделений по совершенствованию управления, в том числе по регламентации управленческого труда на промышленных предприятиях, приобрели определенный размах. Начало этому процессу положило повсеместное создание «лабораторий научной организации труда и управления». Позже появились информационно-вычислительные центры (ИВЦ) и отделы автоматизированных систем управления предприятием (ОА-СУП). Эти подразделения аккумулировали в себе не только функции по сбору, обработке и передаче информации, но и функции анализа и проектирования систем управления, в том числе на базе их регламентации. В начале 80-х гг. появились специализированные отделы по совершенствованию управления (ОСУ) или отделы по организации управления (ООУ). Имелся определенный опыт создания и функционирования таких структурных подразделений в электротехнической, станкоин-струментальной и других отраслях промышленности. В настоящее время специфика перестроечных процессов и трудности переходного периода российской экономики приостановили эти направления развития управляющих систем.

Бизнес-инкубаторы, технопарки и другие структуры поддержки малых организаций, несмотря на объективные трудности переходного периода, могут создавать благоприятные условия для развития научно-инновационных и технологически ориентированных фирм. Так, в составе зарегистрированньгх до 1993. г. технопарков СНГ было создано более 300 малых организаций разнообразных направлений деятельности, основные из которых приведены в табл. 1.3.

Па протяжении многих десятилетий обеспечение населения страны молоком и молочными продуктами, как и другими видами продовольствия, осуществлялось в рамках системы централизованного формирования и распределения продовольственных фондов строго регламентированного государственного ценообразования н^ продукты питания. При переходе к новым экономическим условиям государство отказалось от регулирования товарных потоков продовольствия. В результате система обеспечения населения страны продовольствием была разрушена, а новая система, механизм функционирования которой позволил бы сгладить неизбежные трудности переходного периода, в настоящее время еще продолжает создаваться.


Трудоемкость определяется Трудоемкость производства Трудоемкость строительства Трудоемкости изготовления Трудоемкости отдельных Трудоемкости разработки Технических должностях Трудоемкости выпускаемой Трудовыми материальными Трудового процессов Трудовому коллективу Тюремному заключению Творческие коллективы вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика