Трудоспособного населения



бочем месте. 3. показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами. 3. — это степень участия трудоспособного населения в общественном труде. В условиях экстенсивной экономики и низкой цены рабочей силы спрос на нее значительно превышает действительную потребность, что в масштабах государства практически обеспечивает полную занятость населения. В условиях рыночной экономики 3. определяется сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В бывшем СССР под "полной" 3. понималось поголовное вовлечение населения в общественное производство. В международной практике под полной 3. понимается состояние 3., при котором спрос на рабочие руки равен предложению. В зависимости от уровня использования трудоспособного населения различают (кроме понятия полной 3.) рациональную, потенциальную, эффективную 3. В последнее время появилось понятие соц.-эффективной 3. Вместе с тем принцип свободного и добровольного выбора видов общественно полезной деятельности требует иного определения понятия полной занятости с выделением приоритета предложения над спросом.

ОТКРЫТЫЙ РЫНОК ТРУДА - рынок, охватывающий трудоспособное население, фактически ищущее работу. О.р.т. имеет официальную и неофициальную части,

гент Т.р. составляет трудоспособное население. Др. составляющая Т.р. — население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве. Т.р. имеют количественные и качественные характеристики. Важнейшая качественная характеристика Т.р. — трудоспособность. Исходной базой для определения количественных характеристик Т.р. страны, региона или населенного пункта является фактическая и средняя численность населения. Последний показатель используется при оценке демографических процессов — исчислении общих и специальных коэффициентов рождаемости, смертности, коэффициентов прироста населения и т.д.

ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ -»лица преимущественно в рабочем возрасте, способные к участию в трудовом процессе. В РФ это мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 года. Исключение составляют инвалиды I и II групп и неработающие лица трудоспособ-

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ - частное отделения числа безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. При расчете официального У.б. принимается во внимание все трудоспособное население, а не только экономически активное. Уровень зарегистрированной безработицы можно определить по следующей формуле:

Рассчитанный по этой формуле показатель У.б. несколько отличается от официально признанного уровня. Это отличие объясняется не только иным содержанием знаменателя (3 + БР — это экон. активное население с учетом принятого в законодательстве понятия "активно ищущий работу", а не все трудоспособное население). Отличается У.б., рассчитанный по данной формуле, и от методики расчета У.б., принятой МОТ. По методике МОТ к числу безработных относятся все не занятые трудовой деятельностью граждане, нуждающиеся в работе и активно ищущие работу, а не только граждане, зарегистрированные на бирже труда. Численность безработных при расчете по методике МОТ определяется на основе систематических опросов населения, производимых в большинстве промышленно развитых стран. У.б., рассчитанный по вышеприведенной формуле, не учитывает также скрытую безработицу. Фактически У.б. значительно колеблется в разных странах. Подобное многообразие — результат многих факторов, среди которых важнейшее место принадлежит национальным особенностям и отраслевой структуре экономики, характеру гос. экон. политики и др. макроэкон. обстоятельствам, а также методике расчета У.б. и законодательным положениям. В Японии У.б. долгие годы составляет примерно 2—

УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ — отношение численности экономически активного населения к численности населения экономически активного возраста (трудоспособное население). Средний У.э.а.н. составляет в России около 69%. Однако по отдельным регионам разброс значений достаточно велик: минимальный уровень наблюдается в районах Северного Кавказа — 43,8%, а максимальный в Москве — 78,8%, в Тюменской и Магаданской областях — 74,3 и 75,6% соответственно.

На первом этапе пенсионной реформы следует учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения населения. Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.

Трудовой потенциал общества определяется его способностью участвовать в экономической деятельности, т.е. производить материальные блага и услуги. Носителем трудового потенциала является трудоспособное население, включающее население в трудоспособном возрасте, а также население за пределами трудоспособного возраста, занятое экономической деятельностью. Не включаются в состав трудоспособного населения неработающие инвалиды трудоспособного возраста.


Трения возникают, когда экспортируемые товары явля-•ются продукцией ключевых отраслей (например, микроэлектронной или автомобильной промышленности), в которых занята значительная часть трудоспособного населения или которые важны для укрепления обороноспособности

БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ - соотношение взаимосвязанных показателей, определяющее наличие трудоспособного населения, его распределение и трудовое участие в экономике.

бочем месте. 3. показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами. 3. — это степень участия трудоспособного населения в общественном труде. В условиях экстенсивной экономики и низкой цены рабочей силы спрос на нее значительно превышает действительную потребность, что в масштабах государства практически обеспечивает полную занятость населения. В условиях рыночной экономики 3. определяется сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В бывшем СССР под "полной" 3. понималось поголовное вовлечение населения в общественное производство. В международной практике под полной 3. понимается состояние 3., при котором спрос на рабочие руки равен предложению. В зависимости от уровня использования трудоспособного населения различают (кроме понятия полной 3.) рациональную, потенциальную, эффективную 3. В последнее время появилось понятие соц.-эффективной 3. Вместе с тем принцип свободного и добровольного выбора видов общественно полезной деятельности требует иного определения понятия полной занятости с выделением приоритета предложения над спросом.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ — вид деятельности, направленный на: а) повышение уровня занятости трудоспособного населения в общественном производстве, коллективном и частном секторах экономики; б) его распределение по отраслям и сферам народного хозяйства и по территории страны; в) эффективность использования работников в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. В условиях рыночной экономики, наличия рынка труда И.т.р. регулируется не в масштабе страны, а только в рамках отдельных отраслей и территорий. И.т.р. как фаза общего процесса управления трудовыми ресурсами решает задачи повышения технической вооруженности труда, применения передовых методов труда, сокращения ручного неквалифицированного и тяжелого труда, улучшения затрат живого труда на ед. выпускаемой продукции или услуг, материального и морального стимулирования результатов труда, улучшения условий труда и его охраны и т.п. Показа-

тели И.т.р. отражают уровень занятости трудоспособного населения, эффективность использования трудовых ресурсов, развитие трудового потенциала, качественные изменения в совокупной рабочей силе.

ловиях труда. Определяется с учетом стоимости жизни и экон. возможностей государства. На основе ММОТ основываются гос. гарантии по оплате труда. ММОТ является базой для установления размеров пенсий, пособий и т.д. С учетом инфляции размер заработной платы пересматривается. В настоящее время Федеральным законом от 9 января 1997 г. № 40-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" с 1 января 1997 г. ММОТ 83,49 руб. в месяц (с учетом деноминации). ММОТ, установленная Федеральным законом вводится: организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов; др. организациями за счет собственных средств. Ориентиром для установления ММОТ должен быть прожиточный минимум. В последние годы ММОТ устанавливается на уровне ниже прожиточного минимума. По состоянию на конец 1997 г. ММОТ составляла около 17% прожиточного минимума трудоспособного населения.

НЕДОЗАНЯТОСТЬ — показатель недостаточного вовлечения трудоспособного населения в активную экон. деятельность. Выделяются два вида Н.: видимая П., измеряемая либо в ед. рабочего времени, либо численностью работников, подпадающих под статус Н., и невидимая Н., характеризующаяся низкими доходами, низкой производительностью труда и т.п. Видимая Н. имеет три критерия. Недозаня-тыми считаются работники, которые работают меньше нормальной продолжительности рабочего времени; делают это не на добровольной основе; ищут дополнительную работу и готовы выполнять ее. По сравнению с видимой Н., которую

РАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ - доля продуктивно занятых, (т.е. тех, продукт труда которых принимается и оплачивается обществом) в общей численности экономически активного населения. Вместе с тем Р.ц. понятие более широкое -— это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны.

регулирования соц.-экон. процессов и использования законодательной базы и ресурсов (прежде всего финансовых), находящихся в распоряжении гос. структур управления. Р.п.з.н. определяются как совокупность долго- и краткосрочных мероприятий с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной занятости трудоспособного населения в регионе в условиях рыночной экономики в сочетании с соц. поддержкой безработных. По охвату территории Р.п.з.н. разделяются на гос. (федеральные), республиканские в составе РФ, краевые, областные, районные и городские. Р.п.з.н состоят из следующих разделов: аналитического, целевого, программных заданий, ресурсного, сводного, организационного и юридического обеспечения.

СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ — совокупность взаимосвязанных элементов (категорий населения) в составе трудовых ресурсов. В зависимости от целей исследования структура занятости может рассматриваться с позиции распределения численности трудовых ресурсов: по экон. районам страны; по видам деятельности (занятые в экономике, занятые на учебе, проходящие военную службу, экон. неактивные и т.д.); по секторам экономики (формальный и неформальный); по основным отраслям и сферам экономики и т.д. При решении проблем занятости представляет интерес структура занятости населения в соответствии со степенью способности работать по найму, которая приводится ниже.

ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ — часть трудоспособного населения страны, не входящая в состав рабочей силы (экон. активного населения) и включающая лиц, занятых любой другой полезной деятельностью, кроме участия в общественном производстве, либо просто не желающих в нем участвовать. К ним относятся: а) учащиеся и студенты, обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений; б) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т.ч. осуществляющие уход за детьми, инвалидами и т.п.); в) отчаявшиеся найти работу; г) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода); д) пенсионеры.


Трудового соглашения Трудовому распорядку Творческая деятельность Творческие способности Тщательно анализируются Творческим коллективом Творческой инициативы Творческую деятельность Технических инноваций Технических изменений Технических организаций Технических подразделений Технических процессов вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика