|
Трудоспособного населения
бочем месте. 3. показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами. 3. — это степень участия трудоспособного населения в общественном труде. В условиях экстенсивной экономики и низкой цены рабочей силы спрос на нее значительно превышает действительную потребность, что в масштабах государства практически обеспечивает полную занятость населения. В условиях рыночной экономики 3. определяется сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В бывшем СССР под "полной" 3. понималось поголовное вовлечение населения в общественное производство. В международной практике под полной 3. понимается состояние 3., при котором спрос на рабочие руки равен предложению. В зависимости от уровня использования трудоспособного населения различают (кроме понятия полной 3.) рациональную, потенциальную, эффективную 3. В последнее время появилось понятие соц.-эффективной 3. Вместе с тем принцип свободного и добровольного выбора видов общественно полезной деятельности требует иного определения понятия полной занятости с выделением приоритета предложения над спросом.
ОТКРЫТЫЙ РЫНОК ТРУДА - рынок, охватывающий трудоспособное население, фактически ищущее работу. О.р.т. имеет официальную и неофициальную части,
гент Т.р. составляет трудоспособное население. Др. составляющая Т.р. — население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве. Т.р. имеют количественные и качественные характеристики. Важнейшая качественная характеристика Т.р. — трудоспособность. Исходной базой для определения количественных характеристик Т.р. страны, региона или населенного пункта является фактическая и средняя численность населения. Последний показатель используется при оценке демографических процессов — исчислении общих и специальных коэффициентов рождаемости, смертности, коэффициентов прироста населения и т.д.
ТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ -»лица преимущественно в рабочем возрасте, способные к участию в трудовом процессе. В РФ это мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 года. Исключение составляют инвалиды I и II групп и неработающие лица трудоспособ-
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ - частное отделения числа безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. При расчете официального У.б. принимается во внимание все трудоспособное население, а не только экономически активное. Уровень зарегистрированной безработицы можно определить по следующей формуле:
Рассчитанный по этой формуле показатель У.б. несколько отличается от официально признанного уровня. Это отличие объясняется не только иным содержанием знаменателя (3 + БР — это экон. активное население с учетом принятого в законодательстве понятия "активно ищущий работу", а не все трудоспособное население). Отличается У.б., рассчитанный по данной формуле, и от методики расчета У.б., принятой МОТ. По методике МОТ к числу безработных относятся все не занятые трудовой деятельностью граждане, нуждающиеся в работе и активно ищущие работу, а не только граждане, зарегистрированные на бирже труда. Численность безработных при расчете по методике МОТ определяется на основе систематических опросов населения, производимых в большинстве промышленно развитых стран. У.б., рассчитанный по вышеприведенной формуле, не учитывает также скрытую безработицу. Фактически У.б. значительно колеблется в разных странах. Подобное многообразие — результат многих факторов, среди которых важнейшее место принадлежит национальным особенностям и отраслевой структуре экономики, характеру гос. экон. политики и др. макроэкон. обстоятельствам, а также методике расчета У.б. и законодательным положениям. В Японии У.б. долгие годы составляет примерно 2—
УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ — отношение численности экономически активного населения к численности населения экономически активного возраста (трудоспособное население). Средний У.э.а.н. составляет в России около 69%. Однако по отдельным регионам разброс значений достаточно велик: минимальный уровень наблюдается в районах Северного Кавказа — 43,8%, а максимальный в Москве — 78,8%, в Тюменской и Магаданской областях — 74,3 и 75,6% соответственно.
На первом этапе пенсионной реформы следует учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения населения. Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.
Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.
Трудовой потенциал общества определяется его способностью участвовать в экономической деятельности, т.е. производить материальные блага и услуги. Носителем трудового потенциала является трудоспособное население, включающее население в трудоспособном возрасте, а также население за пределами трудоспособного возраста, занятое экономической деятельностью. Не включаются в состав трудоспособного населения неработающие инвалиды трудоспособного возраста. Трения возникают, когда экспортируемые товары явля-•ются продукцией ключевых отраслей (например, микроэлектронной или автомобильной промышленности), в которых занята значительная часть трудоспособного населения или которые важны для укрепления обороноспособности
БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ - соотношение взаимосвязанных показателей, определяющее наличие трудоспособного населения, его распределение и трудовое участие в экономике.
бочем месте. 3. показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами. 3. — это степень участия трудоспособного населения в общественном труде. В условиях экстенсивной экономики и низкой цены рабочей силы спрос на нее значительно превышает действительную потребность, что в масштабах государства практически обеспечивает полную занятость населения. В условиях рыночной экономики 3. определяется сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В бывшем СССР под "полной" 3. понималось поголовное вовлечение населения в общественное производство. В международной практике под полной 3. понимается состояние 3., при котором спрос на рабочие руки равен предложению. В зависимости от уровня использования трудоспособного населения различают (кроме понятия полной 3.) рациональную, потенциальную, эффективную 3. В последнее время появилось понятие соц.-эффективной 3. Вместе с тем принцип свободного и добровольного выбора видов общественно полезной деятельности требует иного определения понятия полной занятости с выделением приоритета предложения над спросом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ — вид деятельности, направленный на: а) повышение уровня занятости трудоспособного населения в общественном производстве, коллективном и частном секторах экономики; б) его распределение по отраслям и сферам народного хозяйства и по территории страны; в) эффективность использования работников в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. В условиях рыночной экономики, наличия рынка труда И.т.р. регулируется не в масштабе страны, а только в рамках отдельных отраслей и территорий. И.т.р. как фаза общего процесса управления трудовыми ресурсами решает задачи повышения технической вооруженности труда, применения передовых методов труда, сокращения ручного неквалифицированного и тяжелого труда, улучшения затрат живого труда на ед. выпускаемой продукции или услуг, материального и морального стимулирования результатов труда, улучшения условий труда и его охраны и т.п. Показа-
тели И.т.р. отражают уровень занятости трудоспособного населения, эффективность использования трудовых ресурсов, развитие трудового потенциала, качественные изменения в совокупной рабочей силе.
ловиях труда. Определяется с учетом стоимости жизни и экон. возможностей государства. На основе ММОТ основываются гос. гарантии по оплате труда. ММОТ является базой для установления размеров пенсий, пособий и т.д. С учетом инфляции размер заработной платы пересматривается. В настоящее время Федеральным законом от 9 января 1997 г. № 40-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" с 1 января 1997 г. ММОТ 83,49 руб. в месяц (с учетом деноминации). ММОТ, установленная Федеральным законом вводится: организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов; др. организациями за счет собственных средств. Ориентиром для установления ММОТ должен быть прожиточный минимум. В последние годы ММОТ устанавливается на уровне ниже прожиточного минимума. По состоянию на конец 1997 г. ММОТ составляла около 17% прожиточного минимума трудоспособного населения.
НЕДОЗАНЯТОСТЬ — показатель недостаточного вовлечения трудоспособного населения в активную экон. деятельность. Выделяются два вида Н.: видимая П., измеряемая либо в ед. рабочего времени, либо численностью работников, подпадающих под статус Н., и невидимая Н., характеризующаяся низкими доходами, низкой производительностью труда и т.п. Видимая Н. имеет три критерия. Недозаня-тыми считаются работники, которые работают меньше нормальной продолжительности рабочего времени; делают это не на добровольной основе; ищут дополнительную работу и готовы выполнять ее. По сравнению с видимой Н., которую
РАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ - доля продуктивно занятых, (т.е. тех, продукт труда которых принимается и оплачивается обществом) в общей численности экономически активного населения. Вместе с тем Р.ц. понятие более широкое -— это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны.
регулирования соц.-экон. процессов и использования законодательной базы и ресурсов (прежде всего финансовых), находящихся в распоряжении гос. структур управления. Р.п.з.н. определяются как совокупность долго- и краткосрочных мероприятий с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной занятости трудоспособного населения в регионе в условиях рыночной экономики в сочетании с соц. поддержкой безработных. По охвату территории Р.п.з.н. разделяются на гос. (федеральные), республиканские в составе РФ, краевые, областные, районные и городские. Р.п.з.н состоят из следующих разделов: аналитического, целевого, программных заданий, ресурсного, сводного, организационного и юридического обеспечения.
СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ — совокупность взаимосвязанных элементов (категорий населения) в составе трудовых ресурсов. В зависимости от целей исследования структура занятости может рассматриваться с позиции распределения численности трудовых ресурсов: по экон. районам страны; по видам деятельности (занятые в экономике, занятые на учебе, проходящие военную службу, экон. неактивные и т.д.); по секторам экономики (формальный и неформальный); по основным отраслям и сферам экономики и т.д. При решении проблем занятости представляет интерес структура занятости населения в соответствии со степенью способности работать по найму, которая приводится ниже.
ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ — часть трудоспособного населения страны, не входящая в состав рабочей силы (экон. активного населения) и включающая лиц, занятых любой другой полезной деятельностью, кроме участия в общественном производстве, либо просто не желающих в нем участвовать. К ним относятся: а) учащиеся и студенты, обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений; б) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т.ч. осуществляющие уход за детьми, инвалидами и т.п.); в) отчаявшиеся найти работу; г) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода); д) пенсионеры.
Трудового соглашения Трудовому распорядку Творческая деятельность Творческие способности Тщательно анализируются Творческим коллективом Творческой инициативы Творческую деятельность Технических инноваций Технических изменений Технических организаций Технических подразделений Технических процессов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|