|
Творческих элементов
«Рисковые фирмы», вероятно, лучше приспособлены для поисков новых направлений. Как только найдена путеводная нить и определена отправная точка, финансовые и организационные возможности крупной фирмы оказываются большим преимуществом. Правда, следует иметь в виду, что термины «передовая технология» и «технология будущего» охватывают очень широкие области. Рисковые фирмы лучше всего подходят для таких направлений, как разработка новых материалов, где залогом успеха нередко являются неожиданные открытия, но таким фирмам не под силу разрабатывать полупроводниковые элементы, так как для этого требуются крупные, хорошо оборудованные лаборатории. В биотехнологии на грани «чистой науки» талантливые исследователи — люди, одаренные живым воображением, — могут очень много сделать именно в рисковых фирмах. В электронике, где развито конструирование механизмов, творческие возможности исследователей раскрываются полнее всего, если они работают в крупных корпорациях.
Некоторые фирмы получают более высокую фактическую прибыль по сравнению с другими, потому что они имеют доступ к факторам производства, предложение которых ограничено. К подобным факторам могут относиться земля и природные ресурсы, предпринимательские способности или другие творческие возможности личности. Желание, возникающее в подобных ситуациях у других фирм, приобрести или взять в аренду факторы производства, которые находятся в ограниченном предложении, превращает экономическую прибыль в нуль. Экономическая рента является разницей между той ценой, которую фирмы готовы заплатить за необходимый фактор производства на конкурентном рынке, и минимальной существующей ценой этого производственного фактора. Поскольку вмененная прибыль представляет собой избыток фактической прибыли над вмененными издержками, она обычно не равна нулю.
Творческие возможности человека просто безграничны. Подобная встреча доставляет массу удовольствия и вызывает большое воодушевление. Ваши люди будут очень гордиться своими "книгами презентаций". Это замечательно!
Производство ни одного из видов товаров (продукции, работ, услуг) невозможно без привлечения человеческого труда. Более того, для предприятий,действующих в отраслях и на рынках, где существуют условия, близкие к условиям рынка совершенной конкуренции, очень часто едва ли не единственной возможностью завоевания конкурентных преимуществ является повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Большинство специалистов, изучающих деятельность предприятий (организаций), считают, что именно персонал представляет собой главную ценность, которой может обладать предприятие. Не случайно в основных принципах ТОМ (см. гл.4 — NB) указывается, что атмосфера доверия, признание и поощрение инициативы, поддержка открытых и честных взаимоотношений в организации являются необходимым условием ее успешной деятельности. Руководство предприятия должно стремиться раскрыть творческие возможности работников, «выращивать» специалистов, способных принимать самостоятельные решения в интересах организации (принцип 2). Как можно заметить, в формулировке принципа 3 ТОМ уже явно используется понятие человеческого 22В капитала.
Творческие возможности человека просто безграничны. Подобная встреча доставляет массу удовольствия и вызывает большое воодушевление. Ваши люди будут очень гордиться своими "книгами презентаций". Это замечательно!
Согласно новой парадигме бизнеса, ориентированного на индустрию человека, предприятие — это место, где он получает возможность удовлетворить все свои интересы и потребности. Динамизм современной эпохи обусловливает мобильность всех хозяйствующих субъектов. В результате человек превращается в элемент гибкой и чувствительной системы. Это требует от него высокой квалификации и мобильности. Новый стиль управления предоставляет работнику свободу действий, высвобождает инициативу и творческие возможности.
Укрепление веры в собственные творческие возможности и неформализованные действия
ках со средствами массовой информации. В качестве альтернативного варианта рекламодатель может прибегнуть к услугам рекламного ателье, которое могло бы дополнить собственные творческие возможности рекламодателя или возможности агентства, предоставляющего полный спектр рекламных услуг. Рекламное агентство Saatchi and Saatchi Advertising Worldwide начинало свою деятельность именно как рекламное ателье и лишь затем превратилось в универсальное агентство.
Риск при расширении — чрезмерное использование конкретного поставщика или дистрибьютора, нездоровая зависимость от стержневой фирмы. Риск модификации — большие ожидания относительно кооперации могут ограничить творческие возможности при работе с партнером.
Высокие творческие возможности Высокие обязательства Стабильная структура Децентрализация Возрастающие конфликты
К первой группе можно отнести группу пожилых людей, трудоспособность которых вследствие психофизиологического старения прогрессивно снижается. Ухудшаются его сенсорно-моторные характеристики, творческие возможности, снижается профессиональная самооценка, удовлетворенность трудом и, как следствие, — результативность. Падает интерес к работе, человек начинает планировать перспективу ухода из общественного производства на пенсию и реализует это. Согласно Герцбергу, наличие одного, двух, трех этих факторов или всех шести в условиях трудового процесса повышает степень удовлетворенности человека работой, а следовательно, усиливает его мотивацию. При этом Герцберг считал, что для многих работников удовлетворенность трудом чаще всего обеспечивается обогащением его содержания. Один из руководителей фирмы «Мицубиси» как бы в подтверждение идей Герцберга пишет, что именно обогащение труда, введение в трудовой процесс творческих элементов сегодня дает наибольшую производительность и наивысшее качество продукции. Японцы полагают, что обогащение труда делает работу интересной и соответственно мобилизует все внутренние резервы работников.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ — стимулирование, регулирующее поведение работника на основе изменения чувства его удовлетворенности работой в организации, предполагает наличие творческих элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижения по службе, творческие командировки.
Обязанностью руководителя является стимулирование творческих элементов труда у подчиненных, так как нет такой работы, даже самой простой, где бы отсутствовала возможность творчества. Творчеством является, например, любое совершенствование процесса труда.
Так, установлено [7], что доля творческих элементов в НИР прикладного характера составляет 25—40%, в ОКР — 10—20%. Отмечается также [35], что научное творчество, направленное на создание новой техники, а тем более конструкторские разработки и проектирование, в значительной степени—детерминированные процессы, на 3/4 и более они состоят из действий, которые могут быть достаточно точно описаны, смоделированы, оценены, организованы и спланированы. Данный вывод подтверждается тем фактом, что уже существуют и разрабатываются методология и технология НИОКР для целого ряда объектов, доказана возможность типизации и оптимизации формализованной технологии и на этой основе создания САПР.
Как уже подчеркивалось, инженерному труду свойственны: наличие творческих элементов, большой удельный вес затрат труда на получение необходимой информации, высокие требования к качеству выполняемых работ; коллективный характер принятия решений. По существу, проектирование нового изделия является процессом принятия решения.
го мастерства и наличие в работе творческих элементов.
Естественно, что Гобсон считал, что современная экономическая система не обеспечивает роста благосостояния. В первую очередь это обусловлено тем, что человеческие издержки, связанные с характером производства и потребления, растут. Рост человеческих Издержек производства, как уже отмечалось, связан с интенсификацией труда и утратой в нем творческих элементов. Но, по мнению Гобсона, растут и человеческие издержки, связанные с характером потребления. Он утверждает, и здесь его взгляды полностью совпадают со взглядами другого представителя институционального направления, американского экономиста Т. Веблена (1857—1929), что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их принимать неразумные решения, не увеличивающие их реального (в понимании Гобсона) благосостояния. И потому в отношении рыночного механизма возникает чувство моральной неудовлетворенности не только в связи с неравенством в исходном распределении благ, но и с тем, что не очевидна моральность складывающегося на рынке удовлетворения предпочтений, иными словами, требуется доказательство того, что выражающиеся в спросе потребности являются нравственными и разумными.
К социальным факторам относят содержательность труда, его разнообразие, наличие в нем творческих элементов, характер взаимоотношений в трудовых коллективах и т. п.
В цивилизованной экономике одной из характеристик значимости творческих элементов в данном виде деятельности может быть доля оплаты труда в виде гонорара (за рационализаторские предложения, изобретения, статьи, книги и т. д.) в общих доходах работника. В этом аспекте прибыль предпринимателя, действующего в условиях реальной конкуренции и правового государства, становится формой авторского гонорара. Представляется оправданным, что в классификации видов деятельности, действующей в ФРГ, предприниматели объединены по источнику доходов в одну группу с лицами свободных профессий: писателями, художниками, архитекторами и т. п.
НТР характеризуется: качественным преобразованием всех элементов производительных сил (предмета труда, орудий труда и самого работника); возрастающей интенсификацией всего процесса производства; изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами; огромным повышением значения информационной деятельности; ростом уровня общего и специального образования и культуры населения; увеличением свободного времени; возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем.
Как показывает мировой опыт, прежде всего опыт Японии, повышению трудовой активности участников производства уделяется большое внимание. В ведущих фирмах создана система менеджмента, реализуемая по принципу консенсуса, включающая участие работников в прибылях, в управлении организацией, введение творческих элементов в содержание труда, формирование особых средств мотивации: системы пожизненного найма, группового корпоративного духа фирмы и др.
Творческим коллективом Творческой инициативы Творческую деятельность Технических инноваций Технических изменений Технических организаций Технических подразделений Технических процессов Технических результатов Технических технологических вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|