|
Творческих возможностей
развитие творческих способностей (число рационализаторов и изобретателей, число поданных рацпредложений, экономический эффект от их внедрения, число участников творческих организаций и др.);
ских способностей у оцениваемого должностного лица: сообразительность, творческий элемент при принятии решений, широкая эрудиция. Все это, считают японцы, помогает определить степень пригодности оцениваемых к менеджерской деятельности. При оценке кандидатов в Школу государственного управления им. Коноскэ Мацусита степень выраженности творческих способностей служит главным критерием отбора.
"МОЗГОВАЯ АТАКА" ("мозговой штурм") (от англ, brainstorming) — оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, исходящий из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения. Тормозящее влияние оказывают боязнь неудачи, страх оказаться смешным и т.д. М.а. — это средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше вариантов управленческого решения, в т.ч. самых фантастических. Затем (согласно принципу отложенного обсуждения) из большого числа идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом А.Ф. Осборном в 1938 г., который обратил внимание на то, что одни люди легко выдвигают новые идеи, др. — больше склонны к критическому анализу этих идей. При обычных обсуждениях эти две категории людей оказываются вместе и, как правило, мешают друг другу. В связи с этим было решено разделить этапы генерирования идей и их анализа. Для этого создаются две группы: участники М.а. — те, кто должен предложить новые варианты решения нужной задачи, и члены комиссии, которые будут обрабатывать предложенные материалы. В первую группу, которая будет генерировать идеи, сначала назначается руководитель, который будет эту группу укомплектовывать, включая в нее 4—11 человек. Члены этой группы не должны быть связаны отношениями "руководитель-подчиненный", т.к. из-за этого может не сложиться атмосфера доверия. Руководитель М.а. сообщает членам группы суть решаемой проблемы за 2—3 дня до ее проведения. Проблема должна быть обозначена как можно четче и всесторонне. При проведении М.а. в группе создается непринужденная атмосфера. Этому содействует состав группы, поведение руководителя, выбор помещения, освещение и т.д. Никто из участников не должен бояться того, что его высказывания не представляют ценности. Предложения или
"Председатель" (либо формальный, либо неформальный лидер) Спокойный, уверенный в себе, сдержанный Умение работать с людьми и приветствовать их достижения и заслуги без всяких предубеждений, четкое осознание целей Не более чем у обычного с точки зрения интеллекта и творческих способностей
проявление творческих способностей;
развитие творческих способностей (число рационализаторов и изобретателей, число поданных рацпредложений, экономический эффект от их внедрения, число участников творческих организаций и др.);
Важнейшей составляющей, характеризующей условия труда в научно-технических подразделениях, является психологический климат в рабочем помещении, в трудовом коллективе ученых, инженерно-технических работников. В ходе трудового процесса формируется система межличностных отношений: взаимные требования друг к другу; общее настроение; интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство или разногласия коллектива, те или иные психические реакции и т. п. Психологический климат во многом определяет степень организованности коллектива, его способности решать поставленные задачи, возможности творческой и эффективной работы каждого члена коллектива. Возникающие в коллективе конфликты ведут к потерям рабочего времени, снижению работоспособности, притуплению творческих способностей.
"Выполняемые в этом направлении работы должны обеспечить повышение удельного веса вузовской науки в фундаментальных исследованиях, ее интеграцию с учебным процессом, направленную на постоянное пополнение программ новыми данными науки, формирование творческих способностей выпускников высшей школы" [15].
так и духовных) — к удовлетворению потребностей более высокого порядка, потребностей в самоутверждении, творчестве. Известно, что удовлетворение традиционных личных потребностей осуществляется в форме потребления за счет предметов потребления и услуг. Удовлетворение же духовных потребностей достигается и в других формах. Одной из таких форм является использование в трудовой деятельности необходимых знаний, воплощение их в новых методах работы, продуктах труда. Именно на этой основе возникает и развивается потребность в творчестве, как высшая форма духовных потребностей. То есть сам труд со стороны использования, функционирования творческих способностей становится сферой непосредственного удовлетворения духовных потребностей, потребностей в творчестве. В этих условиях свободное время становится, с одной стороны, пространством для развертывания всех творческих дарований человека, разнообразных форм его творческой деятельности: занятия науками, искусством, спортом, общественными делами, а с другой стороны, необходимым и обязательным условием формирования его творческой личности. При этом «свободное и рабочее время становятся, фактически, неразделимы» [22].
Британский исследователь интеллектуального капитала Э. Брукинг подходит к его классификации еще более детально, выделяя в нем четыре составные части: рыночные активы; интеллектуальную собственность как актив; человеческие активы; инфраструктурные активы 7. Рыночные активы — это тот потенциал, который обеспечивается нематериальными активами, связанными с рыночными операциями (марки товаров, покупательская приверженность, корпоративное имя, портфель заказов и т.д.). Интеллектуальная собственность как актив представляет собой узаконенный инструмент для защиты различных корпоративных активов и включает ноу-хау, патенты, авторские права, производственные и торговые секреты и т.п. Человеческие активы — это совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, управленческих, руководящих и предпринимательских качеств, поведения в различных ситуациях. Инфраструктурные активы — это технологии, методы и процессы, делающие возможной работу предприятия — корпоративная культура, методы оценки риска, финансовая структура, базы данных и т.д.
По своему разнообразию прогнозные модели охватывают весь диапазон современных видов моделей — от формальных математических до имитационных, экспертных, человеко-машинных, в основе которых лежит использование творческих способностей человека. В. И. Ленин разработал главные требования х стилю руководства социалистическим производством, среди которых можно выделить основные: идейно-политические, профессионально-организаторские и этические. Ленинская концепция стиля руководства основана на использовании творческих возможностей, инициативы и активности трудящихся масс, привлеченных к руководству.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. подчеркнута значительность фонда развития производства, который не только является источником финансирования технического переоснащения предприятия, но также обеспечивает реализацию творческих возможностей коллектива предприятия. Не менее важным является также обязательность обеспечения затрат из этого фонда необходимыми материальными ресурсами.
В. И. Ленин разработал главные требования к стилю руководства социалистическим производством, среди которых можно выделить основные: идейно-политические, профессионально-организаторские и этические. Ленинская концепция стиля руководства основана на использовании творческих возможностей, инициативы и активности трудящихся масс, привлеченных к руководству.
Применение модерационных методов способствует проявлению скрытых творческих возможностей работников. Осуществление широких мер по рационализации и организации деятельности возможно лишь в том случае, когда все отделы вовлекаются в работу уже на этапе планирования. Сегодня, когда используются новейшие технологии, контроллер не может решить какую-либо одну проблему, не затрагивая при этом прочих проблем на стыках с другими областями хозяйственной практики. Поэтому возникает настоятельная необходимость в системном мышлении.
• особый упор следует делать на вовлеченность человека в организацию. Максимальное использование человеческих ресурсов возможно лишь при внутрифирменной политике, нацеленной на раскрытие творческих возможностей и энергии работников;
5. Существует много творческих возможностей на правой стороне, чтобы создать деньги из ничего, поступая так, как это делают банки.
риальное (духовное) производство включает в себя фундаментальные области наук и искусство. Нематериальные услуги включают в себя систему образования, здравоохранения, государственного и общественного управления и т.д. Роль Н.с. постоянно растет. Ее отрасли активно воздействуют на повышение эффективности труда, используемого в производственной сфере, создают условия для всестороннего раскрытия творческих возможностей людей, повышения их квалификации и общеобразовательной подготовки, оказывая услуги по укреплению здоровья и т.д., воздействуя таким образом на повышение эффективности материального производства,
Следующий барьер — это "их неудовлетворенность", который У.Юри предлагает снимать "переформулированием". Создав дружелюбный контекст переговоров, можно попытаться поменять правила игры, задачей которых становится увести оппонента от защиты своих позиций к удовлетворению своих интересов. Переформулирование позволяет направить оппонента в сторону интересов, на использование новых творческих возможностей, на обсуждение справедливых стандартов. Как это делать? У.Юри приводит интересный пример. В 1979 г. перед ратификацией договора САЛТ П в сенате, дабы облегчить этот процесс американцы решили внести изменения. В Москву к Громыко для объяснения этой ситуации они отправили одного из сенаторов. А Громыко в западном мире был известен как человек "нет", поскольку отличался большой неуступчивостью и неподатливостью. Естественно, Громыко
• социальную ориентацию личности. Для того чтобы быть востребованным на рынке труда, надо учитывать потребности в работнике определенного качества, т.е. необходимых обществу профессии, квалификации, инновационных и творческих возможностей;
• чем в большей мере в среду закладываются потребности личности, тем выше мера возможностей и богаче мера реализации трудового потенциала работника. Развитие трудового потенциала конкретного работника Как самоцель общества ведет к созданию фундамента, инфраструктуры развития трудового потенциала личности на уровне общества. Этому будет способствовать и разработка в рамках социальной политики общества мер, направленных на охрану здоровья, повышение качества образования, формирование творческих возможностей и т.п. И наоборот, снижение трудового потенциала отдельного работника постепенно ведет к снижению трудового потенциала общества, а через него — к снижению его экономического потенциала, политической независимости и т.д.
8. Чем в большей мере в среду закладываются потребности личности, тем выше мера возможностей и богаче мера реализации трудового потенциала работника. Особенное влияние оказывает среда на молодого человека, трудовой потенциал которого находится скорее в возможности, чем в состоянии действительной реализации. В этом возрасте среда определяет потребности, мотивацию, направленность, альтернативы, конкретные способы реализации и т.п. Поэтому необходимо в рамках социального заказа и социальной политики общества разрабатывать систему мер, направленных на охрану здоровья, повышение качества образования, формирование творческих возможностей работника, ибо снижение трудового потенциала отдельного работника (особенно молодого) постепенно ведет к снижению трудового потенциала всего общества, а через него — к снижению его экономического потенциала и политической независимости.
Творческой атмосферы Творческого отношения Туалетные принадлежности Технических исполнителей Технических носителей Технических параметров Технических потенциалов Технических разработок Технических средствах Технических вариантов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|