|
Творческого характера
В этой борьбе заслуживают быть особо отмеченными несколько ее характеристик. Во-первых, ее стопроцентно бескомпромиссный характер: «Рабочие осуществляют настолько жесткий контроль качества в процессе трудовых операций, что отпадает необходимость во входном контроле и деятельности органов, проверяющих изделия после их изготовления». Во-вторых, ее воздействие на характер отправления работниками своих функций: «Пребывание в группе (качества.— В. Р.) исключает формальное исполнение работником вмененных ему обязанностей. Только творческое отношение к самым обыденным, рутинным технологическим операциям способно обеспечить успех работника как члена группы качества. И только такое творческое отношение, активизация всех созидательных потенций работника позволяет обеспечить „встроенность" высокого качества в производственный процесс, их нерушимый синтез. Одними, пусть и самыми совершенными, технологическими приемами такого синтеза невозможно добиться». В-третьих, миссия борьбы за качество как регулятора межличностных деловых контактов: «Ориентация (на консенсус.— В. Р.)... определяет и саму тональность обсуждения группой качества даже наиболее острых вопросов. Доброжелательный стиль дискуссии, при котором невозможны взаимные обвинения, личные выпады, наклеивание ярлыков, выявление „правых" и „виноватых", рассматривается как важное условие быстрого обнаружения оптимальных решений».
В настоящее время группы качества на японских предприятиях в основном действуют автономно. Они сами «нащупывают» проблемы, которым следует уделить первоочередное внимание, определяют методы обнаружения производственных дефектов, разрабатывают меры по их устранению. С точки зрения японских менеджеров, такие условия создают реальные предпосылки для проявления творческих начал. В связи с этим невозможно переоценить сам факт воздействия данных групп на психологию принимающих в них участие работников. Пребывание в группе исключает формальное исполнение работником вмененных ему обязанностей. Только творческое отношение к самым обыденным, рутинным технологическим операциям способно обеспечить успех работника как члена группы качества, И только такое творческое отношение, активизация всех созидательных потенций работника позволяет обеспе-
ную компетенцию, потребность не отставать от жизни; творческий, инициативный подход к работе, изобретательность и разносторонность; способность к разработке программ повышения качества продукции, роста производительности, снижения издержек; стремление к рационализации процесса труда, но знание меры; способность к самообразованию и саморазвитию. Вторая группа характеризует инновационно-мотивационные качества работника: самостоятельность и внутренний характер мотивов к труду, инициативу, работу без понукания, высокое чувство долга; работу вопреки препятствиям; желание на деле проверить свои способности в разрешении проблем; критический склад ума и высокую степень любознательности; энергичность и эффективность труда; веру в то, что за хорошо выполненную работу будет и хорошая оплата; стремление выполнить работу лучше, чем от него ожидают (чувство превосходства в труде). Третья группа характеризует инновационное отношение к труду: ориентацию на высокие стандарты качества труда; творческое отношение к работе; уверенность и последовательность при реализации нововведений; готовность к неожиданным решениям и новым установкам; гибкость и восприимчивость ко всем переменам на производстве. Четвертая группа требований характеризует общечеловеческие и личностные качества работника—новатора: знание своих слабых и сильных сторон; стремление постоянно набираться опыта; наличие здоровых амбиций и стремления к профессиональному росту; стремление обмениваться идеями и опытом. Опираясь на данный портрет работника с высокими инновационными качествами, можно сформулировать и инновационный портрет коллектива цеха, бригады, завода, фирмы и разработать соответствующие кадровые нововведения.
Обеспечение динамичности и пропорциональности обязательно для каждого предприятия, что связано, с одной стороны, с непрерывным совершенствованием всего процесса производства, а с другой — с развитием инициативы, вовлечением всех работников предприятия в поиск и выявление резервов, в творческое отношение к труду, используя для этого моральное и материальное поощрение.
Творческое отношение коллектива предприятия к разработке плана должно обеспечить наиболее полное удовлетворение общественных потребностей и всемерное повышение эффективности производства.
Каждый руководитель — воспитатель, поэтому должен обладать чувством высокой ответственности за воспитание коллектива, каким бы большим или малым он не был. Руководитель должен уметь воздействовать на личность работника, формируя у него коммунистическую сознательность, творческое отношение к труду, способность активно участвовать в общественной жизни.
Социально-экономические факторы — характер и формы общественного и государственного строя, культурно-технический и морально-политический уровень кадров, степень и формы морального и материального стимулирования, развитие социалистического соревнования, творческое отношение к труду, сознательная дисциплина труда, улучшение организации труда.
В постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда» (1983 г.) указывается, что социалистическая дисциплина труда — это не только строгое соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, но и сознательное творческое отношение к своей работе, обеспечение ее высокого качества, производительное использование рабочего времени. ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС считают важнейшим направлением в работе по воспитанию и укреплению социалистической дисциплины труда повышение роли трудовых коллективов, эффективное использование предоставленных им прав. Именно в трудовых коллективах формируется личность труженика социалистического общества. Особенно важное значение в современных условиях приобретает развитие коллективных форм организации труда — производственных бригад, в которых создаются благоприятные условия для проявления творческой энергии и трудовой активности как всего коллектива, так и каждого работающего. В трудовых коллективах, на собраниях бригад, участков, цехов должны постоянно обсуждаться вопросы состояния трудовой дисциплины и меры по ее укреплению, разбираться случаи прогулов и других нарушений.
Большое значение в повышении производительности труда имеет правильно поставленное социалистическое соревнование. В Политическом докладе Центрального комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза сказано: «Социалистические преобразования в корне изменили и назначение труда, и отношение к труду рабочих и крестьянских масс. Это особенно ярко проявляется в массовом развитии социалистического соревнования. Опираясь на богатейший опыт, партия намерена и дальше развивать эти традиции, формировать сознательное, творческое отношение к труду как первейшему общественному долгу»1.
к человеческим жертвам ради экономического императива. Если в основу господствующего сегодня экономического императива заложен принцип личной выгоды, а критерий успеха — богатство, то в основе социального — этические (морально-нравственные, гуманистические) нормы. Высокоинтеллектуальная рабочая сила в этику полноценной трудовой жизни уже включает «иррациональные элементы, связанные с эмоциями, интуицией, подсознанием, спецификой восприятия, самоанализом, а также способность человека к «преобразованию реальности», т.е. формируется этика экзистенциональная взамен «утилитарно-процедурной» [9]. Создается новая социальная среда «развития работника в труде», новое «качество трудовой жизни». Последнее предопределяет «социализацию труда» и «означает самостоятельное мышление и нестандартное творческое отношение к работе как критерий профессионального требования» [10]. • Деструкция основ частной собственности, в основе которой лежит формирование собственности на информацию и знания. Как отмечают западные ученые, «...движение информации бросает вызов границам исключительной и индивидуальной собственности» [11]. Во-первых, это связано с тем, что знания и информация неотделимы от тех, кто их производит, отделение капитала от труда становится невозможным. Во-вторых, даже будучи проданным, знание остается у своего производителя, и поэтому представляет собой «коллективное благо». В результате в экономике со значительными информационными потоками не всегда возможно — если воспользоваться собственнической фразеологией Хайека — установить четкие «правила» между «моим» и «твоим» [12].
Не субъект дает рецепты и управляет нелинейной ситуацией, а сама нелинейная ситуация, будь то природная, или историческая, или психологическая, подсказывает решения и в том числе формирует мнение самого субъекта. Нелинейное, творческое отношение к миру, таким образом, означает открытие возможности для человека проявить свое творческое начало в разных областях. в своем составе высококвалифицированные научные и технические кадры. Р.п. способно на основе значительного повышения творческого характера труда и индивидуальной инициативы многократно повышать эффективность научно-исследовательских работ, стимулировать создание и внедрение готовых технологических разработок в производство.
Раздел I. Улучшение условий труда и охраны труда, усиление его творческого характера
улучшение психотехнологических условий труда и усиление его творческого характера — внедрение бригадных методов работы, передача инициативы рабочим в экономии материалов, контроль за качеством, развитие рационализации и изобретательства, внедрение рацпредложений и изобретений, участие в выставках, отраслевых и районных семинарах новаторов и др.
Характерной тенденцией развития современного учета является рост его креативности, или творческого характера, проявляющегося в том, что специалисты, решая проблему выбора, могут применять учетные методы, не соответствующие общепринятой практике, стандартам и принципам. Креативный учет, с одной стороны, можно считать прогрессивным явлением в бухгалтерском деле, если при отсутствии других методов для отражения в учете новой хозяйственной операции он дает возможность достоверно оценить ситуацию в бизнесе. С другой стороны, креативный учет может быть нацелен на представление результатов деятельности организации в выгодном для нее свете, т.е. отражать желаемое, а не фактическое состояние дел.
труда, усиление его творческого характера, всемерное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда»1.
Характерной тенденцией развития современного учета является рост его креативности, или творческого характера, проявляющегося в том, что специалисты, решая проблему выбора, могут применять учетные методы, не соответствующие общепринятой практике, стандартам и принципам. Креативный учет, с одной стороны, можно считать прогрессивным явлением в бухгалтерском деле, если при отсутствии других методов для отражения в учете новой хозяйственной операции он дает возможность достоверно оценить ситуацию в бизнесе. С другой стороны, креативный учет может быть нацелен на представление результатов деятельности организации в выгодном для нее свете, т.е. отражать желаемое, а не фактическое состояние дел.
• оригинальности и творческого характера работы;
• Постоянное совершенствование этих связей является первостепенной задачей корпоративного менеджмента. Применительно к корпорации они эффективны только тогда, когда способствуют развитию творческого характера деятельности, когда корпоративная дисциплина становится нормой поведения как материнской, так и дочерних фирм. Это достигается с помощью сбалансированности бизнес-портфеля концерна. Сбалансированность определяется:
* оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, создающее условия для творческого характера работы и обеспечивающее нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
Создание САПР предполагает научно обоснованное распределение функций между человеком и средствами автоматизации: человек должен решать задачи творческого характера, а ЭВМ — поддающиеся алгоритмизации и более эффективно ими исполняемые. Так, должны автоматически составляться системы урав-
реализация потенциальных способностей специалиста (придание труду творческого характера, удовлетворение работой)
Туймазинского месторождения Турбобуров электробуров Технических конференций Технических организационных Тщательно контролировать Технических производственных Технических специальностей Технических требованиях вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|