Творческую деятельность



Каковы же перспективы развития творческого потенциала Японии? Во-первых, расходы на науку постоянно растут. Отношение расходов на научные исследования к величине валового национального продукта в 1980 г. было равно 2,2%, и приблизительно таким же оно было в США, Великобритании, ФРГ и Франции. Это означает, что их абсолютный объем в Японии в два раза больше, чем в европейских странах. В промышленности, особенно в отраслях с наукоемкой технологией, возрастает доля расходов на исследования. Например, в 1980 г. в электромашиностроении она достигала 3,71% '. По мере увеличения размеров компаний расходы на научные исследования возрастают.

По-видимому, японская промышленность подошла к болезненному осознанию того факта, что ей придется иметь дело со сложнейшими технологиями будущего, а решение подобных задач требует высокого творческого потенциала. Руководители крупнейших корпораций считают, что для этого придется отойти от традиционных при-

Но речь идет не о механической интенсификации, которая, несомненно, только бы многократно усилила фрустрацию. Имеется в виду дальнейшее развязывание инициативы заведующих секциями, ослабление давления на них сверху, укрепление их самостоятельности, облегчение условий, благоприятствующих более полной мобилизации их творческого потенциала.

Так, все специалисты начинают с самых азов, выполняя в течение^ шести месяцев обязанности рядовых .работников, а потом стажируются по своей должности. С целью максимально возможного повышения уровня компетентности работников, поддержания и развития в них чувства сопричастности деятельности фирмы в целом, активизации заложенного в них творческого потенциала осуществляется непрерывная ротация. В фирме «Мацусита дэнки» каждый год 5% сотрудников перебрасывается с одного профиля работы на другой. "Что касается менеджеров, то эта цифра доходит до 1/3 их численности. В результате со временем большая часть работников оказывается подготовленной для работы практически по всем основным специальностям, необходимым фирме. Анализ итогов ротации вносит существенный вклад в решение проблемы эффективной расстановки кадров, чему Мацусита придавал первостепенное значение. «Поставить человека на свое место, — говорил он, — значит получить от него максимальную отдачу».

зации труда и управления, один из инициаторов нотовского движения в 1920— 1930 гг. В. — сторонник поведенческой организации управленческих отношений. Рассматривал управление как способ высвобождения творческого потенциала работников. Ввел в научный оборот ряд важных понятий ("человеческий фактор производства", "коллективно-трудовая деятельность", "соц. организация предприятия", "социально-психологическая атмосфера", "организационный кризис"). Опередив Э. Мэйо, В. выдвинул концепцию "человеческого фактора в управлении", высказав ряд идей, положенных в основу американской концепции человеческих отношений (на крупном промышленном предприятии необходим аппарат профессиональных управляющих, способных совмещать учетно-плановые функции с коллективизацией трудовой деятельности; организационный кризис будет нарастать, если управление производством станет осуществляться авантюрно, на основе личной власти; организационный кризис может быть преодолен в результате «организационной революции», предполагающей строгое планирование всего производственного процесса и социальной организации работников как участников единых трудовых действий, постепенный переход от индивидуалистически ориентированной авторитарной системы управления к "коллективно-трудовому сотрудничеству", активной заинтересованности работников в успешном выполнении заданий; должен быть изменен стиль организаторской работы, его основная направленность — "объединение людских воль в трудовое единство", поддержание трудовой заинтересованности работников; допускается делегирование руководителем своих функций работникам, кроме одной — организаторской; администрации следует опираться на свой штаб, который может работать эффективно только как единая команда; организация управления должна основываться на научных разработках, чтобы стимулировать интерес работников к своему труду, товарищам по работе, максимально освобождая их от надзора и опеки сверху). В. отстаивал идею целостного подхода к управленческой деятельности. Основные идеи изложены в работе "Организация управления и индустриальное развитие" (1925).

' удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации; индикатор благосостояния, свободной реализации интеллектуального и творческого потенциала личности. Разработка программ и методов повышения К.т.ж. получила распространение с середины 70-х гг. XX в. в США, а затем и в др. странах. Это стало одним из приоритетных направлений управления персоналом, соц. развития экон. организаций. Конкретные программы повышения К.т.ж. предусматривают осуществление мер по гуманизации труда и совершенствованию трудовой мотивации. Основной смысл их состоит в предоставлении работникам возможностей удовлетворять потребности в самовыражении, самореализации и в профессиональном росте, получать достойное вознаграждение за труд, работать в благоприятных для здоровья условиях и комфортной психологической атмосфере, быть уверенным в защите своих законных прав.

ТРУД — сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физ. усилий для создания полезных продуктов производства вещей, оказания услуг, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей; основная форма жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, исходное условие соц. бытия развития всех сторон общественной жизни. Вместе с тем] Т.— средство самовыражения и самоутверждения личности, реализации ее опыта, интеллектуального и творческого потенциала, нравственного достоинства.

Творческий этап — разработка конкретных способов решения задач, сформулированных на предыдущем этапе. На этом этапе исследуются варианты упрощения и удешевления конструкции изделия и технологии следующими способами: изменение принципа действия, формы, компоновки, массы, применяемых материалов, способов их обработки, сочленения, крепления, регулировки, управления действием. Изучаются возможности совмещения нескольких функций в одном узле, детали и агрегате, устранение излишних функций и их материальных носителей. Организация такой работы должна способствовать максимальному использованию творческого потенциала и квалификации бригады инженеров. Принимаются все предложения. Их обсуждение может проводиться всеми методами экспертной оценки и анализа (мозговой атаки, мозгового штурма, «Дельфы» и др.).

Повышение качества, означающее возрастание полезности результатов любой деятельности, выдвигается в рыночных условиях на первое место среди приоритетов в целях деятельности предприятий. Необходимость повышения качества не только промышленной продукции, но и результатов любой деятельности определяется научно-техническим прогрессом. Условиями ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности деятельности выступают повышение качества продукции, применение в производстве высокопроизводительного оборудования, высококачественных видов сырья и материалов, активизация творческого потенциала работающих. Качественное выполнение возложенных на подразделения и все предприятие функций, обеспечиваемое во многом благодаря высокому качеству процессов труда, является решающим фактором повышения эффективности всех видов деятельности предприятия.

- обеспечение социальной прогрессивности структуры - ее демократичности в предоставлении работникам организации возможности реализации своего творческого потенциала.

Он четко прослеживается в программе "Национальные цели просвещения", принятой в США в 1990 г. "Образование, - утверждается в этом документе, - служит основным показателем качества нашей жизни. Оно является сердцевиной экономического могущества и безопасности, творческого потенциала, науки, культуры, искусства. Образование - это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века". Американская программа рассчитана до 2000г. и успешно выполняется. В ходе своей второй избирательной кампании президент США Б. Клинтон много внимания уделял проблемам образования, поставив, между прочим, задачу: в ближайшее время подключить каждый школьный класс к системе "Интернет", что невиданно раздвинет познавательные горизонты и информационные ресурсы учащихся. Программа ставит своей целью не только техническое переоснащение всех образовательных структур, но и:


тально он делает пометки о фактически проделанной работе по пунктам принятых обязательств. В конце года инженерная комиссия проверяет выполнение плана и социалистических обязательств каждым специалистом, определяет, какое количество баллов по разделам творческого паспорта набрал специалист', оценивает его творческую деятельность и дает предложение о ходатайстве перед комиссией объединения о присвоении тому или иному специалисту звания «Лучший специалист объединения».

Использование подобного рода «измерителей» значительно активизирует творческую деятельность членов групп, хотя результаты ^осуществляемых сопоставлений не влекут за собой каких бы то ни было поощрений или наказаний. Налицо стимулирование чисто морального свойства.

матических, текущих и перспективных планов для изобретателей и рационализаторов, направляющих их творческую деятельность в нужном для организации направлении; б) организация технической разработки и проверки рацпредложений; в) организация внедрения рацпредложений; г) определение ожидаемого экон. и соц. эффекта от изобретательства и рационализации; д) расчет расходов на изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Вся деятельность О.р. и и. должна быть подчинена стратегии развития предприятия и вытекать из перспектив его технического развития.

Назначение и главная задача этого раздела пятилетнего и годового планов экономического и социального развития строительной организации, как было отмечено, состоят в обеспечении выполнения заданий по повышению эффективности производства. В этом разделе стройфинплана предусматриваются мероприятия по совершенствованию технического и организационного уровня строительного производства, повышению качества продукции, снижению материалоемкости производства, ускорению ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства и т. п., учитывающие резервы строительных управлений (СУ), строительно-монтажных управлений (СМУ), трестов, передовой отраслевой и межотраслевой опыт, достижения науки и техники, а также творческую деятельность ИТР и служащих (рационализаторские предложения и изобретения).

При организации международных научно-технических связей возникает вопрос о правовой защите интеллектуальной собственности: промышленной собственности и авторских прав. Основная задача такой защиты — предоставление на определенный срок авторам в качестве вознаграждения за их творческую деятельность исключительного права распоряжаться своими изобретениями и произведениями. В настоящее время на мировом рынке выступают лицензионные соглашения двух типов — патентные и беспатентные. Патент позволяет расширить выбор средств конкурентной борьбы, ослабить соперника или устранить его с рынка, обеспечить наилучшие условия продажи лицензий, создавать совместные предприятия за рубежом, в которых в качестве вклада вносятся права на изобретения, гарантировать результаты совместных НИОКР. На конец 1990 г. в мире было выдано 3,9 млн лицензий. На США и страны Западной Европы приходилось по 40%, государства Азиатско-Тихоокеанского региона — 18%.

Преобразование хозяйственного механизма организации объективно предполагает демократизацию управления (самоуправление), так как решить все вопросы в новом организационно-экономическом механизме можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами. Рыночная экономика предусматривает высокую степень децен-

На основе вышесказанного можно определить предпринимательство как творческую деятельность деловых людей, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. Следует отметить, что всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, так как предпринимательство характеризуется обязательным вовлечением в свою деятельность инновационного момента — будь то производство нового для рынка товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Причем новая организация управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий также относятся к инновационным моментам.

По определению, приведенному в энциклопедии, творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раннее не бывшее. Но это не совсем полное определение, ибо не всему .новому можно дать определение творческого. «Завершенная концепция творчества в 18 в создается И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения и делает вывод о том, что творчество лежит в самой основе познание». Хочется подчеркнуть, что деятельность студента, хоть, и связана непосредственно с познанием, не всегда является творческой.

В последние десятилетия происходят существенные сдвиги в шкале ценностей работников. Такие ценности, как долг, дисциплина, повиновение, утрачивают свое значение, зато возрастает в цене все то, что связано с самовыражением индивида. Поэтому методы мотивации и стиль управления должны учитывать творческую деятельность, свободу действий и ответственности, расширение контактов с руководством и коллегами, повышение квалификации.

Поощрять инициативу каждого, направляя и одновременно обеспечивая свободную творческую деятельность; поощрять принятие на себя ответственности в сложных ситуациях.

Креативность может служить однозначным источником признания. Те, кто движим высокой потребностью в признании и успешно проявляет креативность, почувствуют себя в идеальных условиях. В значительной степени они будут самомотивированны. Их потребность в признании также поможет им сосредоточить внимание на тех, от кого они ожидают признания. В некоторых случаях это может создать проблему: они будут стараться генерировать идеи в угоду тем, от кого ждут признания, однако идеи эти могут в сущности не удовлетворять потребностям бизнеса. В этой ситуации потребность в признании начнет ограничивать их творческую независимость. Они также будут страдать от того, что идеи, которые, по их мнению, должны принести им признание, не оправдывают надежд. Тогда их творческая энергия станет расходоваться на завоевание признания, а не на творческую деятельность.


Технических инноваций Технических изменений Технических организаций Технических подразделений Технических процессов Технических результатов Технических технологических вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика