|
Технических результатов
Основное отличие технического регулирования безопасности продукции от административного обеспечения качества продукции заключается в повышении ответственности, как производителя, так и продавца за производство и распространение опасной продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов.
Согласно Генеральному соглашению о тарифах и торговле 1994 г., одному из базисных соглашений Всемирной торговой организации - международного органа, устанавливающего правила торговли между странами, обеспечение безопасности продукции осуществляется посредством разработки технических регламентов, имеющих силу законов и утвержденных правительством страны-члена согласно существующей в данной стране практике утверждения законодательных актов.
«О мерах по реализации ФЗ «О техническом регулировании»; «Об утверждении положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию»; «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию»; «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Закон дает определение технического регламента и целей принятия технических регламентов. Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором, ратифицированным Российским государством в порядке, установленном законодательством, или Федеральным Законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Следует отметить, что техническим регламентом устанавливаются только обязательные для исполнения требования.
Исключительный перечень целей принятия технических регламентов, установленный в Законе, включает защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (рис. 1.15).
Для достижения целей технического регулирования важное значение имеет вопрос о содержании технических регламентов. С учетом степени риска причинения вреда технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, химическую безопасность, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования. При этом требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для выполнения указанных выше целей принятия регламента.
За некоторыми исключениями технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями продукции, работ, услуг. С учетом важности технических регламентов для обеспечения охраны здоровья людей и
охраны окружающей среды принципиальное значение имеют определение перечня объектов технического регулирования и разработка соответствующих технических регламентов. Эти задачи возложены на Правительство РФ. Согласно Закону о техническом регулировании оно разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. Система технических регламентов в стране должна быть создана в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании.
Конкуренция товаров и услуг, предоставляемых потребителю, диктует необходимость иметь инструмент, который независимо от того, где изготовлена продукция (выполнена работа, оказана услуга), гарантировал бы, что она изготовлена в соответствии с требованиями технических регламентов и стандартов. Таким инструментом признана сертификация или декларация о соответствии (декларирование соответствия). Сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Декларирования соответствия - это форма принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием третьей стороны, - органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Военные и космические исследования, которые целиком ориентированы на достижение технических результатов, невзирая на затраты, велись японскими компаниями в меньшем объеме. В условиях ограничений на экспорт вооружений частные компании не имели достаточных стимулов для разработки специальной высокосложной техники и технологии.
Эффективно действующая система управления результатами НИД предполагает введение обратных связей, являющихся необходимым элементом для целевого формирования новых базовых знаний и постоянно возобновляемых результатов НИД на каждом этапе инновационного цикла. Значение целенаправленного управляющего воздействия на процесс формирования новых научных и научно-технических результатов особенно важно при ограничении финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов.
Патентные исследования позволяют получить исходные данные для обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности объектов техники, использования современных научно-технических результатов.
Патентные исследования позволяют получить исходные данные для обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности объектов техники, использования современных научно-технических результатов.
• принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
- прав собственности, распоряжения и использования научно-технических результатов, созданных полностью или частично из средств федерального бюджета;
Следует уточнить понятие "научно-технической безопасности" и структуру ведомственных перечней сведений в области науки и техники, составляющих государственную тайну. Необходимо повысить статус (в том числе с участием ФСБ РФ) ряда предприятий, объединений, научных организаций и выполняемых проектов, включая РАН и гражданских отраслях экономики, при реализации которых целесообразно засекречивание научно-технических результатов. Весьма важно развивать системы ведомственной специнформации с заимствованием научно-технических достижений из одних секторов экономики в другие. В обозримой перспективе надо усилить работу по совершенствованию подготовки и повышению квалификации необходимых специалистов.
Принятием в 1992-1993 гг. нового патентного законодательства был сделан решительный выбор в пользу частной собственности на интеллектуальные достижения и была предоставлена возможность бесплатной приватизации прав на изобретения, которые раньше принадлежали государству. Сегодня, когда существует мнение, что события 17 августа 1998 г. отбросили страну к началу 1995 г., полезно вспомнить, как изменялась ситуация в инновационной сфере после 1992 г., когда был принят пакет законодательных актов в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. Патентный закон РФ ввел единственную форму охраны изобретений - патент, закрепляющий исключительное право на изобретение за физическим или юридическим лицом (патентообладателем). Это принципиально меняло механизм использования получивших правовую защиту научно-технических результатов. Их использование стало возможно только на договорной (лицензионной) основе с патентообладателем.
В ходе выявления организационно-технических результатов необходимо внимательно рассмотреть результаты не только в пределах участка или цеха, где внедряется техника, но и в смежных участках, цехах и производствах. Особенно это касается тех машин и оборудования, которые внедряются в заготовительных и вспомогательных производствах и в обслуживающих хозяйствах. Зачастую именно результат на смежных участках и в смежных подразделениях определяет экономическую эффективность внедренной техники.
После определения всех организационно-технических результатов или факторов от внедрения техники определяются экономические показатели производства, которые, будучи связанными с этими результатами, изменяются под их влиянием в ту или иную сторону. Необходимо определить, на какие именно составляющие прибыли по заводу оказывают влияние выявленные ранее организационно-технические результаты. В табл. 6.1 по вертикали перечислены экономические показатели, связанные прямым образом с суммой прибыли. Крестики в таблице показывают, на какие экономические показатели влияют выявленные организационно-технические результаты (факторы).
Например, внедрение в горячештамповочном производстве кривошипных прессов взамен молотов дает ряд организационно-технических результатов: увеличивается цикловая производительность,' а следовательно, сокращается такт выпуска штаповок, увеличивается мощность оборудования, повышается уровень механизации и облегчается автоматизация, улучшаются условия труда, усложняется оборудование, увеличивается стойкость инструмента, изменяются конструкция инструмента, расход металла, энергоно-
Технического нормирования Технического организационного Технического потенциала Технического руководства Технического технологического Технического управления Техническому обслуживанию Техническому состоянию Тактический менеджмент Техническом регулировании Техническом университете Техническую оснащенность Тактические оперативные вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|