|
Возникновения кризисной
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. По аналогии с этим, если вы ошиблись при подсчете ваших доходов и расходов, то из-за этого вы можете затем допустить еще более серьезную ошибку, неправильно выписав чек, и тем самым нанести серьезный ущерб своим друзьям, «еловым партнерам или своей репутации в банковских кругах. Вероятность такого переплетения ошибок в организации весьма велика из-за высокой степени взаимозависимости видов деятельности.
В современный период составляющие организацию индивиды, личности, «персоны» или «ключевые работники» могут быть как причиной возникновения кризисных ситуаций в организациях, так и главной силой по их преодолению. Поэтому персонал, как и менеджмент организации, нельзя рассматривать в отрыве от ее внутренней структуры, поскольку именно они являются главными действующими лицами в организационной структуре.
В учебном пособии изложены теоретические и методические основы антикризисного управления предприятием. В нем уточнен понятийный аппарат (термины, определения, критерии и признаки); раскрыт экономический механизм возникновения кризисных явлений на предприятии; показаны пути государственного регулирования отношений, несостоятельности; изложено правовое обеспечение антикризисного управления. Особое место отведено диагностике экономического состояния неплатежеспособного предприятия, выработке антикризисной маркетинговой и научно-технической политики в условиях кризиса. Уточнены методы разработки бизнес-плана финансового оздоровления и организация финансового менеджмента на неплатежеспособном предприятии. Приведен алгоритм выбора приоритетного варианта реорганизационной процедуры финансового оздоровления предприятия; изложены основы управления персоналом в условиях кризиса и организации труда арбитражных управляющих (временных, внешних, конкурсных).
Кризисы в деятельности предприятия не миф, а объективная реальность. Они отражают собственные ритмы развития каждого предприятия, подчас не совпадающие с ритмами развития макросистем, но меняющие свою траекторию под влиянием макроциклов. Закономерности возникновения кризисных ситуаций в деятельности пред-риятия объясняются определенным характером его жиз-[енного цикла (рис. 1.2 и 1.3). Американские ученые вывили закономерность подъемов и спадов. Она состоит, -первых, в периодическом возникновении кризисных :итуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а во-вторых, в математически определенной для малых и средних предприятий продолжительности фаз спада и подъема. Так, фаза подъема в среднем длится 3 года, а фаза спада — 2,8 года. В каждой фазе цикла можно выделить следующие этапы:
Таким образом, антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. на стадии так называемого «критического банкротства». Механизм его включает диагностику финансового и технико-экономического состояния предприятия, маркетинг, прогнозирование, планирование, принятие управленческого решения, организацию его выполнения, учет, контроль, мотивацию и регулирование, а при пессимистичном исходе — организацию ликвидации предприятия. При этом диагностика является необходимым средством профилактики банкротства предприятий. Она проводится с целью выявления негативных тенденций и причин, их обусловивших, своевременного упреждения их развития и предотвращения возникновения кризисных ситуаций.
- уметь провести диагностику причин возникновения кризисных ситуаций;
возникновения кризисных ситуаций, подобных тем, что имели место в 1998г.
2) диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах
При анализе деятельности предприятия, оценке перспектив возникновения кризисных
Контроль является неотъемлемым элементом эффективной деятельности организации. Необходимость функции контроля вытекает из самой сути деятельности организации, так как планы и обеспечивающие их структуры всегда содержат неполноту и неопределенность представления руководством организации ее деятельности в будущем. Множество разнообразных факторов внешней среды и обстоятельств внутри самой организации также могут помешать в достижении желаемого результата. Кроме того, изменения внешней среды и самой организации также могут создать новые возможности для достижения ею более весомого результата (дополнительной экономической или социальной выгоды). Эти и другие проблемы должны быть учтены при организации системы контроля на конкретном предприятии. С учетом этого основные задачи реализации функции контроля должны включать: обнаружение и устранение неопределенности; предупреждение возникновения кризисных ситуаций; поддержание успеха и широту контроля.
Предупреждение возникновения кризисных ситуаций предусматривает своевременное выявление проблем, которые могут развиться в кризис, для принятия неотложных мер по его недопущению. Ошибки и проблемы, допущенные при анализе ситуации внутри предприятия, планировании и организации выполнения плана, как правило, переплетаются с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Функция контроля должна предусматривать такие управленческие действия, которые позволят выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризисные ситуации. В этом состоит суть второй задачи контроля при управлении организацией. Надежная работа банка зависит от его способности в любой момент времени и в полном объеме выполнять требования по своим обязательствам, т.е. банк должен в любой момент быстро совершать платежи по поручениям клиентов и отвечать по своим обязательствам в случае возникновения кризисной ситуации в банке или на финансовом рынке. Кроме того, качество активов, уровень собственного капитала и уровень доходности должны быть достаточными, чтобы страховать от возможности возникновения таких ситуаций в средне- и долгосрочной перспективе. Для оценки этих характеристик используется система взаимосвязанных коэффициентов, характеризующих платежеспособность, качество активов, эффективность деятельности, достаточность капитала и ликвидность банка.
Как показывает анализ мер, предпринятых руководством организации в виде реакции на угрозу возникновения кризисной ситуации, оно предпочитает пожертвовать структурным ресурсом (статическим обеспечением производства) с целью минимизировать риск банкротства и сохранить достигнутый уровень рентабельности.
В настоящее время для российских компаний характерны проблемы неплатежеспособности; отсутствие заказов на производство продукции; недостаточное целевое финансирование программ поддержки предпринимательства; чрезмерное налоговое бремя. Это побуждает менеджеров более глубоко изучать финансовое положение фирмы и финансовое состояние своих контрагентов, выявлять истинные причины возникновения кризисной ситуации. При этом возникает много вопросов, в частности:
Специалисты, отвечающие за составление таких планов в организации, должны тесно работать с различными ее подразделениями, поскольку для того, чтобы планирование оказалось эффективным, нужны специальные знания в различных областях, полное понимание финансового, политического и социального положения предприятия. До возникновения кризисной ситуации специалисты компании должны осуществить следующие действия:
Чтобы избежать возникновения кризисной ситуации, необходимы изменение долговой стратегии России и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.
Главным инструментом диагностики причин возникновения кризисной ситуации на
позиций оценки угрозы возникновения кризисной ситуации именно в этой сфере
уверенностью утверждать, что даже без возникновения кризисной ситуации
позволяет своевременно обнаружить причины возможного возникновения кризисной ситуации,
Предкризисная стадия предполагает наличие лишь «слабых сигналов» о развитии кризисной ситуации, поэтому организация должна иметь в наличии инструмент определения (анализа) возникновения кризисной ситуации и выявления ее причин. Для этого следует делать акцент на проведении комплексного анализа хозяйственной деятельности организации. Поскольку предполагается, что кризисная ситуация находится в стадии «зарождения», целесообразно уже на этом этапе попытаться выявить причины ее возникновения и по возможности предпринять действия по их устранению (если невозможно, то действия по нейтрализации негативного воздействия). Тем самым будет решен (возможно, частично) вопрос о дальнейшем развитии кризисной ситуации. Следовательно, традиционный фундаментальный анализ может быть дополнен и другими элементами, например, анализом диверсификации портфеля активов, оценкой влияния несистематических рисков, анализом конкурентоспособности организации в целом, анализом составляющих видов стратегии организации и т.д. Возможно использование популярных в настоящее время методик определения вероятности банкротства с помощью ряда коэффициентов. Важность анализа на этом этапе развития кризисной ситуации очень велика, поскольку своевременное определение возможности ее возникновения дает большие временные ресурсы для разработки мер и мероприятий для предупреждения негативных воздействий.
Ў предпринятые ранее меры по устранению причин возникновения кризисной ситуации были недейственны (неэффективны), что послужило дальнейшему ее развитию;
Внутренних стандартов Внутренних заимствований Выбранных приоритетов Внутренним диаметром Внутреннюю информацию Внутридневных трейдеров Внутрифирменные стандарты Внутрифирменное управление Внутрифирменном планировании Внутриотраслевой специализации Внутрирайонных транспортно Внутризаводских производственных Внутризаводского экономического вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|