|
Вторичной переработке
Оператор вторичной перегонки я стабилизации 71 744 1440 24
В начале нынешнего века Г. Потонье выдвинул гипотезу о происхождении нефти из смешанного растительно-животного материала — сапропеля. Сапропель — это гнилостный ил озер и лагун, обогащенный остатками водорослей и животных. В 1919 г. академик Н. Д. Зелинский произвел перегонку сапропеля оз. Балхаш. В результате были выделены сырая смола (63,2 %), кокс (16,0%) и газ (20,8%). Газ состоял из метана, окиси углерода, водорода и сероводорода. После вторичной перегонки безводной смолы получены бензин, керосин и тяжелые масла. В состав бензина входили метановые, нафтеновые и ароматические углеводороды.
В нефтеперерабатывающей промышленности неисправимого брака не бывает, так как любой нестандартный нефтепродукт можно или исправить путем дополнительной переработки (повторной очистки, вторичной перегонки и т. п.) либо путем смешения
1. По средней плановой стоимости поступающей на завод нефти в размере: а) 120% — фильтрат обезмасливания парафинистого дистиллята; б) 110%—мазут флотский; в) 100%—мазут прямой перегонки, тяжелый каталитический газойль, автоалкилат, полимеры вторичной перегонки бензина термического крекинга, полугудрон, газ сухой, крекинг-остаток, компонент котельного топлива термоконтактного крекинга; г) 80% —гудрон, остаток в производстве изопропилбензола, асфальт деасфальтизации гудрона; д) 60% — кокс топливный и отходы электродного кокса.
В нефтеперерабатывающей промышленности неисправимого брака не бывает, так как любой нестандартный нефтепродукт можно или исправить путем дополнительной переработки (повторной очистки, вторичной перегонки и т. п.) либо путем смешения с нефтепродуктами более высокого качества или можно перевести в низший сорт стандартной продукции. При этом у предприятия, конечно, возникают потери от брака.
2. По себестоимости сырья процесса: компонент бензина вторичной перегонки с целью получения специальных бензинов и керосинов, компонент котельного топлива (фракция выше 350 °С) гидрокрекинга дистиллятного сырья, компонент дизельного топлива летнего депарафинизации дизельного топлива карбамидом, остаточная фракция изомеризации головных бензиновых фракций, экстракт селективной очистки масел, газ депарафинизации, отгон вакуумной перегонки масел, остаток вакуумной перегонки фильтрата.
Основные цехи нефтеперерабатывающего завода создаются путем объединения нескольких технологических установок. Наибольшее распространение имеют цехи в составе установок — дублеров, так как единообразие их создает весьма благоприятные условия для организации ремонта, ведения товарных операций, технического руководства. Эффективно также объединение в составе цеха установок однородного назначения, например очистки. деасфальтизации и депарафинизации. Опыт показывает, что положительные результаты дает и включен-ие в состав цеха установок, связанных последовательностью переработки сырья, например электрообессоливания- первичной и вторичной перегонки.
Как видно, наибольший удельный вес в составе себестоимости процесса вторичной перегонки занимает сырье. Снижением именно этой статьи может быть достигнуто наибольшее уменьшение себестоимости. Снизить расход сырья на единицу продукции или увеличить выход целевой продукции можно, в результате улучшения технологического режима, лучшей подготовки и подбора сырья, применения более активных катализаторов, повышения квалификации обслуживающего персонала.
а) пар давлением 3,7 МПа с температурой 330 °С поступает с ТЭЦ и после редуцирования до 2,4 МПа направляется в теплообменники, в которых подогревается продукт-теплоноситель для низа стабилизатора, для абсорбера-десорбера и для колонны блока вторичной перегонки;
Предлагаемая топливно-химическая схема переработки бензиновых фракций для получения не этилированного бензина АИ-93 и ароматичес-г ких углеводородов может быть легко внедрена на действующих НПЗ путем небольшой реконструкции установок вторичной перегонки бензинов 22-4. При этом первая и вторая колонны используются для получения сырья риформинга - фр.85-180^, третья и четвертая колонны, по проекту применявшиеся для получения узких прямогошшх бензиновых фракций, используются для разгонки риформата с получением высокооктанового компонента неэтилированного топлива АИ-93 (риформат без фр.85-140°С) и высококачественного сырья дяя получения ароматических углеводородов - фр.85-140°С риформата.
В начале нынешнего века Г. Потонье выдвинул гипотезу о происхождении нефти из смешанного растительно-животного материала —сапропеля. Сапропель — это гнилостный ил озер и лагун, обогащенный остатками водорослей и животных. В 1919 г. академик Н. Д. Зелинский произвел перегонку сапропеля оз. Балхаш. В результате были выделены сырая смола (63,2 %), кокс (16,0%) и газ (20,8%). Газ состоял из метана, окиси углерода, водорода и сероводорода. После вторичной перегонки безводной смолы получены бензин, керосин и тяжелые масла. В состав бензина входили метановые, нафтеновые и ароматические углеводороды. Авторы называют ряд посредников, которые могут сыграть определенную роль в каналах «обратного хода». Это: 1) приемные пункты производителя, 2) общественные группы по проведению «Дней чистоты», 3) традиционные посредники, такие, как посредники по торговле безалкогольными напитками, 4) специалисты по сбору мусора, 5) центры по вторичной переработке отходов, 6) современные «старьевщики», 7) брокеры по торговле мусором для переработки, 8) централизованные склады-предприятия по переработке отходов.
Процессы химических и нефтехимических производств сопряжены с использованием пылевидных катализаторов, как, например, алюмохромо-вых, на таких производствах всегда встает вопрос об утилизации отходов и вторичной переработке катализаторов, отработавших свой век, а век таких катализаторов недолог и исчисляется тысячами часов.
За 1962—1970 гг. суммарные мощности НПЗ во всех капиталистических странах возросли по прямой перегонке нефти почти в 1,9 раза и достигли 2,3 млрд. т и по вторичной переработке нефтепродуктов— в 1,45 раза (крекинг — 0,6 млрд. т, риформинг — 0,3 млрд. т).
Как известно, во вторичной переработке нефти все более широкое применение получают процессы с использованием водорода — гидрокрекинг, гидроочистка, гидродесульфуризация. Нужно отметить, что и в этой области японская нефтеперерабатывающая промышленность занимает одно из первых мест среди капиталистических стран! мощности гидроустановок здесь составляют около 25% общих мощностей по прямой перегонке нефти (в капиталистических странах — 12-20%).
широко используются специальные процессы: каталитический риформикг, крекинг, платформинг. Это позволяет не только повышать качество нефтепродуктов, но и комплексно использовать нефть. Для последних лет характерно строительство нефтеперерабатывающих предприятий, включающих мощности по вторичной переработке нефтяного сырья и комплексы нефтехимических производств. В частности, такого типа заводы сооружаются в новых нефтяных районах страны.
3. Технология. Технологические изменения являются еще одной причиной загрязнения окружающей среды. Например, свинцовые добавки в бензин представляли собой серьезную угрозу здоровью людей, и это заставило правительство принять решение, требующее использовать топливо без свинца. Широкое распространение и использование «одноразовых» контейнеров, изготовленных из практически неразлагающегося алюминия или пластмассы, усугубляют кризис, связанный с твердыми отходами. Некоторые моющие средства невозможно подвергнуть вторичной переработке.
вергнуты вторичной переработке, и биржа, на которой торгуют
В результате «зеленая революция» вновь набрала силу в США в 90-х годах. Проведенные в 1991 г. исследования показали, что 84% из 1514 респондентов добровольно выбрасывали в специальные контейнеры газеты, стеклянные бутылки, алюминиевые банки, отработанное моторное масло для их последующей вторичной переработки. Исследования также показали, что рейтинг косметической промышленности в плане заботы о сохранении окружающей среды был самым низким. Интересным аспектом движения «зеленых» в США в 90-х стала его популярность среди молодежи, которая была особо заинтересована во вторичной переработке и в предотвращении появления отходов.
Среди первоочередных задач в энергетическом секторе, которые решают страны с переходной экономикой, относится трансформация "рынка продавца" в "рынок покупателя". Сегодня в Украине существует рынок нефтепродуктов, который в большей степени отражает интересы продавца, что связано в основном с дефицитом высококачественных моторных топ-лив и масел, отсутствием прозрачной конкуренции, несовершенством законодательства об экономической конкуренции, которое создает разные условия для отдельных продавцов и другими причинами. К этому же можно добавить, что в условиях дефицита государство не обеспечивает надежный контроль за качеством нефтепродуктов, которые поступают на рынок Украины. Поэтому не исключается возможность торговли недоброкачественными продуктами. Для создания рынка нефтепродуктов в интересах потребителя в Украине существует целый ряд предпосылок и, в первую очередь, связанных с повышением коэффициента использования производственных мощностей НПЗ как по первичной, так и по вторичной переработке нефти. В то же время, решающим фактором в реструктуризации нефтеперерабатывающей промышленности остаются наукоёмкие технологии, внедрение которых наряду с количественными изменениями обеспечивают повышение качественных, в том числе экологических показателей [7].
В системе экономических показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов, важное место отводится уровню загрузки производственных мощностей, который в нефтеперерабатывающей промышленности рассчитывается как по установкам первичной переработки, так и отдельно по вторичным процессам. Учитывая высокую, по сравнению с другими производствами, стоимость основных производственных фондов и высокими затратами по их содержанию, за рубежом владельцы НПЗ заинтересованы в максимально возможном использовании среднегодовой мощности всех установок. В случае изменения рыночной ситуации и возникновения в связи с этим излишних мощностей их либо выводят из производства, либо реконструируют в интересах других производств. Несколько иные взгляды на все эти вопросы сложились в Украине, где на большинстве НПЗ наблюдались излишние мощности по первичной переработке нефти. В 2003 г. (здесь и далее 9 м-цев) их использование в целом по всем НПЗ составляло 40%, в том числе наиболее высокий уровень был зафиксирован на Одесском НПЗ - 74% и Дрогобычском НПЗ - 85%, тогда как на Херсонском НПЗ -35% и Надворнянском НПЗ - 52%. В то же время на одном из самых крупных - Лисичанском НПЗ - этот показатель был ниже среднеотраслевого уровня и составлял 37%, на Кременчугском НПЗ -34%. В связи с неполной загрузкой мощностей установок первичной переработки нефти сопряженные с ними мощности по вторичной переработке также использовались ниже потенциальных возможностей. Поэтому с целью оптимизации производственных мощностей на НПЗ эксперты Европейского энергетического агентства еще в 1996 г. после проведенного исследования эффективности их работы предлагали вывести из эксплуатации излишние мощности первичной переработки нефти. До настоящего
ГАЗОТУРБИННОЕ ТОПЛИВО — смесь жидких углеводородов, используемая в качестве топлива для газотурбинных стационарных (ТЭЦ) и транспортных (локомотивы, автомобили, суда) установок. Получают перегонкой нефти или при ее вторичной переработке (напр., крекинге). ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — тепловой двигатель, в котором энергия газовоздушной смеси, получаемой при сгорании топлива в камере сгорания, преобразуется в механическую работу с помощью газовой турбины. Применяется в основном на DLJ для привода электрогенераторов, в качестве двигателей транспортных машин, силовых установок судов. ГАЗОТУРБОВОЗ — локомотив с газотурбинным двигателем, электрическим генератором и тяговыми электрическими двигателями. Первые газотурбовозы появились в сер. XX в. По сравнению с тепловозом имеют меньшую удельную массу, проще по конструкции, но обладают низким КПД (примерно в 2 раза ниже, чем у тепловоза). ГАЗОТУРБОХОД — судно с газотурбинной силовой установкой. Первые газотурбоходы появились в сер. XX в. Легкие турбины авиационного типа устанавливают на судах на подводных крыльях и на воздушной подушке, тяжелые — на лесовозах, ролкерах и т.д.
Возможными затратами Возможным количеством Возможным применение Выделение следующих Возможной стоимости Возможное объяснение Возможное увеличение Возможного изменения Возможного применения Возможного уплотнения Возможностью изменения Возможность частичного Возможность адаптации вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|