Взаимозаменяемой продукции



национального дохода (чистой продукции) по отношению к затратам на производство или к применяемым в производстве ресурсам при оптимальном соотношении фондов потребления и накопления. Повышение общественной производительности труда зависит от экономически обоснованного распределения средств между отраслями, которые производят различные виды продукции (работы), и выбора наиболее экономичного варианта использования средств в пределах одной отрасли производства или разных отраслей, выпускающих продукцию (осуществляющих работу) одинакового потребительского назначения (взаимозаменяемых продуктов или работ). Выбор экономического варианта внутри отрасли и оптимальное распределение средств между отраслями тесно связаны. В общем виде эффе ктивность производства определяют по формуле

Таким образом, возникает проблема нахождения эквивалента для сравнительной характеристики различных потребительских свойств взаимозаменяемых продуктов. В этом отношении большое значение имеет фактор времени, характеризующий условия производства и реализации товаров. Например, в начале XX века нефть использовалась только для получения керосина. Бензин, масла и другие компоненты не извлекались, с одной стороны, из-за недостаточного развития производства нефтепереработки, с другой стороны, из-за отсутствия общественной потребности в них. Это говорит о том, что категория потребительной стоимости довольно относительна и различна для каждого момента времени. С развитием производства и изменением структуры потребления к продуктам труда предъявляются новые требования, появляются новые качественные характеристики.

Создание холдинговых компаний не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий-монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты этой группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%, либо предприятий, которые в совокупности реализуют третьим лицам более 35% общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых предприятиями, ранее входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение предприятий) или подведомственными одному органу государственного управления.

Создание холдинговых компаний не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий-монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Не допускается создание холдинговой компании, владеющей контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на федеральном или местном рынке определенной группы однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%, либо предприятий, которые в совокупности реализуют третьим лицам более 35% общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых предприятиями, ранее входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение предприятий) или подведомственными одному органу государственного управления.

Существенные сдвиги, которые произошли в международном товарообороте, все в большей степени становятся результатом развития международных связей ТНК, складывающихся на основе экономического и научно-технического сотрудничества между ними непосредственно в материальном производстве. Следствием этого явилось значительное усложнение продукции, поступающей в международный товарооборот (уникальное и комплектное оборудование); частая смена и обновление продукции; быстрое расширение ее ассортимента; рост числа взаимозаменяемых продуктов, производимых разными технологическими способами; повышение степени обработанности сырья и материалов; расширение поставок промежуточной-продукции - компонентов, частей и деталей. В связи с этим возросли число, сложность, частота и разнообразие коммерческих операций на мировом рынке, что делает их более разносторонними и многогранными.

ное время, границы зон распределения товарно-материальных ценностей обладают большой подвижностью. Они различны как для разных продуктов, так и для видов одного продукта в разные периоды времени. Так как границы зон сбыта определяют рациональное прикрепление потребителей к поставщикам, то одновременно они становятся и зонами перевозок. Именно благодаря зонированию могут быть конкретизированы понятия о нерациональных перевозках. Перевозки становятся излишне дальними, •-если они выходят за пределы рациональной зоны сбыта. Экономически необоснованное распределение перевозок по видам транспорта возникает в тех случаях, когда нарушается экономичность .хозяйственных связей. Анализ нерациональных перевозок, выявленных на основе использования методов районирования, позволяет устранить причины их возникновения как в сфере производства, так и в сфере обращения. Основными причинами, вызывающими нерациональные перевозки, в 'настоящее время принято считать недостатки географического размещения производства, неправильности технической структуры предприятий и дефекты планирования распределения и перевозок товарно-материальных ценностей. Встречные перевозки сырья и производных из него продуктов указывают на недостатки размещения производства. Встречные перевозки продуктов, вырабатываемых из одного и того же сырья, связаны с неправильной специализацией производств, завышением мощности предприятий, отсталой технологией и некомплексным использованием сырья. Ошибки в планировании распределения и перевозок товарно-материальных ценностей-— причина возникновения встречных и излишне дальних перевозок однородных и взаимозаменяемых продуктов, а также недостаточно экономически обоснованного использования под перевозку этих грузов отдельных видов транспорта. Недостатки в распределении товарно-материальных ценностей возможны даже в условиях рационального размещения и рациональной технической структуры производства экономических районов.

71. Смолкни Р. А. Оптимизация системы транспортировки взаимозаменяемых продуктов.— Изв. АН СССР, сер. «Техническая кибернетика», 1974, № 4, с. 27—34.

ется за счет взаимозаменяемых продуктов, то на этапе реализа-

Во-первых, произошло значительное усложнение продукции, поступающей в международный товарооборот. Во-вторых, осуществляется частая смена номенклатуры и обновления выпускаемой продукции, производится быстрое расширение ее ассортимента. Вт-третьих, наблюдается рост числа взаимозаменяемых продуктов, производимых разными технологическими способами. В-четвертых, наращивается повышение степени переработки сырья и материалов, сопровождаемое расширением поставок промежуточной продукции (компонентов, деталей и полуфабрикатов).


Кроме абсолютной эффективности применяется показатель относительной (сравнительной) эффективности. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений оценивается для выбора наиболее экономически целесообразного варианта нового капитального строительства или направления капитальных вложений. Сравнительная эффективность рассчитывается при сопоставлении вариантов хозяйственных или технических решений, размещения предприятий и их комплексов, при решении задач по выбору взаимозаменяемой продукции, внедрению новых видов техники, по строительству новых или реконструкции действующих предприятий, и т. п.

При сопоставлении вариантов хозяйственных и технических решений, выбора взаимозаменяемой продукции, новой техники рассчитывают сравнительную экономическую эффективность, определяемую минимумом приведенных затрат:

4. Столь же сложны взаимодействия, сопровождающие конкуренцию предприятий-поставщиков одинаковой (или взаимозаменяемой) продукции. Оценка деятельности производителей продукции осуществляется ее потребителями на рынке и отражает существующую в данной области конкуренцию производителей. Худшие предприятия испытывают непосредственное давление со стороны лучших: директора этих предприятий могут быть незнакомы друг с другом, но появление на рынке второго предприятия может вызвать банкротство первого. Принятие проекта строительства новой шахты угольной компании также зависит от того, как оценен этот проект на фоне его альтернативы - возможной реконструкции одной из действующих шахт компании. Правильный подход к любому решению о повышении мощности предприятия должен быть следующим: "если отвергнуть данное решение, то ту же мощность, скорее всего, придется вводить в ином месте". Баланс потребностей не терпит вакуума: выбытие одних мощностей покрывается вводом других. Объемы ввода новых шахт связаны с темпами выбытия действующих. А при запаздывании ввода новых шахт дополнительную нагрузку в какой-то мере несут действующие и т. д.

Сравнительную эффективность капитальных вложений и новой техники определяют в тех случаях, когда из нескольких возможных вариантов необходимо выявить наилучший вариант строительства новых или реконструкции действующих предприятий (объектов) , размещения предприятий и их комплексов, выбора взаимозаменяемой продукции или вида транспорта, разработки и использования новой техники, технологии и других производственных и хозяйственных решений. Сравнительная эффективность характеризует экономические преимущества одного варианта по сравнению с другим. При этом обязательным является соблюдение правила тождества сравниваемых вариантов (до и после внедрения) по объему, качеству и срокам производства продукции, осуществления работы.

Кроме абсолютной эффективности применяется показатель относительной (сравнительной) эффективности. Оценка сравнительной экономической эффективности капиталовложений проводится для выбора наиболее экономически целесообразного варианта нового капитального строительства или направления капиталовложений. Сравнительная эффективность рассчитывается при сопоставлении вариантов хозяйственных или технических решений, размещения предприятий и их комплексов, при решении задач по выбору взаимозаменяемой продукции, внедрению новых видов техники, по строительству новых или реконструкции действующих предприятий и т. п.

При сопоставлении вариантов хозяйственных и технических решений, размещения предприятий и их -комплексов, выборе взаимозаменяемой продукции, новой техники и т. д. рассчитывается сравнительная экономическая эффективность, определяемая минимумом приведенных затрат

При сопоставлении вариантов хозяйственных и технических решений, выбора взаимозаменяемой продукции, новой техники рассчитывают сравнительную экономическую эффективность, определяемую минимумом приведенных затрат:

где С" и Ст — затраты на изготовление на заводе р единицы продукции / для потребителя е и перевозку этой продукции с завода потребителю; ДСС — дополнительные затраты (или сокращение затрат) при использовании (переработке) единицы продукции / потребителем е по сравнению с одним из вариантов (любым), где условно принимается АС/рг = 0; ДЭ-—то же, в процессе эксплуатации, если в разных вариантах предусматривается использование различной (взаимозаменяемой) продукции, требующей различных эксплуатационных затрат; К. — капитальные вложения, связанные с производством, транспортированием, использованием и эксплуатацией продукции заводов по каждому из вариантов.

Расчеты сравнительной экономической эффективности капитальных вложений и новой техники применяются: при сопоставлении вариантов хозяйственных или технических решений, требующих капитальных вложений; при сравнении вариантов строительства или расширения и реконструкции действующих предприятий; при решении задач по выбору взаимозаменяемой продукции; при установлении оптимальных сроков строительства, освоения продукции, внедрения новой техники и т. п.

В проектной практике имеют место некоторые ошибочные толкования этого указания типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений. Во-первых, часто его понимают слишком узко, ограничивая искомый эффект дополнительной прибылью, получаемой только непосредственно на рассматриваемых объектах. В ряде случаев этого недостаточно. Необходим также учет экономических последствий изменений срока ввода в эксплуатацию проектируемых объектов в сфере применения производимой ими продукции или услуг. В системах газоснабжения эти последствия особенно ощутимы, когда газ подается потребителям не только для замены менее эффективных топлив, но и для обеспечения ввода в эксплуатацию новых мощностей.* Во-вторых, некоторые экономисты при сравнении проектных (плановых) вариантов решения задач по выбору взаимозаменяемой продукции, строительства новых предприятий и т. п. включают в состав эффекта от использования вариантов с меньшими сроками строительства в целом или отдельных его пусковых комплексов экономию накладных расходов. Действительно, основная масса затрат, относимых к накладным расходам на строительные работы (см. номенклатуру накладных расходов, утвержденную постановлением Госстроя СССР № 70 от 13/VI 1969 г.), является условно постоянными, т. е. более или менее пропорциональными сроку строительства объектов и, значит, снижающимися при сокращении этого срока. Однако установленные нормы накладных расходов на строительные работы по министерствам и ведомствам СССР, а также по союзным республикам скоординированы с Нормами продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений [52], обязательными для определения сроков ввода в эксплуатацию объектов производственного и непроизводственного назначения, составления планов капитального строительства, планов материально-технического снабжения и т. п. документов. Поэтому экономия от снижения условно постоянной части накладных расходов возникает и должна начисляться только при

Расчеты сравнительной экономической эффективности капитальных вложений применяют при сопоставлении вариантов хозяйственных и технических решений, размещения предприятий и их комплексов, при решении задач по выбору взаимозаменяемой продукции, внедрению новых видов техники, по строительству новых или реконструкции действующих предприятий и т. п.


Возможность извлекать Возможность конкурировать Возможность маневрирования Возможность накопления Возможность непосредственно Возможность обеспечить Возможность одновременной вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика