|
Выпустила облигации
По мнению японских специалистов по кадрам, система "пожизненного найма" разрушается социальным нетерпением работников. И женщинам, ориентированным на содержательный, престижный труд, принадлежит при этом немалая роль. При "пожизненной найме" они,даже независимо от проявления прямой дискриминации, оказывались в заведомо невыигрышном положении, поздно начиная движение по должностной лестнице.Они довольно активно стали пополнять ряды "тюто" (меняющих место работы в середине трудового пути). Как типичный пример рассуждений современной японки приводятся слова женщины, три года проработавшей в одном из ведущих издательств: "Я буду счастлива, если найду к тридцати годам работу,которая меня устроит. И я нисколько не огорчусь, если придется для этого менять места работы до тех пор, пока я действительно найду фирму, где мне позволят проявить мои способности". [26] Связь здесь обоюдная: активность женщин расшатывает устои "пожизненного найма", а отказ многих фирм от их сохранения открывает для наиболее энергичных женщин шансы пробиться сквозь прежние кордоны. Статистика не раскрывает точных причин увольнения, особенно попадающих под категорию увольнений "по собственному желанию", тем не менее нельзя не задуматься над тем, что в 378 ведущих компаниях после 3 лет работы решение об увольнении приняли 6,2% выпускников университетов и колледжей мужчин и 24,9%-женщин. [27]
В 1981 г. в стране насчитывалось 446 с 1,8 млн. студентов (а также 517 жей с 0,7 млн. учащихся). Приблизительно 300 тыс. из 400 тыс. выпускников университетов ежегодно поступают на работу в различные организации, остальные — это главным образом выпускницы. Поэтому совсем не редкость, когда выпускники университетов составляют более 20% общего числа занятых в компаниях с наукоемким производством. В Японии доля молодых людей, поступающих в высшие учебные заведения, достигает 38%, тогда как в США — 45, а в Англии — 22 и ФРГ — 22% численности этой возрастной группы (по данным Министерства
Во-вторых, число людей, занимающихся научными исследованиями, весьма значительно — в 1980 г. их в Японии было приблизительно 310 тыс., в США— 630 тыс., в Великобритании — 80 тыс. и в ФРГ — 100 тыс. человек2. Это означает, что в Японии исследователей втрое больше, чем в Великобритании и других западноевропейских странах. Кроме того, число выпускников университета по инженерным дисциплинам и естественным наукам составляет в Японии ежегодно около 100 тыс., в США — 200 тыс. и в Великобритании, ФРГ и Франции — по 30 тыс. человек. Если в Японии в науку идет такой же процент выпускников университетов, что и в западноевропейских странах, то преимущество за счет численности будет сохраняться, при условии что ка-образования останется таким же. (В Японии больше университетов и студентов, чем в странах Западной Европы, но качество образования в чем-то ниже.)
В этом отношении японские высшие руководители отличаются от английских. Проведенное обследование показывает, что в Великобритании только 40% главных ру-являются выпускниками университетов. По-40% всех выпускников университетов оканчивают и научные факультеты, то лишь 16% менеджмента в английской экономике имеет инженерное и научное образование '.
группа компании не затрагивалась в ном исследовании, но компании, производящие наукоемкую продукцию, нанимают большой процент выпускников с естественнонаучными и инженерными дипломами и относятся к ним с уважением. Доля таких выпускников среди высших менеджеров (директоров в компаниях с наукоемкой продукцией) еще выше (табл. 4.8). Например, в 1980 г. «Хитати» приняла на работу 564 выпускника университетов и 1440 окончивших среднюю школу. Среди выпускников университетов было 464 специалиста по инженерным и естественнонаучным дисциплинам. Высшее руководство «Хитати» на 64% состоит иэ инженеров и на 36 % — из специалистов по социальным наукам.
«Сейко» не была сильна в электронике, но ее руководство чувствовало необходимость в овладении передовой технологией и набрало молодых способных выпускников университетов, что позволило резко усилить ее возможности в этой области. Компании пришлось наладить выпуск интегральных схем, потому что других производителей этой продукции просто не было. Разработанная «Сейко» технология была перенесена в производство других новых изделий, таких, как портативные принтеры для персональных компьютеров и даже сами персональные компьютеры.
Во-первых, в высшем звене управления японских корпораций много выпускников университетов, как и в руко-шодстве исследовательских целевых групп. Это позволяет высшему руководству понимать технические проблемы проекта и давать практические рекомендации группе. Так было во многих случаях в «Сони» и «Хонде» и других успешно функционирующих японских корпорациях. Чем •больше развита наука п техника, тем сложнее высшим менеджерам понимать технические аспекты разрабатываемых проектов, тем важнее особая профессиональная и университетская подготовка высшего управленческого персонала. Чем больше университетских выпускников р"а-ботает в компании, тем легче выбрать из их числа участников проекта и сформировать из них эффективно действующую исследовательскую группу. Централизованная организация и меньшее использование дивизиональной структуры также способствуют формированию сильных целевых групп.
совершенствуют структуру потенциала. Высокий процент выпускников университетов в кадровом составе компании позволяет ей планировать создание высоконаукоемких производственных мощностей, уровень подготовки рабочих также высок, поэтому они могут сразу приступать к работе на новом оборудовании. Непрерывно поступает банковский капитал в форме кредитов, этот поток поддерживается высокой нормой сбережений, характерной для средней японской семьи (свыше 20%). Успешно действующие компании способны избегать возникновения избыточных мощностей, так как использование долго-
выпускников университетов очень высока. В «Кэнон» она составляет 20% всей численности работающих, и это одна из причин, по которым компании удалось разработать новые виды фотоаппаратов и наладить их массовое производство. Сомнительно, чтобы в западногерманских фирмах этого профиля доля выпускников университетов была столь же высокой.
В 1980 г. «Кэнон» (общее число работающих ;9 тыс. человек) приняла на работу 196 выпускников полной средней школы и 424 человека с университетским дипломом, в том числе 191 инженера и специалиста по естественным наукам. Следует отметить при этом, что доля выпускников университетов среди этих новых работников «Кэнон» гораздо выше, чем выпускников полной I. В том же году «Хитати» (общее число 71 тыс. человек) набрала 1440 выпускников полной средней школы и 565 выпускников университетов, в том числе 464 инженера или специалиста по естественным наукам. Это типичная политика набора кадров среди японских корпораций, занятых в наукоемких отраслях.
На мусашийском заводе «Хитати» (3600 работающих), который производит СБИС, 28% —выпускники университетов, и 100 из общего числа выпускников университетов в количестве 564 человек, набранных в один год, были направлены на этот завод. Это радикальное человеческих ресурсов на предприятие, элементы ключевой технологии. 10 Однако наш примере облигациями меднодобывающей компании кажется неинтересным по сравнению с некоторыми уже выпускаемыми облигациями. Например, в 1990 г. шведская компания Electrolux выпустила облигации, срок погашения которых был привязан к возможному землетрясению в Японии.
Часто такая привязка делается не к общему индексу инфляции, а к росту цен на определенную группу товаров. Так, компания French Rail увязала облигации с железнодорожными тарифами, сделав их похожими на долгосрочный сезонный проездной билет, который можно передавать другому лицу. Подобным образом поступали и некоторые другие компании в США. Например, в 1986 г. фирма Standard Oil выпустила облигации с нулевым купоном и сроком погашения в 1992 г., по истечении которого инвестор получал по крайней мере номинальную стоимость 1000 дол., а также имел право на получение премии, равной 200-кратной величине, на которую цена одного барреля нефти превысит 25 дол.43 Эти облигации защищали компанию от капризов ценообразования на рынке нефти. Если бы к 1992 г. произошло снижение цен, уменьшились бы и прибыли компании. Однако это было частично смягчено низкими затратами по привлечению заемного капитала.
42 Franklin Savings Association — не единственная американская компания, увязавшая проценты с индексом инфляции. В 1925 г. фирма Rand Kardex выпустила облигации, привязанные к индексу оптовых цен, которые, впрочем, оказались нежизнеспособными и вскоре были конвертированы.
Обязательства International Paper также сгруппированы в две категории -краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные обязательства — это счета, которые компания должна оплатить в ближайшем будущем. К ним относятся долги, которые подлежат погашению в течение следующего года, а также кредиторская задолженность, или счета к оплате (т.е. суммы, которые компания задолжала своим поставщикам). В дополнение к этим краткосрочным обязательствам International Paper выпустила облигации и имеет лизинговый контракт, которые не нужно оплачивать в течение многих лет. Эти статьи отражены в группе долгосрочных обязательств. Все то, что останется после оплаты этих обязательств и небольшой части привилегированных акций, является собственностью акционеров. Собственный капитал держателей обыкновенных акций — это просто общая стоимость активов минус краткосрочные и долгосрочные обязательства и привилегированные акции. Он также равен стоимости обыкновенных акций плюс нераспределенная прибыль, т. е. чистой стоимости, которую компания получила от акционеров или реинвестировала от их имени.
Фирма Somdett аналогична фирме Nodett в отношении инвестиционных и производственных операций. Таким образом, EBIT этой фирмы имеет те же характеристики (размер и риск), что и Nodett Corporation. Фирма Somdett отличается от Nodett только структурой капитала, а именно тем, что ее деятельность частично финансируется с привлечением заемного капитала. Somdett выпустила облигации нарицательной стоимостью 40 млн. долл., процентная ставка по которым составляет 8% годовых. Таким образом, по этим облигациям фирма обязуется выплачивать купонный доход 3,2 млн. долл. в год (0,8 х 40 млн. долл.). Мы предполагаем, что время обращения облигаций не ограничено4.
10 Однако наш пример с облигациями меднодобывающей компании кажется неинтересным по сравнению с некоторыми уже выпускаемыми облигациями. Например, в 1990 г. шведская компания Electrolux выпустила облигации, срок погашения которых был привязан к возможному землетрясению в Японии.
Часто такая привязка делается не к общему индексу инфляции, а к росту цен на определенную группу товаров. Так, компания French Rail увязала облигации с железнодорожными тарифами, сделав их похожими на долгосрочный сезонный проездной билет, который можно передавать другому лицу Подобным образом поступали и некоторые другие компании в США. Например, в 1986 г. фирма Standard Oil выпустила облигации с нулевым купоном и сроком погашения в 1992 г., по истечении которого инвестор получал по крайней мере номинальную стоимость 1000 дол., а также имел право на получение премии, равной 200-кратной величине, на которую цена одного барреля нефти превысит 25 дол.4) Эти облигации защищали компанию от капризов ценообразования на рынке нефти. Если бы к 1992 г. произошло снижение цен, уменьшились бы и прибыли компании. Однако это было частично смягчено низкими затратами по привлечению заемного капитала.
42 Franklin Savings Association - не единственная американская компания, увязавшая проценты с индексом инфляции. В 1925 г. фирма Rand Kardex выпустила облигации, привязанные к индексу оптовых цен, которые, впрочем, оказались нежизнеспособными и вскоре были конвертированы.
Обязательства International Paper также сгруппированы в две категории -краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные обязательства - это счета, которые компания должна оплатить в ближайшем будущем. К ним относятся долги, которые подлежат погашению в течение следующего года, а также кредиторская задолженность, или счета к оплате (т.е. суммы, которые компания задолжала своим поставщикам). В дополнение к этим краткосрочным обязательствам International Paper выпустила облигации и имеет лизинговый контракт, которые не нужно оплачивать в течение многих лет. Эти статьи отражены в группе долгосрочных обязательств. Все то, что останется после оплаты этих обязательств и небольшой части привилегированных акций, является собственностью акционеров. Собственный капитал держателей обыкновенных акций — это просто общая стоимость активов минус краткосрочные и долгосрочные обязательства и привилегированные акции. Он также равен стоимости обыкновенных акций плюс нераспределенная прибыль, т. е. чистой стоимости, которую компания получила от акционеров или реинвестировала от их имени.
Право досрочного погашения корпоративных облигаций к тому же гарантирует инвестору, что из его портфеля будут уходить победители и останутся проигравшие. Инвестор, к примеру, купил в момент выпуска в 1980 г. высококачественную облигацию компании Southern Bell Telephone с купоном 12 7/g% со сроком погашения 5 октября 2020 г. В следующем году инвестор обнаружил, что из-за роста процента его облигация стоит всего лишь 75 Vg- (Высокое инвестиционное качество облигации даже не обсуждается.) В начале 1986 г. падение процента обеспечило приличную прибыль. В январе 1986 г. при рыночной ставке процента 10 3/4 облигация с купоном 12 7/8%> стоила 119,21. Но радоваться было рано, потому что компания решила отозвать этот выпуск по цене 110,61 и вместо него выпустила облигации с купоном 10 3/4 со сроком погашения в 2025 г. Зато инвесторы, которые в августе 1963 г. купили облигации компании с купоном 4 3/8 и сроком погашения в 2003 г., пережили в 1981 г. падение цен на них до 30 и к концу 1986 г. цена восстановилась только до 62, так что им еще много лет предстоит получать ежегодный доход в 4 3/g%. От права досрочного погашения, зачастую ценой некоторого уменьшения доходности, защищает покупка дисконтированной облигации. Доходность до погашения облигаций Southern Bell с купоном 4 3/8 была 8,85% при цене 62, а облигации с купоном 8 '/4% со сроком погашения в 2016 г. обещали доходность 9,13%.
Досрочное погашение, или отзыв, облигаций означает, что эмитент использует указанное на лицевой стороне облигации право на изъятие ее из обращения раньше установленного срока погашения. Большинство выпусков облигаций сегодня предусматривает возможность досрочного погашения. Такое право позволяет эмитенту более гибко реагировать на изменение общего уровня процентных ставок на рынке. Например, если компания выпустила облигации с 10%-ным купоном в период высоких процентных ставок, а процентные ставки впоследствии понизились до уровня, при котором те же облигации могли бы быть выпущены с 8%-ным купоном, компании выгодно реали-
покупку. Если компания выпустила облигации, то может оказаться, что у нее нет денег на их
Возрастающей сложности Возрастающих альтернативных Возрастной структурой Возвратить полученную Впечатляющие результаты Враждебное поглощение Временные интервалы Временные показатели Вычислительная процедура Временных финансовых Временных масштабах Временных предпочтений Выплачивается независимо вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|