|
Валютного законодательства
ся Европейским фондом валютного сотрудничества (ЕФВС) в обмен на 20% золотых и долларовых резервов стран-участниц. В частный платежный оборот такие Э. не попадают, а представляют собой лишь бухгалтерские записи на счетах центральных банков. Депонирование резервов в ЕФВС осуществляется на основе возобновляемых ежеквартальных соглашений "своп", что сохраняет право собственности на депонируемые резервы за центральными банками соответствующих стран. Золото в этом случае оценивается по рыночной цене. Наибольшее развитие получила "частная" Э., используемая частными коммерческими банками и корпорациями в международных финансовых (четвертое место по объему операций на еврорынке капиталов) и торговых операциях (многовалютные оговорки при страховании валютных рисков).
ЕСТПП — Единая система технологической подготовки производства (ГОСТ 14.001-73) ЕСЦБ — Европейская система центральных банков ЕФВС — Европейский фонд валютного сотрудничества ЕЦБ — Европейский центральный банк ЕЭК — Европейская экономическая комиссия ЕЭС — Европейское экономическое сообщество ЖБО — Жесткие бюджетные ограничения
ствования), ЭКЮ (европейской валютной единицы), которую к 1999—2002 гг. постепенно заменяет евро как прототип мировых кредитных денег, необходимых для обслуживания МЭО. Эти новые формы мировых денег используются для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах стран: СДР — в Международном валютном фонде, ЭКЮ — в Европейском фонде валютного сотрудничества (ЕФВС), с 1994 г. в Европейском валютном институте Европейского союза (ЕС). Условная стоимость СДР и ЭКЮ исчисляется на базе средневзвешенной стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину. С 1999 г. Европейский центральный банк выпускает евро (вместо ЭКЮ) вначале для безналичных расчетов, а с 2002 г. — в наличной форме.
Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. Наконец, важный элемент валютной системы — институциональный. Речь идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах — органы валютного контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ (1944 г.), а в Европейской валютной системе — Европейский фонд валютного сотрудничества (1973—1993 гг.), замененный Европейским валютным институтом (1994—1998 гг.), а с 1 июля 1998 г. — Европейским центральным банком. Перечисленные институты стремятся разработать и поддерживать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
• создание межгосударственных валютно-кредитных и финансовых институтов — Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), Европейского фонда развития (ЕФР), Европейского фонда валютного сотрудничества ( ЕФВС) и др.
1) Европейский фонд валютного сотрудничества (официальная ЭКЮ); с 1994 г. — Европейский валютный институт — 1998 г.)
4. Развитие валютного сотрудничества и интеграции развивающихся стран путем создания собственных валютных группировок, совместных валютных фондов для покрытия дефицита платежного баланса. Валютная интеграция как составная часть экономической интеграции имеет целью:
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) (1973— 1993 гг.) был создан в связи с введением Европейской валютной системы; предназначен для регионального межгосударственного валютного регулирования. Фонд предоставлял кредиты странам — членам ЕВС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с регулированием валютного курса, ЕФВС объединил фонд краткосрочных кредитов (сроком на 3—6 месяцев с правом пролонгации), существовавший с февраля 1970 г., и фонд среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет), созданный 22 марта 1971 г. Кредиты предоставлялись при условии выполнения страной-заемщиком стабилизационной программы (по образцу МВФ). Ресурсы
С созданием ЕВС объем ресурсов Европейского фонда валютного сотрудничества был увеличен с 10,4 млрд до 25 млрд ЭКЮ, из которых 14 млрд ЭКЮ были предназначены для предоставления краткосрочных ссуд и 11 млрд — для среднесрочных кредитов странам—членам ЕВС на срок от двух до пяти лет. С 1993 г. установлен предел взаимных колебаний курсов валют в размере :г 15% от центрального курса; до этого года для большинства валют действовали более узкие рамки (± 2,25%). Однако ЕВС не стала зоной валютной стабильности. В рамках ЕВС одни страны (Италия, Франция, Дания) неоднократно девальвировали свои валюты, а другие (ФРГ, Нидерланды) — ревальвировали курсы валют.
• создание Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС), который в 1994 г. был преобразован в Европейский валютный институт (ЕВИ), эмитировавший ЭКЮ (в дальнейшем его целью стала подготовка к созданию европейской системы центральных банков и эмиссия банкнот в евро), правопреемником которого в 1999 г. стал Европейский центральный банк, эмитирующий новую денежную единицу ЕВРО.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) —первый в истории наднациональный центральный банк, начавший свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро. Предшественниками ЕЦБ были сначала Европейский фонд валютного сотрудничества, а с 1993 г.— Европейский валютный институт. В качестве одной из форм валютной политики периодически используются валютные ограничения — законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов. При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на центральный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы (например, во Франции после второй мировой войны). В России этими органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступают Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и др. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.
Преимущественное использование национальных валют в международных расчетах усиливает зависимость их эффективности от курсовых колебаний, экономической и валютной политики стран — эмитентов этих валют. Состояние международных расчетов зависит от ряда факторов: экономических и политических отношений между странами; валютного законодательства; международных торговых правил и обычаев; банковской практики; условий внешнеторговых контрактов и кредитных соглашений.
• льготностью валютного законодательства, разрешающего доступ иностранным заемщикам на национальный рынок и иностранных ценных бумаг к биржевой котировке;
После второй мировой войны получили широкое развитие различные виды валютных операций. В период распространения валютных ограничений до конца 50-х годов в промышленно развитых странах преобладали валютные сделки с немедленной поставкой валют («спот») и срочные («форвард») сделки, причем последние зачастую были объектом валютного регулирования. Либерализация валютного законодательства на рубеже 50-х и 60-х годов привела к развитию валютных операций «своп» вместо ранее практиковавшегося обмена депозитами в различных валютах. Дальнейшее развитие срочных валютных сделок было связано с либерализацией движения капиталов, вызвавших потребность в хеджировании (страховании рисков) дополнительно к традиционным операциям по покрытию рисков по торговым операциям. Усилившийся контроль со стороны наблюдательных органов за состоянием банковских балансов также способствовал замене ранее практиковавшихся валютных операций по страхованию рисков, отражавшихся в балансах, срочными валютными сделками и операциями «своп», так как они учитываются на внебалансовых счетах.
Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, прежде всего установленных ограничений на переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительство РФ, являющиеся органами валютного контроля, а также выступающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой — обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменных пунктов для осуществления операций с гражданами по купле-продаже наличной иностранной валюты на рубли.
В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Валютные операции должны осуществляться через Центральный банк РФ или коммерческие банки, имеющие валютную лицензию. На первых порах специфика валютного рынка России состояла в том, что он был представлен преимущественно валютными биржами, прежде всего ММВБ. Институциональная структура валютного рынка России включает ряд сегментов. По видам операций различаются: биржевой межбанковский и внебиржевой, рынок срочных валютных операций (форвардный и фьючерсный рынки) и рынок наличной валюты.
Предприняты и другие шаги законодательного и оперативного характера: ограничен максимальный размер единовременного вывоза из страны наличной валюты физическими лицами (до 10 тыс. долл.); разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу; усилена уголовная ответственность участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований валютного законодательства.
11) либерализацию валютного законодательства, внутреннюю конвертируемость рубля, которые вызвали мощную спекуляцию на валютном рынке и быстрое падение курса рубля.
Согласно Федеральному закону РФ от 8 августа 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государственной налоговой инспекции», налоговые органы получили полномочия в области контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах их компетенции.
На Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
2. Реформирование банковской системы в начале 90-х годов и появление коммерческих банков значительно изменили функции банков в области финансового контроля. Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков требуют от них оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия — потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.
Вспомогательных работников Вспомогательными материалами Вспомогательным относятся Вспомогательной деятельности Вспомогательного инструмента Вспомогательного персонала Вспомогательном производстве Встречных финансовых Выполняемых работниками Встроенных стабилизаторов Вторичных энергоресурсов Вторичной информации Вторичной занятости вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|