|
Вмененными издержками
В последние два десятилетия религиозное мировоззрение в Японии тесно смыкается с экологическим движением. В 80-е годы, особенно во второй половине, Япония сумела во многом разрядить грозившую стать драматичной экологическую ситуацию, причем главным образом за счет изменения самой структуры производства, выбора лидирующих отраслей. Экологическое движение в Японии, хотя по степени вовлечения масс и уступало западноевропейскому, достигло достаточно больших масштабов. И хотя пикеты "зеленых", выстраивались у ворот предприятий, а профсоюзы вели печальную статистику заболеваний, возникших не без воздействия атмосферы производственных цехов, главным было все-таки вмешательство государства и осознание самими промышленными кругами, что достигнут предел, за которым уже само производство лишается необходимых условий своего продолжения. Но, если попытаться подвести некоторые психологические итоги экологического движения в Японии, то
Вмешательство государства в функционирование рынка, реализуемое через социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику, с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства и решения социальных проблем посредством различных рычагов (целевых программ с ресурсным обеспечением, налогов и таможенных'тарифов, госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения).
Вмешательство государства в рыночное ценообразование в целях перераспределения прибыли между группами предпринимателей.
РЕШИТЕЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕСС РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Руководство службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность наверняка окажется под сильным контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Вместо того чтобы противиться всем формам регулирования, бизнес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией.
Если действует положительный эффект масштаба, то экономически выгоднее иметь одну крупную фирму, производящую (при относительно низких издержках) продукцию, чем множество мелких фирм (с относительно высокими издержками). Такая крупная фирма может контролировать устанавливаемую ей цену, и в связи с этим может потребоваться вмешательство государства в вопросы регулирования таких цен и деятельности компаний. Например, положительный эффект масштаба в производстве электроэнергии послужил причиной государственного регулирования деятельности крупных энергетических компаний.
4. Вмешательство государства обычно ведет к полным убыткам. Даже если благосостояние потребителей и производителей равнозначно, правительственная политика, перераспределяющая благосостояние между группами населения, влечет полные чистые убытки. В некоторых случаях эти убытки будут невелики, но в ряде случаев (производственные квоты, поддержание твердых цен, например) значительны. Полные убытки представляют собой форму экономической неэффективности, которую надо принимать в расчет при планировании и осуществлении политики правительства.
Мы убедились, что асимметричная информация в ряде случаев приводит к возникновению проблемы «лимонов». Поскольку продавцы знают больше о качестве товара, чем покупатели, то последние могут предположить, что оно низкое, в связи с чем цены падают, и продаются лишь низкокачественные товары. Мы также увидели, как вмешательство государства (например, на рынке страхования здоровья) или поддержание репутации (например, в сфере услуг) может способствовать частичному решению этой проблемы. Теперь мы рассмотрим другой, не менее важный механизм, позволяющий продавцам и покупателям преодолевать информационную асимметрию, — рыночные сигналы. Концепция сигналов рынка была впервые разработана Михаэлем Спенсом, который показал, что на некоторых рынках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, выражающие информацию о качестве товаров.
Наконец, для третьей группы стран (в особенности для Франции и Италии) характерны попытки создать и укрепить позиции национальных нефтяных компаний в противовес «англосаксонским». В данной группе уже задолго до энергетического кризиса 1973—1974 гг. осуществлялось прямое вмешательство государства в систему импортного нефтеснабжения национальной экономики и повышенный контроль за деятельностью иностранных нефтяных концернов. Однако причина этого крылась не в кризисе неоколониалистской системы нефтеснабжения, который мы исследуем-в настоящей работе, а в обострении межимпериалистических противоречий — противоречий французской и итальянской монополистической буржуазии с монополистической буржуазией США.
А между ними стояли нефтяные компании, которые радовались первому значительному увеличению рентабельности их операций за десять с лишним лет, но в то же время повсеместно подвергались нажиму. У них не было уверенности в том, чью нефть они фактически продают теперь, когда страны-производители требуют контроля задним числом. Они были дезориентированы в вопросе о ценах и об их движении в будущем, и их в равной степени ругали и производители, и потребители за роль посредника в создавшемся кризисе. Последняя попытка добиться разумных цен в ходе женевских переговоров со странами-производителями в начале октября 1973 г. привела к тому, что компании уклонились от своей традиционной роли, признав, что не в состоянии больше действовать в качестве силы, противостоящей требованиям производителей. Последняя попытка распределить запасы нефти зимой 1973/1974 г. вынудила компании признать, что они не обладают больше властью и ресурсами, которые позволили бы им эффективно выполнять такую задачу без полной и прямой поддержки со стороны правительств стран-потребителей. Промышленность, в течение 50 лет утверждавшая, что вмешательство государства может лишь повредить интересам потребителей, теперь заявляла, что без такого вмешательства она не сможет эффективно выполнять свою задачу. После трех лет непрерывных изменений и бесконечных переговоров об уступках в обстановке постоянных угроз и требований была снята «седьмая завеса», за которой обнаружилась промышленность, лишившаяся своего традиционного могущества как буфера между производителями и потребителями и утратившая все атрибуты наднационального влияния и олигополи-стического контроля над рынком, которые, справедливо или нет, так долго ассоциировались с ней.
Регулирование цен на газ, протесты против действий, наносящих ущерб окружающей среде, вмешательство государства в деятельность нефтедобывающей промышленности и истощение запасов нефти и газа в стране — все это способствовало тому, что Соединенные Штаты Америки впервые столкнулись с фактической нехваткой энергоносителей, необходимостью отключать электроэнергию, вводить систему обязательного распределения энергоресурсов правительством, с серьезными местными неурядицами из-за топливного дефицита. В обстановке, когда к началу 70-х годов на горизонте уже маячила нехватка нефтеперерабатывающих мощностей, колебания правительства в вопросе о том, следует ли отказаться от системы квот, введение в 1972 г. контроля над ценами на нефть и протесты против строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий по соображениям охраны окружающей среды резко усугубили создавшееся положение и способствовали тому, что в течение двух лет проблемы снабжения бензином, нефтепродуктами для отопления и мазутом оставались нерешенными.
В подобных ситуациях необходимо рассмотрение влияния других факторов, а также использование государственного регулирования экономики: налоги, прямое вмешательство государства в управление предприятиями, Экономисты и руководители, наоборот, интересуются перспективами фирмы. Они озабочены предстоящими издержками и тем, как их снизить и повысить рентабельность. Они, следовательно, должны интересоваться вмененными издержками — издержками, связанными с упускаемыми возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы. Вмененные издержки включают явные затраты, производимые фирмой, но не ограничиваются только ими.
Нет. Здесь мы имеем дело с распространенной ошибкой — когда фактические издержки смешивают с вмененными издержками. С экономической точки зрения решение о размещении колледжа в центре города обойдется дороже, так как вмененные издержки по размещению на берегу озера высоки. Следовательно, недвижимость в центре города может быть продана за сумму, достаточную для того, чтобы не только купить землю в Эванстоуне, но и отложить весьма существенную сумму,
Некоторые фирмы получают более высокую фактическую прибыль по сравнению с другими, потому что они имеют доступ к факторам производства, предложение которых ограничено. К подобным факторам могут относиться земля и природные ресурсы, предпринимательские способности или другие творческие возможности личности. Желание, возникающее в подобных ситуациях у других фирм, приобрести или взять в аренду факторы производства, которые находятся в ограниченном предложении, превращает экономическую прибыль в нуль. Экономическая рента является разницей между той ценой, которую фирмы готовы заплатить за необходимый фактор производства на конкурентном рынке, и минимальной существующей ценой этого производственного фактора. Поскольку вмененная прибыль представляет собой избыток фактической прибыли над вмененными издержками, она обычно не равна нулю.
Второй довод заключается в том, что просто несправедливо распределять предметы насущной жизненной необходимости в зависимости от способности людей платить. Данный аргумент лежит вне сферы экономики. Однако следует помнить о двух других соображениях. Во-первых, когда цена товара, связанного со значительными вмененными издержками, положена равной нулю, возникают ограничение предложения и избыточный спрос. Во-вторых, нет полной ясности, почему живые органы тела должны рассматриваться иначе, чем их заменители (искусственные органы, например, продаются, а настоящие почки нет).
5. Что считают вмененными издержками по капиталовложениям?
Под вмененными издержками (от англ, opportunity costs) понимается «упущенная выгода» вследствие отказа от принятия альтернативного управленческого решения. Допустим, до начала бюджетного периода рассматривалась альтернатива («или-или») выпуска на одних и тех же производственных площадях продуктов А и С. Исходя из прогноза емкости рынка и предполагаемого уровня среднерыночных цен выбор был сделан в пользу продукта А по критерию величины маржинального дохода при оптимальной величине физического объема продаж (17,038 млн. руб. против 10 млн. руб. по продукту С). По завершении бюджетного периода выяснилось, что прогноз рыночной конъюнктуры по продукту А был неточным, и фактический маржинальный доход по данному продукту составил всего 4,27 млн. руб. По продукту С при этом маркетинговое исследование относительно емкости рынка и уровня цен подтвердилось. Таким образом, вмененные издержки («упущенная выгода» от ошибочного управленческого решения) составили 10 — 4,27 = 5,73 млн. руб. Отметим, что вмененные издержки «не улавливаются» ни вер-
Таким образом, эффект, оказываемый на текущие финансовые результаты деятельности предприятия в результате исполнения инвестиционного бюджета, ограничивается увеличением чистой операционной прибыли за счет ввода в действие объектов капитальных вложений (либо вмененными издержками от «срыва» сроков ввода в действие) (табл. 111).
Под вмененными издержками (от англ. opportunity costs) понимается «упущенная выгода» вследствие отказа от принятия альтернативного управленческого решения. Допустим, до начала бюджетного периода рассматривалась альтернатива («или-или») выпуска на одних и тех же производственных площадях продуктов А и С. Исходя из прогноза емкости рынка и предполагаемого уровня среднерыночных цен выбор был сделан в пользу продукта А по критерию величины маржинального дохода при оптимальной величине физического объема продаж (17,038 млн. руб. против 10 млн. руб. по продукту С). По завершении бюджетного периода выяснилось, что прогноз рыночной конъюнктуры по продукту А был неточным, и фактический маржинальный доход по данному продукту составил всего 4,27 млн. руб. По продукту С при этом маркетинговое исследование относительно емкости рынка и уровня цен подтвердилось. Таким образом, вмененные издержки («упущенная выгода» от ошибочного управленческого решения) составили 10 — 4,27 = 5,73 млн. руб. Отметим, что вмененные издержки «не улавливаются» ни вер-
Таким образом, эффект, оказываемый на текущие финансовые результаты деятельности предприятия в результате исполнения инвестиционного бюджета, ограничивается увеличением чистой операционной прибыли за счет ввода в действие объектов капитальных вложений (либо вмененными издержками от «срыва» сроков ввода в действие) (табл. 111).
Экономическая прибыль — разность между валовой выручкой и всеми (явными и вмененными) издержками фирмы
Экономическая прибыль — разность между валовой выручкой и всеми (явными и вмененными) издержками фирмы
Выполнения предприятием Выполнения процессов Выполнения работниками Выполнения служебных Выполнения специальных Выполнения строительных Выполнения тематического Выполнения управленческих Вышестоящего руководителя Выполнением конкретных Выполнением производственных Выполнением установленных Выполнение финансовых вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|