|
Внебюджетной деятельности
Одновременно происходит процесс централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе и во внебюджетных социальных фондах. Ныне на их долю в консолидированном бюджете приходится примерно 50%.
Таблица 11.1 Доходы внебюджетных социальных фондов (в млрд. руб.)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 144) в Российской Федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов.
3) средства, поступившие в порядке перераспределения, — пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.
3) государственные социальные выплаты (трансферты) — пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.
Главным источником доходов внебюджетных социальных фондов является единый социальный налог, введенный в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001 г. Его налогоплательщиками являются две группы лиц:
Информация, характеризующая объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, является важнейшим источником сведений о потребности в наличных деньгах. Она представлена в форме «Баланса денежных доходов и расходов населения», разрабатываемого Госкомстатом РФ на федеральном и местном уровнях на основе данных государственной статистики, отчетов финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой один из инструментов социально-экономического анализа как промежуточный этап построения системы макроэкономических показателей (схема баланса денежных доходов и расходов населения представлена в приложении 17 и характеризует объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения). Он отражает ту часть ВВП, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов и используется им на совершение операций купли-продажи в на-личноденежной форме. На его основе определяется покупательный фонд населения на приобретение товаров, обосновываются розничный товарооборот и чистое накопление. Поскольку сфера обращения наличных денег ограничивается в основном процессом образования денежных доходов и их последующим использованием, то баланс отражает потребность экономики в наличных деньгах.
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению. Для расчетов с государственными внебюджетными социальными фондами предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Счет пассивный, он имеет четыре субсчета: 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»; 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»; 69/3 «Расчеты по медицинскому страхованию»; 69/4 «Расчеты по фонду занятости». В том случае, когда в тот или иной фонд перечислений окажется больше, чем начислено, по такому субсчету может иметь место дебито-вое сальдо. В таких случаях при составлении отчетности в балансе не допускается сворачивания сальдо, в активе баланса должно быть дебетовое сальдо, в пассиве — кредитовое. Причем остатки в балансе по счету 69 должны быть согласованы с органами государственных внебюджетных социальных фондов.
внебюджетных социальных
Платежи, осуществляемые из внебюджетных социальных фондов, носят страховой характер. Они выплачиваются только при наступлении страховых -случаев. Уровень страховых платежей определяется государством, оно же принимает решения об изменениях структуры и размера денежных выплат.
Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. При этом необходимо отметить, что замена отчислений ьа единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Предположим, что условный вуз «А» планирует на будущий финансовый год следующие значения основных показателей: N = 4 300 чел., Xi = 20 млн. руб.. Х3 = 35 млн. руб., Z= 120 млн. руб. В этом случае решение возможно лишь при условии, согласованности критериев на 35 %, при котором получаем, что X, = 212 %, а Ц = 9 900 руб. Данное решение неудовлетворительно, так как при этих условиях доля накладных расходов по внебюджетной деятельности составит более 212 %. В связи с этим поставленную задачу (3) - (5) следует решать с учетом приоритета критериев. Так, при решении задачи с учетом приоритета критериев были получены следующие возможные сценарии экономической политики вуза «А»:
Каковы же сегодня правовые основы осуществления внебюджетной деятельности?
Как уже упоминалось ранее, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" вузам дано право осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, как в области образования, так и в других областях. В то же время, необходимо выделить положение в Законе "Об образовании", которое определяет (ст. 47, п. 3), что деятельность образовательного учреждения, предусмотренная его уставом по реализации производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе и на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Таким образом, доходы от внебюджетной деятельности, которые связаны с поддержанием и развитием основных направлений вузовской работы, по существу подпадают под действие льгот как доходы некоммерческих организаций, юридически уже не являющихся результатом предпринимательской деятельности.
4.6.1. Сущность и правовые основы внебюджетной деятельности вуза
Внебюджетная деятельность и раньше играла определенную роль в системе государственной высшей школы, однако в условиях перехода высшей школы в систему рыночных отношений значение внебюджетной деятельности неизмеримо возрастает. При этом следует отметить основные причины усиления значимости внебюджетной деятельности в системе высшей школы:
1) постоянное уменьшение бюджетных затрат на высшее образование в России, которое обусловливает особую необходимость расширения доходов вузов от внебюджетной деятельности как важного фактора выживания и развития государственной высшей школы в современных условиях;
5) фактор конкуренции между негосударственными и государственными вузами, а также между последними за студентов, готовых обучаться на платной основе, усиливает роль и значение уровня организации внебюджетной деятельности;
6) возрастание значения внебюджетной деятельности обусловлено также существующей тенденцией снижения уровня оплаты труда преподавателей и сотрудников государственных вузов;
10) вуз получает особенно широкую свободу в использовании средств (в основном, это финансовые ресурсы), полученных в результате самой внебюджетной деятельности [19].
Каковы же сегодня правовые основы осуществления внебюджетной деятельности?
В то же время необходимо выделить то положение в законе РФ "Об образовании", которое определяет (статья 47, п. 3), что деятельность образовательного учреждения, предусмотренная его уставом, по реализации производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное время образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе и на заработную плату), в данном образовательном учреждении. Таким образом, доходы от внебюджетной деятельности, которые связаны с поддержанием и развитием основных направлений вузовской работы, по существу подпадают под действие льгот, как доходы некоммерческих организаций, юридически уже не являющихся результатом предпринимательской деятельности [19].
Выполнения соответствующих Выполнения сторонами Выполнения технологической Выполнения вспомогательных Выполнения закрепленных Выполнением финансовых Выполнением отдельных Выполнением таможенных Вышестоящему должностному Выполнение государством Выполнение конкретных Выполнение международных Выполнение намеченных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|