Внебюджетной деятельности



Одновременно происходит процесс централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе и во внебюджетных социальных фондах. Ныне на их долю в консолидированном бюджете приходится примерно 50%.

Таблица 11.1 Доходы внебюджетных социальных фондов (в млрд. руб.)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 144) в Российской Федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов.

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, — пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

3) государственные социальные выплаты (трансферты) — пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

Главным источником доходов внебюджетных социальных фондов является единый социальный налог, введенный в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001 г. Его налогоплательщиками являются две группы лиц:

Информация, характеризующая объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, является важнейшим источником сведений о потребности в наличных деньгах. Она представлена в форме «Баланса денежных доходов и расходов населения», разрабатываемого Госкомстатом РФ на федеральном и местном уровнях на основе данных государственной статистики, отчетов финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой один из инструментов социально-экономического анализа как промежуточный этап построения системы макроэкономических показателей (схема баланса денежных доходов и расходов населения представлена в приложении 17 и характеризует объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения). Он отражает ту часть ВВП, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов и используется им на совершение операций купли-продажи в на-личноденежной форме. На его основе определяется покупательный фонд населения на приобретение товаров, обосновываются розничный товарооборот и чистое накопление. Поскольку сфера обращения наличных денег ограничивается в основном процессом образования денежных доходов и их последующим использованием, то баланс отражает потребность экономики в наличных деньгах.

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению. Для расчетов с государственными внебюджетными социальными фондами предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Счет пассивный, он имеет четыре субсчета: 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»; 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»; 69/3 «Расчеты по медицинскому страхованию»; 69/4 «Расчеты по фонду занятости». В том случае, когда в тот или иной фонд перечислений окажется больше, чем начислено, по такому субсчету может иметь место дебито-вое сальдо. В таких случаях при составлении отчетности в балансе не допускается сворачивания сальдо, в активе баланса должно быть дебетовое сальдо, в пассиве — кредитовое. Причем остатки в балансе по счету 69 должны быть согласованы с органами государственных внебюджетных социальных фондов.

внебюджетных социальных

Платежи, осуществляемые из внебюджетных социальных фондов, носят страховой характер. Они выплачиваются только при наступлении страховых -случаев. Уровень страховых платежей определяется государством, оно же принимает решения об изменениях структуры и размера денежных выплат.

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. При этом необходимо отметить, что замена отчислений ьа единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.


Предположим, что условный вуз «А» планирует на будущий финансовый год следующие значения основных показателей: N = 4 300 чел., Xi = 20 млн. руб.. Х3 = 35 млн. руб., Z= 120 млн. руб. В этом случае решение возможно лишь при условии, согласованности критериев на 35 %, при котором получаем, что X, = 212 %, а Ц = 9 900 руб. Данное решение неудовлетворительно, так как при этих условиях доля накладных расходов по внебюджетной деятельности составит более 212 %. В связи с этим поставленную задачу (3) - (5) следует решать с учетом приоритета критериев. Так, при решении задачи с учетом приоритета критериев были получены следующие возможные сценарии экономической политики вуза «А»:

Каковы же сегодня правовые основы осуществления внебюджетной деятельности?

Как уже упоминалось ранее, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" вузам дано право осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, как в области образования, так и в других областях. В то же время, необходимо выделить положение в Законе "Об образовании", которое определяет (ст. 47, п. 3), что деятельность образовательного учреждения, предусмотренная его уставом по реализации производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе и на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Таким образом, доходы от внебюджетной деятельности, которые связаны с поддержанием и развитием основных направлений вузовской работы, по существу подпадают под действие льгот как доходы некоммерческих организаций, юридически уже не являющихся результатом предпринимательской деятельности.

4.6.1. Сущность и правовые основы внебюджетной деятельности вуза

Внебюджетная деятельность и раньше играла определенную роль в системе государственной высшей школы, однако в условиях перехода высшей школы в систему рыночных отношений значение внебюджетной деятельности неизмеримо возрастает. При этом следует отметить основные причины усиления значимости внебюджетной деятельности в системе высшей школы:

1) постоянное уменьшение бюджетных затрат на высшее образование в России, которое обусловливает особую необходимость расширения доходов вузов от внебюджетной деятельности как важного фактора выживания и развития государственной высшей школы в современных условиях;

5) фактор конкуренции между негосударственными и государственными вузами, а также между последними за студентов, готовых обучаться на платной основе, усиливает роль и значение уровня организации внебюджетной деятельности;

6) возрастание значения внебюджетной деятельности обусловлено также существующей тенденцией снижения уровня оплаты труда преподавателей и сотрудников государственных вузов;

10) вуз получает особенно широкую свободу в использовании средств (в основном, это финансовые ресурсы), полученных в результате самой внебюджетной деятельности [19].

Каковы же сегодня правовые основы осуществления внебюджетной деятельности?

В то же время необходимо выделить то положение в законе РФ "Об образовании", которое определяет (статья 47, п. 3), что деятельность образовательного учреждения, предусмотренная его уставом, по реализации производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное время образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе и на заработную плату), в данном образовательном учреждении. Таким образом, доходы от внебюджетной деятельности, которые связаны с поддержанием и развитием основных направлений вузовской работы, по существу подпадают под действие льгот, как доходы некоммерческих организаций, юридически уже не являющихся результатом предпринимательской деятельности [19].


Выполнения соответствующих Выполнения сторонами Выполнения технологической Выполнения вспомогательных Выполнения закрепленных Выполнением финансовых Выполнением отдельных Выполнением таможенных Вышестоящему должностному Выполнение государством Выполнение конкретных Выполнение международных Выполнение намеченных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика