|
Внутреннее вознаграждение
ПОТРЕБНОСТИ. Потребность есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Мы вернемся к этому вопросу при объяснении мотивации, а пока скажем лишь, что к базисным потребностям относятся, в основном, потребности физиологические (потребность в пище, питье, тепле), а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу или группе людей. Многие люди, как представляется, имеют потребность к власти и влиянию, но это может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их базисные потребности. Если они не удовлетворены, человек бессознательно будет стремиться к их удовлетворению.
на внутреннее состояние фирмы, в то время как стратегическое планирование требует более широкого взгляда. Кроме того, относительно жесткое финансовое целеполагание вместе со стремлением к скорейшему достижению результата может сдерживать инновационный процесс. В частности, возможно, что реализация какого-то конкретного проекта прокладывает дорогу дальнейшему развитию, но финансовый анализ вряд ли отобразит это.
ходимыми и желательными для него самого (такое "врастание" индивида в систему организации называется интернализацией). По мнению Клемана, согласие (1961) определяется желанием получить вознаграждение или избежать наказания; идентификация вытекает из стремления индивида быть похожим на членов референтной группы, т.е. тех людей, которые оказывают на него определенное влияние и чье мнение для него важно; интернализа-ция же зависит от социальной адаптации, иначе говоря, приемлемости системы ценностей и норм поведения референтной группы, т.е. тех, кто важен для рассматриваемой личности в плане самоидентификации. Реакция индивидов на административный и социальный контроль в высшей степени сложна и представляет собой смесь, основанную на личной мотивации, особенностях психологии, стилях управления и культуре организации. При этом важно помнить, что даже если действия индивида кажутся вполне гармонирующими с методами административного и социального контроля, внутреннее состояние личности может отличаться от того, что демонстрирует его поведение. Иными словами, мысли и дела человека могут расходиться.
Исследование совокупной стоимостной оценки внеоборотных и оборотных активов показывает, что она отличается высоким динамизмом и подвержена резким колебаниям. В то же время она отражает не только внутреннее состояние финансов предприятий, но и воздействие внешних факторов (переоценка, индексация, формы расчетов, порядок учета затрат и состав издержек обращения и т. д.). Выявлению закономерностей формирования совокупной стоимостной оценки внеоборотных и оборотных активов способствует финансовый анализ управления денежным оборотом предприятий.
Методология создания управленческих систем рассматривает решение этой задачи как комплексное, учитывающее внутреннее состояние, стратегическую позицию и адекватность реакции фирмы на изменение внешней среды.
Мотивация — это побуждение, предрасполагающее человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Это внутреннее состояние, определяющее поведение человека.
Самоадаптивные системы работают подобным образом, но в этом случае оптимизация или адаптивный процесс — часть системы, а не тестовой программы. Как только поступает новая точка данных, самоадаптивная система обновляет свое внутреннее состояние (правила или параметры) и затем принимает решение относительно следующей точки данных. При поступлении следующих данных выполняются принятые решения, и процесс повторяется. Внутренние изменения, при помощи которых система изучает рынок и адаптируется к нему, могут происходить не в каждой точке, а, например, в некоторые фиксированные моменты времени.
Анализ сильных и слабых сторон в деятельности предприятия позволяет оценить внутреннее состояние предприятия и его возможности относительно рынка, показывает, какие области деятельности и функции предприятия нуждаются в улучшении, поскольку по отношению к рынку являются слабыми сторонами. В то же время такой анализ позволяет определить, какие области и функции следует более полно использовать, поскольку они представляют собой сильные стороны рыночной деятельности. Анализ проводится на основе изучения прошлого и настоящего опыта работы предприятия.
¦ внутренняя — раскрывает внутреннее состояние предприятия, организации, содержит данные о материальных и финансовых запасах, производительности труда, капиталовложениях, расходах, доходах и др. Основывается на бухгалтерской, статистической, оперативной, технологической отчетности субъектов рынка.
Потребности есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. К базисным потребностям относят в основном потребности физиологические (потребности в пище, питье, тепле), а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу или определенной группе людей. В том числе многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но это не проявляется, пока не бывают удовлетворены их базисные потребности. Если потребности не удовлетворены, человек будет бессознательно стремиться к их удовлетворению.
Адаптивные схемы организации проектирования. Итак, НСП не навязьгеает заказчику и разработчику общую для всех типовую схему обязательного выполнения полного цикла работ по BPR, или тотальному реинжинирингу, или чему-нибудь подобному. С учетом реального положения с ИС, реальных нужд предприятия и реальной его готовностью к BPR выполняются те работы, которые может освоить это предприятие. Тем не менее в общем случае в НСП исследуется необходимость и возможность выполнения всех видов работ, потенциально необходимых предприятию. В силу этого предлагается построение гибких организационных схем проектирования, заключающееся в построении и динамическом уточнении адаптивной организационной схемы, ориентированной на специфику конкретного предприятия, его внутреннее состояние и внешнее положение. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения — создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Фирма «Вольво», например, упразднила часть линий конвейерной сборки на одном из экспериментальных заводов, заменив их сборочными бригадами, чтобы увеличить внутреннее вознаграждение для рабочих .
ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (INTRINSIC REWARD) — ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например, удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высшего порядка.
ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - состояния, представляющие ценность для человека, привносимые самим человеком в результате каких-либо действий. В.в. является чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения. Наряду с внешним вознаграждением, также может служить побудителем к определенным действиям.
положность «идеальной» бюрократии (табл. 8.1). Если механистический подход ориентирует организацию на высокоструктурированные роли, то описание работы при органическом подходе может состоять всего из одной фразы: «Делайте то, что Вы считаете необходимым, чтобы выполнить работу». Так же и при принятии решения: «Вы эксперт в этом деле, Вам и решать». При органическом подходе, в силу отсутствия ясных оценок и стандартов, работником больше движет самомотивация и внутреннее вознаграждение, чем четко разработанная система формального контроля.
Для мотивации работающего необходимо по результатам труда получить успех и признание. Форма значимого вознаграждения для каждого человека оказывается индивидуальной. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, положительные чувства, возникающие при ее выполнении. Внешнее вознаграждение дает предприятие за счет продвижения по должностям, дополнительной оплаты, присвоения символов отличия и др.
Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения связан с созданием соответствующих условий работы и точная постановка задачи. В современной практике это понятие существенно расширено.
7 Внутреннее вознаграждение Чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения
Усилия 3 _ л III т* Внутреннее вознаграждение
Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием персонала в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используются высокие технологии и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. быть более гибкой. При органическом подходе в силу отсутствия ясных оценок и стандартов специалистом больше движет самомотивация и внутреннее вознаграждение, чем четко разработанная система формального контроля.
Внутреннее вознаграждение — это то удовлетворение, которое приносит сама работа, Так, внутренним вознаграждением является чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, — это тоже внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ внутреннего вознаграждения — создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Внутреннее вознаграждение парадоксально, ибо появляется и там, где оно не может быть гарантировано обществом. Например, государством неадекватно оплачивается труд работников науки, культуры, медицины, народного образования. Но ощущение творческого удовлетворения, осознание общественной необходимости труда — высокий мотиватор, «самонаграда» для этих людей. Именно поэтому сохраняют верность: преподаватель — своим ученикам; медик — больным; актер — зрителям, библиотекарь — читателям, музейный работник — посетителям и бесценным фондам музеев и т.п.
Выполнению отдельных Вычисления показателей Выполненных исследований Выполнено соотношение Выполнить следующее Вышестоящим руководителем Выпущенных предприятием Выпускаемых предприятием Выпускаемого предприятием Выпускается продукция Выпускать продукции Выпускающих продукцию Вырабатываемых нефтепродуктов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|