|
Внутреннего потребления
Таким образом, цели представления результата в соответствии с этими понятиями различны. Управленческий результат ориентирован на внутреннего потребителя. За его получение отвечает контроллер. Балансовый результат предназначен для внешнего потребителя. Его определение - дело бухгалтерии.
Скорость изменений все увеличивается, и базовую планировку рабочего процесса нужно постоянно оценивать по эффективности. Ре-инжиниринг (перепроектирование)—это методология для полной перестройки систем работы. Проблемы часто связаны с устаревшими, неполноценными, или несоответствующими системами работы. Это может приводить к проблемам взаимоотношений, когда какой-то из подсистем не удается удовлетворять ожидания своего внутреннего потребителя.
Команда процесса, ориентированная на внутреннего потребителя, рассматривается как виртуальный объект хозяйственной деятельности, действующий в рамках корпоративных соглашений с другими командами процессов и осуществляющая продукт их потребления.
ванных на внутреннего потребителя, является исключительной прерогативой руководителей команд процессов, ориентированных на внешнего потребителя.
Выявление неэффективности функционирующего процесса, ориентированного на внутреннего потребителя, как правило, приводит к его ликвидации либо реорганизации. Следствием чего может стать его частичная или полная замена на внешнего производителя аналогичных услуг. "
Согласно данным таблицы 2.2.1, структура управления компанией замыкается на 14 основных процессах, два из которых ориентированы на внешнего потребителя, одиннадцать на внутреннего и один на внешнего и внутреннего потребителя.
ства позволяет выделить две основные категории команд процессов, одна из которых ориентирована продуктом своей деятельности на внешнего, другая — на внутреннего потребителя. Как было сказано выше, «внешний потребитель» — это лицо, не связанное с компанией, но являющееся потребителем ее товаров и услуг. Внутренний потребитель, напротив, является прямым и непосредственным хозяйствующим субъектом в заданной структуре компании, использующий в качестве сырья продукт деятельности других команд процессов.
Еще одной отличительной чертой процессов, ориентированных на внутреннего потребителя, по сравнению с функциональными подразделениями является система ценообразования на предоставляемые ими услуги. В соответствии с достигнутой договоренностью менеджеров команд процессов, стоимость внутрикорпоративных услуг может быть:
Как ранее говорилось, индивидуальной чертой рассматриваемой модели бизнеса является использование в ее структуре исключительно процессно-ориентированных подразделений, которые производят продукты внешнего и внутреннего потребления и рассматриваются, с одной стороны, как потребители, ас другой — как производители товаров и услуг. Подразделения, производящие товары и услуги для внутреннего потребителя, в свою очередь, делятся на две подгруппы, одна из которых осуществляет услуги (такие, как бухучет, аудит, менеджмент,
Все функциональные подразделения предприятия преобразуются в команды процессов, выделяемые по принципу потребляемых ресурсов и ориентации на конечного потребителя. При необходимости часть команд работает на внутреннего потребителя. Во главе компании — президент, совет директоров и совет менеджеров. Консолидирующим и вспомогательным звеном должен являться информационно-аналитический центр.
Потребности внутреннего потребителя в контексте обслуживания покупателей не так очевидны. Организация не монолитна, она состоит из большого количества единиц, подразделений, каждая из которых сама по себе является организацией. Наиболее очевидным примером будет, вероятно, производственное подразделение организации, менее заметным — это мелкие единицы, такие как рабочие группы или секции. Каждая из этих единиц, тем не менее, выступает в качестве покупателя по отношению к другой единице организации, которая отвечает за поставку ей продуктов или услуг. Сборочный цех — это покупатель по отношению к каждой единице, ответственной за поставку цеху сырья, полуфабрикатов или узлов. Рабочая группа — это покупатель по отношению ко всем рабочим группам, которые поставляют ей результаты своей работы. Всякий, кто заполняет форму инженерного запроса, является потребителем административно-хозяйственного отдела, и каждый, кто утоляет голод в столовой, является потребителем столовой. Приведенная здесь характеристика внешней сырьевой политики ливийской монархии в полной мере распространяется и на ее внутриэкономическую линию в данной области. Королевский режим не предпринял сколько-нибудь серьезных усилии для того, чтобы изменить чисто анклавный характер нефтегазового сектора в хозяйстве Ливии, всецело ориентированного на вывоз необработанного сырья. Несколько заключенных этой страной соглашений, в основном с американской монополией «Стандард Ойл К° оф Нью-Джерси» (ныне «Экссон»), предусматривали обязательство концессионера построить в Ливии нефтеперегонное предприятие. Кроме того, уже рассмотренная здесь поправка от 1965г. к «Закону о нефти» была составлена с таким расчетом, чтобы обеспечить концеденту право получать долю сырой нефти или нефтепродуктов для внутреннего потребления по их себестоимости, т. е. соответственно по ценам издержек добычи и (или) переработки. Так что даже весьма несовершенное во многих отношениях ливийское нефтяное законодательство могло бы послужить достаточной правовой базой для создания в стране нефтеперерабатывающей промышленности.
Лишь к 1968 г. «Эссо» частично выполнила свое .обязательство по концессионному соглашению, введя в строй нефтеперерабатывающий завод в г. Марса-эль-Брега мощностью всего лишь до 400 тыс. т в год. Причем конструкция предприятия не была рассчитана на его расширение более чем до 500 тыс. т годовой продукции, товарная номенклатура которой к тому же не соответствовала структуре внутреннего потребления в Ливии. Не говоря о том, что оптимальными уже во второй половине 60-х годов считались предприятия подобного профиля производительностью около 5 млн. т в год, завод в Марса-эль-Брега к моменту своего открытия безнадежно отставал от быстро растущего объема ливийского внутреннего рынка, на котором еще в 1967 г. было реализовано почти 0,6 млн. т нефтепродуктов.
Накануне и непосредственно после национализации в 1971 г. французских концессионных компаний «Сонатрак» заключила несколько средне- и долгосрочных контрактов на поставки за рубеж нефти, конденсата и нефтепродуктов общим объемом свыше 40 млн. т ежегодно. Количественно это примерно соответствовало максимальному уровню нефтедобычи за вычетом внутреннего потребления жидкого топлива. Наиболее крупные соглашения были подписаны с независимыми фирмами США, ФРГ и испанской государственной нефтяной компанией. Но среди контрагентов алжирской фирмы оказалось также несколько крупнейших монополий из американской «большой пятерки» и англо-голландский участник МНК [175, с. 125—126]. Умело используя одновременно высокую конъюнктуру на мировом нефтяном рынке, Алжир в целом успешно избежал серьезных трудностей со сбытом продукции национализированных предприятий.
государств на мировом рынке, согласно имеющимся прогнозам на ближайшее десятилетие, будет сокращаться медленнее (под воздействием комплекса факторов, объединяющего ресурсную базу и технико-экономические условия функционирования добывающей промышленности, регламентацию производства и рост внутреннего потребления ее продукции), чем со стороны большинства других членов ОПЕК, и прежде всего таких ныне крупных экспортеров нефти и газа, как Иран, Венесуэла, Индонезия. Нефтяной экспорт последних трех стран может уменьшиться особенно резко — в 2—4 раза — относительно его уровня на рубеже 70-х и 80-х годов, снизившись до менее 2/s производимого ими количества жидкого топлива, несмотря на сохранение, по всей видимости, их значительной заинтересованности в увеличении валютных поступлений 4.
на расширении экспортного потенциала. Последнее же оказывается практически осуществимым преимущественно за счет нефтегазовой промышленности. Поэтому линия на стимулирование вывоза ее продукции пока еще преобладает над усилиями по консервации наиболее дефицитных ресурсов углеводородного сырья, хотя необходимость максимально обеспечить ими будущие потребности национальной экономики признается и учитывается алжирским руководством. Так, в резолюциях IV сессии Центрального Комитета правящей в АНДР Партии Фронт национального освобождения (сессия состоялась в декабре 1980 г. и значительное внимание уделила проблемам энергетической политики) в число- первоочередных задач выдвинута «настоятельная необходимость обеспечить энергетическое будущее страны, сохраняя „стратегические резервы" углеводородов», а также «отдавать приоритет удовлетворению растущих нужд внутреннего потребления энергии и развития страны» [315, с. 9].
Кроме того, подавляющее большинство известных нам прогнозов из области развития энергосырьевого хозяйства государств — членов ОПЕК, а также других развивающихся стран — экспортеров жидкого и газообразного топлива -затрагивает перспективы производства и внешней торговли какими-либо отдельными товарами топливной группы. Поэтому на их основе затруднительно составить целостное впечатление о совокупном экспортном потенциале нефтяной и газовой промышленности этих стран. Так, Индонезия и Венесуэла обладают достаточно крупными, а Иран — даже крупнейшими среди капиталистических и развивающихся стран запасами природного газа, но разрабатывает и осуществляет проекты расширения его экспорта лишь Индонезия. К концу 80-х годов она смогла бы более чем втрое увеличить вывоз сжиженного природного газа, доведя его к 1990 г. до 22,4 млрд. куб. м, или около 22,4 млн. т в переводе на нефтяной эквивалент. Однако даже такой рост газового экспорта не будет в состоянии компенсировать сокращение зарубежных поставок нефти почти на 32 млн. т в год за тот же период преимущественно за счет роста ее внутреннего потребления. Поэтому совокупный внешнеторговый потенциал индонезийского нефтегазового хозяйства сократится, вероятно, более чем на 20 млн. т ежегодно в нефтяном эквиваленте и вряд ли сможет существенно превысить половину добычи углеводородного сырья (оценка автора на основе источников Прил., табл. 4, а также [256, с. 25; 301, с. 122—125]).
В чем тут дело? Почему аналогичная практика в научных организациях приводит во многих случаях к обратным результатам, к отрыву деятельности лабораторий от практических задач, почему не срабатывает «корпоративная этика»? Есть над чем поразмышлять! Ведь рассказанное в книге не реклама, не желание произвести впечатление на зарубежного читателя, а скрупулезное описание имеющегося опыта и применяемых методов для своего читателя, для «внутреннего потребления».
бенно на Запад, меньше нефти, чем ему потребуется из-за роста внутреннего потребления, необходимости удовлетворять нужды партнеров по группе развивающихся стран, наконец, из-за того, что в условиях инфляции нефть, находящаяся в недрах, оказывается ценнее той, которая добыта и продана за обесценивающуюся валюту. Все без исключения прогнозисты полагают, что возможно возникновение нового крупного дефицита нефти и соответственно нового скачка цен в случае очередного крупномасштабного политического кризиса на Ближнем Востоке.
Подведем некоторые итоги. Практически после всех национализации бывшие компании-концессионеры сохранили ту или иную форму присутствия в нефтяной промышленности ближневосточных стран. Уровень этого присутствия при прочих равных условиях зависел от социально-политической ориентации правящего режима, от общего уровня экономического развития нефтедобывающей страны, от наличия в ней квалифицированных национальных кадров специалистов-нефтяников. Обычно после национализации правительство страны-экспортера заключало с бывшими концессионерами долгосрочные соглашения о поставках последним национализированной нефти. В соответствии с этими соглашениями (многие из которых заключались на оставшийся до окончания первоначальной концессии срок) национальной нефтяной компании, к которой переходил непосредственный контроль над нефтепромыслами, принадлежала вся необходимая для внутреннего потребления страны нефть, оставшаяся же часть поставлялась ею бывшим концессионерам либо реализовывалась самостоятельно.
Приведенные данные являются отражением официальной статистики капиталистических стран. Однако, как справедливо отмечают советские специалисты, занимающиеся исследованием конъюнктуры капиталистического рынка нефтепродуктов *, фактическое потребление нефтепродуктов в развивающихся странах ниже, чем публикуется по статистическим данным, так как эти данные включают бункеровку топлив судами всех стран. Величина этих поставок, например, в странах Ближнего и Среднего Востока достигает г/3 всего потребления. Исходя из этого, отмечается, что поскольку ближневосточные страны не располагают значительным собственным флотом, следует считать, что истинные размеры внутреннего потребления нефтепродуктов в этих странах примерно на 1/г меньше данных официальной статистики. Такое же положение наблюдается и в странах Латинской Америки.
Значительные мероприятия по улучшению размещения промышленности начали проводиться уже в первой и последующих пятилетках в связи с увеличением внутреннего потребления и выпуском более разнообразного ассортимента продуктов (бензин, керосин, масла, мазут), развитием экспорта, открытием нефтяных месторождений и организацией добычи нефти в Урало-Поволжье и т. д. В местах концентрированного потребления были введены в действие заводы. К 1940 г. построен завод в Москве, сооружены и расширены заводы в Урало-Поволжье (в Уфе, Саратове, Орске), на побережье Черного моря (в Осипенко, Туапсе, Батуми, Одессе, Херсоне), на Дальнем Востоке.
Выполнить некоторые Выполнить требования Выпущенных акционерным Выпущенную продукцию Выпускаемой компанией Выпускаемую предприятием Выпускает облигации Выпускающие продукцию Выпускников колледжей Выявляется недостаточность Выработанной стратегии Выработка продукции Выработке финансовой вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|