Внутренних пользователей



учет, анализ показателей и оценку деятельности внутренних подразделений;

поиск решений в области стратегии, выхода на рынки сбыта, ориентации в международных финансах, организации общения с деловым миром Запада и Востока. В связи с этим материал главы будет, несомненно, полезен читателю. Однако в ней нет информации о применяемых методах и собственно технологии маркетинга '. Конкретные сведения читатель получит об организационной структуре отделов маркетинга, их роли в деятельности компаний. Подробно описаны задачи внутренних подразделений отделов маркетинга, их связи с другими подразделениями компании. Эти положения дают возможность выработать правильную точку зрения на организацию работы по маркетингу. Когда проблемы маркетинга приобретают актуальность для японской корпорации? Это важный вопрос. Автор дает на него следующий ответ. Развитие современного маркетинга (сбыт и продвижение товаров на рынок) целесообразно тогда, когда объективно существуют два условия:

предприятия, фонда; 4) высшее должностное лицо корпорации, осуществляющее повседневное руководство какой-то функцией корпорации и осуществляющее на практике решения совета директоров (напр., управляющий по маркетингу); 5) физ. лицо, осуществляющее конкурсное производство при принудительной и добровольной ликвидации несостоятельного предприятия (конкурсный управляющий); 6) физ. лицо, избранное или назначенное в руководящий состав корпорации (компании, концерна и др.), осуществляющее управление повседневными делами корпорации, определенным участком работы, деятельностью внутренних подразделений организации; менеджер — осуществляющий определенные функции по управлению делами фирмы и ее сотрудниками; 7) индивидуальный предприниматель, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа акционерного общества; 8) коммерческая организация, выполняющая полномочия исполнительного органа акционерного общества (по решению общего собрания акционеров) — управляющая организация. В тарифно-квалифицированных характеристиках (требованиях) по общеотраслевым должностям служащих установлено, что У. отделением (фирмой, сельскохозяйственным участком) осуществляет руководство организационно-хозяйственной деятельностью отделения (фирмы, сельскохозяйственного участка); участвует в разработке заданий по производству сельскохозяйственной продукции и обеспечивает их выполнение; обеспечивает рациональное использование трудовых ресурсов, земли, зданий, сооружений, технических и др. средств производства, организацию производства, механизацию производственных процессов, выявление и использование резервов повышения производительности труда и др. Лицо, назначаемое на должность У. отделения, должно иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее трех лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. УПРЯМСТВО — особенность поведения (в устойчивых формах — черта характера) как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям др. людей. У. может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести.

Внутренний хозрасчет — углубление хозяйственного расчета предприятия путем применения некоторых хозрасчетных элементов и материального поощрения успешной работы внутренних подразделений и служб.

Внутрипроизводственный хозяйственный расчет. Переход с 1 января 1989 г. на полный хозяйственный расчет всех звеньев народного хозяйства: промышленных, транспортных, снабженческих, научно-исследовательских и других предприятий и организаций предполагает дсведение принципов хозяйственного расчета до внутренних подразделений предприятия, а элементов хозяйственного расчета вплоть до отделов и служб. Хозяйственный расчет как система управления производством внутри основного хозрасчетного звена получил название внутрипроизводственного.

разработать систему морального и материального стимулирования работников внутренних подразделений, учитывающую трудовой вклад каждого в конечные результаты;

Опыт перевода отдельных бригад и звеньев внутренних подразделений на подряд показал, что при этом не происходит резкого повышения эффективности производства, не удается полностью увязать интересы бригады, звена с интересами цеха, промысла и предприятия в целом и, главное, нет стимулов материальной заинтересованности инженерно-технических работников в повышении эффективности работы бригады. В небольших бригадах численностью 5—15 человек трудно выделить конечный продукт, вследствие чего невозможно внедрение четкого планировании и учета, установление укрупненных норм трудовых и материальных затрат, внедрение новой техники и технологии. На смену бригадному подряду приходит наиболее прогрессивная форма внутрипроизводственного хозяйственного расчета — коллективный подряд. Коллективный подряд представляет собой форму хозяйствования, сочетающую преимущества коллективного труда с принципами хозяйственного расчета. Коллективный подряд базируется на коллективной форме оплаты труда и механизме взаимной материальной ответственности, т.е. коллективная форма организации и оплаты труда выходит за рамки бригад и должна ох-ыатывать более крупные подразделения. В нефтегазодобывающих уп-

2. Услуги по ремонту компьютерной техники. .Здесь предлагается к услу-i ам сюронних компании добавшь небольшую наценку за сопровождение ре-мот,), коюрая можем оославии. не более 2 51/о, ю есть в денежном выражении 10 30 долларов США А вот услуги, оказываемые i руппои самостоятельно, должны расцениваться по существующим рыночным ценам на аналогичные работы, однако для внутренних подразделений необходимо предусмотреть небольшое снижение цены. Так, например, сотрудники группы выполняют уникальную работу, за которую не берутся сторонние компании: в банке часты случаи повреждения клавиатуры компьютера из-за попадания-на нее жидкости (клавиатура заливается водой, кофе, чаем и другими напитками). Сторонняя компания предлагает замену клавиатуры за ее полную стоимость •— 50 — 60 долларов США, Сотрудники группы разбирают клавиатуру и осуществляют промывку всех ее составляющих водой После сушки и сборки клавиатура возвращается в работоспособное состояние. Цену на такую работу надо ставить 50% от стоимости новой клавиатуры. Существуют такие же уникальные работы, связанные с заменой поломанных разъемов манипуляторов типа мышь, клавиатур, восстановлением соединительных кабелей с изломом, исправление которых обычно заключается в покупке нового устройства.

2. Услуги по ремонту компьютерной техники. Здесь предлагается к услугам сторонних компаний добавить небольшую наценку за сопровождение ремонта, которая может составить не более 2-5%, т.е. в денежном выражении — 10-30 долл. А вот услуги, оказываемые группой самостоятельно, должны расцениваться по существующим рыночным ценам на аналогичные работы, однако для внутренних подразделений необходимо предусмот-

Учет часто называли языком бизнеса. Практически каждый, кто связан с предпринимательством, заинтересован в учете и нуждается в том, чтобы понимать его язык. Далее в этой книге речь пойдет о второй группе пользователей, учетной информации — о руководителях внутренних подразделений организаций.

лее быстрое по сравнению со статистикой и бухгалтерией получение соответствующей информации. Для текущего управления подобная информация неоценима. При управлении сбытом, например, невозможно обойтись без оперативных данных о ежедневной (а в некоторых случаях и ежесменной) выручке за проданные товары. Директора организаций, руководители внутренних подразделений довольно часто ведут оперативную регистрацию важнейших хозяйственных процессов и операций, делают примерные расчеты и прикидки, намечают неотложные мероприятия. Такую «карманную бухгалтерию» используют руководящие работники, которые сами осуществляют оперативный анализ.


(в основном нацеленный на внешних пользователей) и управленческий учет (предназначенный для внутренних пользователей, в частности руководства). Несмотря на различные акценты, финансовый и управленческий учет имеет некоторые общие характеристики, а именно и тот, и другой:

Тезис о конфиденциальности информации сегментарной отчетности п нормативных/документах появился впервые. Эю связано с тем, чго в отличие от финансовой отчетности, разрабатываемой на базе данных финансового учета и предназначенной для внешних пользователей (а потому являющейся открыюй), cei ментарнан отчетность формируется для внутренних пользователей (управляющих всех уровней), а поiому должна быть закрытой. Справедливости ради отметим, что экм законодательно закрепленный тезис на практике не соблюдается. Нало! овые opi аны, являющиеся по своей cyin внешними пользователями бухгал-1ерской информации, имеют прямой доступ к данным сегментарного учета и отчет нос i и (если, конечно, они на предприятии существуют).

Если в системе бухгалтерского финансового учета разрабатывается внешняя отчетность, то в рамках управленческого учета в результате обработки информации сегментарного учета составляются внутренние (сегментарные) отчеты. Внутренние отчеты создаются бухгалтером-аналитиком и предъявляются как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.

Финансовая отчетность того времени оказалась малопригодной для объективной оценки эффективности диверсифицированных производств, не могла удовлетворить информационные запросы ни внешних, ни внутренних пользователей. Назрели предпосылки подготовки финансовых отчетов в отраслевом разрезе по хозяйственным сегментам бизнеса. Определение этого нового понятия дано в п. 9 Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) № 14 «Сегментная отчетность» (редакция 1997 г.): «Хозяйственный сегмент — это выделяемый компонент компании, который участвует в производстве отдельного товара или услуги или группы связанных товаров и услуг и который подвержен рискам и прибылям, отличным от рисков и прибылей других хозяйственных сегментов» [16]. При определении того, являются ли товары и услуги связанными, должны рассматриваться следующие факторы:

Руководит деятельностью планово-экономического отдела его начальник, который несет ответственность перед генеральным директором за правильность, целесообразность и подотчетность расходования денежных средств фирмы в целом и своего подразделения — в частности. Эта служба сориентирована на информационное обслуживание внутренних пользователей.

4. Оказание услуг консультационного плана в отличие от всех предыдущих целесообразно оценивать по договорному принципу, так как вопросы зачастую требуют дополнительного изучения и поиска недостающей информации. Минимальная ТЦ за консультацию не может опускаться ниже 10 долларов США. Экспертные оценки всегда достаточно дороги, поэтому здесь при установлении договорных ТЦ необходимо, конечно, руководствоваться существующей рыночной конъюнктурой. Однако и в этом случае трансфертная цена для внутренних пользователей не должна превышать рыночную.

Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены, например: анализ себестоимости изделия — с целью определения себестоимости продукции; сметы — для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты центра ответственности (производственного участка)—для оценки результатов его работы; отчеты о понесенных затратах — для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капитальных вложений—для целей долгосрочного планирования и т.д. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием.

Информация управленческого учета, напротив, готовится для внутренних пользователей.

Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по обслуживанию информационных потребностей внутренних пользователей.

Как отмечалось выше, одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.

Отчетная документация. Бухгалтерский управленческий учет имеет цель обеспечить необходимыми сведениями всех заинтересованных внутренних пользователей. К такой информации относятся:


Выработке экономической Выявляются недостатки Выработки эффективных Выработки обоснования Выработки работников Выработки стратегии Выработку электроэнергии Выражается показателем Выражающий соотношение Выражение обозначающее Выражении необходимо Выражении составляет Выявления источников вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика