|
Выбранная стратегия
Рассмотрим рис. 26-1, который показывает матрицу цена - прибыль для двух фирм, производящих спортивные туфли. Ценовая политика, или стратегия, фирм Leapers и Jumpers показаны вдоль верхнего и левого края соответственно. Значения матрицы показывают прибыли двух фирм при каждой из комбинаций выбранных стратегий. Прибыли Leapers показаны в правом верхнем углу каждой ячейки, а прибыли Jumpers — в левом нижнем углу. Например, если обе фирмы примут политику высоких цен (ячейка А), то каждая получит прибыль в 12 млн дол. Если Jumpers будет придерживаться политики высоких цен, a Leapers — политики низких цен (ячейка Б), то прибыли Jumpers составят только 6 млн дол., а прибыли Leapers - 15 млн дол.
Представленная общая теория по формированию стратегий и управлению ими вовсе не является отвлеченной. Наоборот, все абсолютно конкретно и имеет практическое значение, стоит лишь обратиться непосредственно к анализу выбранных стратегий или опционных позиций. Именно просмотр их с различных точек зрения (по цене базового актива, волатильнос-ти, времени, и т.д.) позволяет оценить, насколько опционная торговля в избранной комбинации и том виде, в котором она рассматривается, может быть успешной, а откуда можно ожидать каких-либо проблем.
последовательность выбранных стратегий будет удовлетворять
• конкретных мер по реализации выбранных стратегий с фиксацией
ность выбранных стратегий по реализации финансовых операций.
нумеруются по возрастанию выбранных стратегий, так же, как и
4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.
Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности для СХЕ на период времени до пяти лет. В этом аспекте бизнес-план подобен стратегическому плану, который также ориентирован на достаточно длительный интервал времени. Другой общей чертой этих двух планов является стратегическое рассмотрение вопросов разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых^целей. Бизнес-план, как и план маркетинга, основан на глубоких маркетинговых исследованиях. Однако первый не содержит программ действий, что является характерной особенностью планов маркетинга, а излагает только в обобщенном виде основные направления действий. Например, если в число выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта, то в бизнес-плане приводятся также обобщенные данные о поддержке реализации этого решения, но констатация данной стратегии не сопровождается планом разработки нового продукта.
Обычно в программе кратко охарактеризованы также цели, на достижение которых направлены мероприятия программы. Другими словами, программа — это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана. (Однако при планировании маркетинга применяются и специальные целевые программы, направленные на решение особо важных проблем маркетинга, о которых речь пойдет ниже.)
Фактически речь идет о разработке планов действий для каждого подразделения компании, направленных на достижение поставленных целей с помощью выбранных стратегий. В них должны содержаться ответы на вопросы: кто, что, когда, где, за счет каких ресурсов и как должен делать, чтобы реализовать задания маркетинговых планов и программ.
Усиление дифференциации развивающихся стран во многом результат выбранных стратегий социально-экономического развития. Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям.
Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
ответствует ли выбранная стратегия состоянию и требованиям окружения; 3) соответствует ли выбранная стратегия потенциалу и возможностям фирмы; 4) оправдан ли риск, заложенный в стратегии.
Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технрлогий, а сама работа представляется очень сложной и недостатки,' порождаемые использованием групп, перевешивают преимущества. Так, например, подобная ситуация имела место в США в 60-е гг. в аэрокосмичес-кой промышленности, активно субсидировавшейся в тот период правительством. Правительство предъявляло не только высокие требования к качеству финансируемых проектов и срокам их выполнения, но и не менее высокие требования к расходованию полученных компаниями под эти проекты средств. В такой ситуации у компаний не
В связи с этим перед руководством предприятия и бухгалтерией встает вопрос: что лучше — приобрести готовые тиражируемые программные средства или создавать оригинальную систему с привлечением специализированных фирм-разработчиков или собственными силами? Плюсы и минусы имеются и у первого, и у второго подхода. Все зависит от целей автоматизации информационного процесса, а также реальной оценки собственных финансовых и профессиональных возможностей. Уникальные разработки дороги, а сопровождение такой системы делает ее еще дороже. Создание системы собственными силами опасно тем, что разработчики часто ориентируются на требования руководства в ущерб качеству проектируемой системы. А неправильно выбранная стратегия автоматизации, профессиональный уровень разработчиков, увольнение одного из ведущих разработчиков и вовсе может поставить под угрозу реализацию всего проекта и приведет к потере времени и денежных средств. Поэтому приобретение тиражируемой системы солидной и надежной фирмы-разработчика и доведение ее до требований конкретного предприятия обычно является более предпочтительным вариантом.
Выбранная стратегия определяет возможные направления развития и расширения деятельности фирмы. Так, компания может расширяться путем более эффективного проникновения на существующие рынки с уже имеющейся продукцией, выбрасывания на этот рынок новых продуктов либо проникновения на новые рынки с уже существующими или новыми продуктами. Знание стратегии конкурентов помогает принять правильное стратегическое решение. Например, информация о том, что конкуренты планируют завоевать рынки Северной Америки, а не Европы, может сделать европейский рынок более привлекательным.
неверно выбранная стратегия, недостаточное инвестирование, непродуманное и недостаточно взвешенное поглощение. Правда, есть и такие — это, например, сталелитейная компании Bekaert из Бельгии (TSR — минус 20%), или германская строительная фирма Hochtief (TSR — минус 6%), кому просто не повезло: отрасль, в которой они работают, переживает сейчас тяжелые времена (FT, 29.06.2001).
3. Основанием для бизнес-плана и "дорожной карты" компании должна служить выбранная стратегия выхода.
В условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретают методы стимулирования НТП, разрабатываемые самими предприятиями. В их компетенции теперь находятся вопросы о том, вводить специальные фонды поощрения за внедрение новой техники или использовать для этих целей фонды общего назначения, в каких размерах, формах и за выполнение каких показателей поощрять работников, участвовавших в научно-технических мероприятиях, и т.д. При этом учитываются производственные особенности предприятия, его подразделений, выбранная стратегия развития производства и другие факторы.
Следовательно, у каждого предприятия существует множество стратегических альтернатив, выбор которых также является нелегкой задачей. Возможные критерии выбора альтернативных стратегических решений можно объединить в пять групп (рис. 9-1)- Стратегические альтернативы необходимо оценить на предмет того, соответствуют ли они возможностям и угрозам внешнего окружения (внешний анализ). Для достижения конкурентных преимуществ, которые являются частью или основой стратегии, необходимо использовать ресурсы и сферы деятельности предприятия. Поэтому выбранная стратегия должна соответствовать внешнему окружению, целям предприятия, быть реализуемой и не противоречить другим стратегиям предприятия. При стратегическом выборе у предприятия, как отмечает И. Ансофф, возникают противоречия между тремя группами ориентиров: между долгосрочными и краткосрочными показателями рентабельности и объема продаж; между рентабельностью и гибкостью управления; гибкостью управления и синергизмом [i, с. 126]. Как принимаются решения по выбору лучшей конкурентной стратегии?
Проведенные расчеты могут быть дополнены расчетами величины риска по каждой из разработаннь под величиной риска понимается разность между ожидаемым результатом при условии уве] конкретного события со всеми его атрибутами, и результатом, который можно получить в услов! данных. Нередко при определении ожидаемого результата ориентируются на имеющийся опыт i ситуациях в прошлом. Риск показывает, насколько выгодна выбранная стратегия в конкретной о? которой неопределенно (табл. rf).
Возможность руководителю Возможность сформировать Возможность сократить Возможность сосредоточить Возможность совершения Возможность сравнения Выживания предприятий Возможность торговать Возможность выпускать Возможность внедрения Возможность воздействия Возможность участвовать Возможность улучшения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|