Внутрифирменного планирования



Цель и задачи планирования финансовой деятельности. Стратегия финансового планирования. Методы расчета финансовых показателей и планирования финансовых ресурсов. Виды внутрифирменного финансового планирования. Бизнес-план и его финансовые аспекты. Годовой финансовый план (бюджет) компании. Операционный бюджет. Финансовый бюджет. Оперативное финансовое планирование.

• показатель по стр. 11 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль и обязательных платежей; рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, — нежелательное, но необходимое и не зависящее от коммерческой организации явление; в рамках внутрифирменного финансового анализа здесь можно выделить и контролировать динамику штрафных санкций.

Итак, в общем случае аналитик должен иметь представление не только о логике внешнего финансового анализа, но и о процедурах, по большей части реализуемых в рамках внутрифирменного финансового анализа. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в данной книге автор счел возможным предложить общую схему финансового анализа, прило-жимую к работе как внешнего, так и внутреннего аналитика, дать ее достаточно подробное наполнение в приложении к внешнему финансовому анализу и упомянуть о некоторых возможностях использования во внутрифирменном анализе.

Родоначальником систематизированного анализа на уровне предприятия как составного элемента бухгалтерского учета (т.е. по сути внутрифирменного финансового анализа), по-видимому, следует считать француза Жака Савари (1622—1690), который ввел понятие синтетического и аналитического учета (его же по праву считают предтечей управленческого учета и науки об управлении предприятием). Безусловно, становление и использование элементов экономического анализа наблюдалось в то время и в других странах, в частности в Италии. Так, Анжело ди Пиет-ро пропагандировал методологию сравнения последовательных бюджетных ассигнований с фактическими затратами; Бастиано Вентури строил и анализировал динамические ряды показателей хозяйственной деятельности предприятия за десять лет.

В условиях рыночной экономики принцип конфиденциальности информации играет существенную роль. Именно этим объясняется то обстоятельство, что информационная база хозяйствующего субъекта в системах учета и микроэкономического анализа, по сути, подразделяется на два блока: один из них является общедоступным, тогда как доступ ко второму ограничен, причем не только для внешних по отношению к этому субъекту пользователей, но и для многих категорий собственных работников С первым блоком связаны процедуры финансового учета и (внешнего) финансового анализа; со вторым — процедуры управленческого учета и внутрифирменного (финансового) анализа.

В качестве небольшого комментария к примеру напомним, что уровень издержек обращения, являющийся одним из ключевых показателей в систзме внутрифирменного финансового анализа, рассчитывается по формуле

Все рассмотренные показатели в той или иной форме уже получили определенную известность и в нашей стране, но их расчет связан с некоторыми сложностями. В частности, несмотря на рекомендации ПБУ 4/99, проценты к уплате в отчетности, как правило, не выделяются. Однако в рамках внутрифирменного финансового анализа соответствующую информацию несложно найти в системе бухгалтерского учета.

В этом блоке на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором — прибыль от реализации и выручку от реализации продукции конкретного вида (такая градация, если она считается целесообразной, безусловно может быть выполнена в рамках внутрифирменного финансового анализа). В отечественной и западной учетно-аналитической практике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль (см. схему на рис. 8.2). Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

• показатель по стр. 11 характеризует долю прибыли, перечисляемую в бюджет в виде налога на прибыль и обязательных платежей; рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, — нежелательное, но необходимое и не зависящее от коммерческой организации явление; в рамках внутрифирменного финансового анализа здесь можно выделить и контролировать динамику штраоных санкций.

Аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению дебиторской задолженностью, входят в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Они не формализованы, а их основное содержание — контроль за своевременностью оплаты счетов. Что касается внешнего анализа, то он может быть сведен к оценке:

Кредиторская задолженность. Как и в случае с дебиторами, аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению кредиторской задолженностью, входят, в основном, в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Можно выделить следующие узловые моменты, требующие аналитического обоснования:


Финансовый, т.е. выраженный в денежном измерение, план, который используется для оценки результатов будущих операций; основной инструмент внутрифирменного планирования и контроля затрат, а также критерий оценки деятельности менеджеров центров затрат.

• Организация внутрифирменного планирования;

• Понятие и система внутрифирменного планирования;

• Проблемы организации внутрифирменного планирования;

• Организация внутрифирменного планирования.

Анализ внутрифирменного планирования среднестатистического предприятия свидетельствует о наличии ряда недостатков, наиболее важные из которых, на наш взгляд, заключаются в следующем:

Рассмотрим некоторые пути совершенствования систем внутрифирменного планирования на базе интеграционного подхода. Преимущество интеграционного подхода к планированию прослеживается уже в наименовании, поскольку он подразумевает комплексный подход к проблеме, а не сегментарный.

Естественно, что рассматриваемые подходы потребуют квалифицированных кадров, заранее разработанных алгоритмов и программного обеспечения интегрированной системы планирования. До решения этих задач для обеспечения эффективности внутрифирменного планирования требуется разработка и непрерывная

Основные тактические задачи производственной кооперации и корпоративного управления в сфере АПК вытекают из актуальных финансово-экономических проблем сельского хозяйства и необходимости обеспечения стартовых финансовых возможностей выхода из кризиса в отсутствие минимальной достаточной бюджетной поддержки сельскохозяйственных производителей. К числу этих проблем можно отнести: восстановление утраченной в ходе реформы управляемости товарными, ресурсными, финансовыми потоками; создание минимально необходимых стартовых условий для поэтапного финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса; формирование на базе Россель-хозбанка государственной кредитно-финансовой системы обслуживания АПК, создание на этой основе благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в производство сельскохозяйственной техники, освоения и внедрения современных технологий и расширения лизинга; перераспределение доходов от реализации готовых продуктов питания между участниками производственного процесса в соответствии с их действительными затратами методами корпоративного (внутрифирменного) планирования и управления.

В учебнике прослеживается связь бухгалтерского управленческого учета с финансовым и производственным, показываются различия и общее между ними, определяется место сегментарного учета и сегментарной отчетности в системе бухгалтерского управленческого учета. Теоретические вопросы подкрепляются примерами из практики работы реально существующих российских предприятий различной отраслевой принадлежности. Спектр рассматриваемых примеров разнообразен — от банковской деятельности до учреждений здравоохранения. Поэтому книга будет полезна не только неискушенным читателям, начинающим знакомство с новой учетной дисциплиной. Можно надеяться, что она позволит практикам найти оригинальные решения в сфере внутрифирменного планирования и управления, организации управленческого учета и постановки сегментарной отчетности на своих предприятиях.

Маржинальный подход можно рассматривать как инструмент внутрифирменного планирования и принятия решений. Он необходим для проведения анализа "затраты-объем-прибыль", который будет рассмотрен в следующей главе. Этот подход помогает менеджерам подготовить информацию, необходимую для определения будущей цены единицы продукции, выбора поставщика сырья и материалов, анализа процесса производства, а также решения задачи "производить или покупать". Учет с использованием такого подхода называется учетом по усеченной себестоимости.


Выражения стоимости Выражении количество Выражении результаты Выраженной тенденции Высказать предположение Выставлении аккредитива Выступает обеспечение Выявления конкретных Выступать отдельные Выступают государство Выступают посредниками Выступают юридические Высвобождения работников вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика