|
Внутрирайонных транспортно
Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что нефте-снабжение рассматривается как комплекс взаимосвязанных сложных развивающихся систем, включающих внутрирегиональный транспорт и переработку нефтепродуктов на объектах нефтебазового хозяйства. Учитывая условия формирования процесса нефтеснабжения и цели, 'стоящие перед органами, нефтеснабжения, основной задачей в этой системе в ма-сштабе района (в данном случае территориального управления Госкомнефтепродукта РСФСР) является рационализация управленческих тра«спортно-экономи-ческих связей народного хозяйства по нефтепродуктам. На стадии текущего планирования эта задача конкретизируется как задача рационализации внутрирайонных перевозок нефтепродуктов с учетом наилучшего использования имеющегося нефтебазового хозяйства, а на стадии перспективного планирования — как задача рационализации внутрирегиональных перевозок с учетом наиболее эффективного развития нефтебазового хозяйства.
it Отбор наиболее значимы^ показате -лей, характеризующих расход горю чего в топливоем-ких отраслях \ q Условия внутрирайонных перевозок нефтепродуктов
Блоки 8 и 9 предусматривают выявление транспортных условий нефтеснабжения района. В блоке 8 раскрывается характеристика источников ресурсов, расположенных в обслуживаемом районе (место расположения, фактические и максимально возможные объемы поставок). В блоке 9 отражаются перевозки имеющие место в базисном году при доставке нефтепродуктов по отдельным этапам транспортного процесса, приводятся данные об используемых видах транспорта, протяженности путей сообщения и характере работы отдельных видов транспорта (о сезонности работы и регулярности доставки нефтепродуктов). Анализ внутрирайонных перевозок массовых видов нефтепродуктов, проведенный по материалам нескольких территориальных управлений Госкомнефтепро-дукта РСФСР, позволяет утверждать, что транспортные расходы народного хозяйства могут быть сокращены за счет рационализации этих перевозок «а всех этапах транспортного 'процесса. Выбор схемы доставки нефтепродуктов от источников ресурсов до потребителей района целесообразно осуществлять с помощью моделей задач линейного программирования. Для постановки таких задач необходимо изучать транспортные условия снабжения района, т. е. составлять схемы современной и перспективной сетей, включающих в себя все возможные виды транспортировки нефтепродуктов (железнодорожный, речной, трубопроводный и автомобильный транспорт), а также поучастковую расценку этих схем с учетом перспектив развития и характерных особенностей каждого вида транспорта.
Рис. 2. Общая схема комплекса экономико-математических задач оптимального планирования нефтеснабжения района. Группы экономико-математических задач: /—предпланового анализа; // — текущего планирования нефтеснабжения; /// — перспективного планирования нефтеснабжения. Экономико-математические задачи: /—ретроспективный анализ процесса нефтеснабжения района; 2 — прогнозирование потребности народного хозяйства района в массовых светлых нефтепродуктах; 3 — формирование единой транспортной сети района и определение удельных транспортных затрат на перевозку нефтепродуктов; 4 — статистическое моделирование объектов нефтебазового хозяйства; 5 — выбор оптимального варианта внутрирайонных перевозок нефтепродуктов при наиболее эффективном использовании действующих объектов нефтебазового хозяйства; 6 — прогнозирование технико-экономических показателей работы объектов нефтебазового хозяйства на ближайшую перспективу; 7 — выбор оптимального варианта внутрирайонных перевозок нефтепродуктов при наиболее эффективном развитии нефтебазового хозяйства. Информационные выходы: I, а — спрос народного хозяйства на массовые светлые нефтепродукты; 1,6 — современное состояние и проектные материалы развития нефтебазового хозяйства; /, s — транспортные условия нефтеснабжения; 2, а — вариантные средне- и долгосрочный прогнозы потребности в нефтепродуктах; 2, б — краткосрочный прогноз потребности в нефтепродуктах; 2, в — сезонные колебания потребительского спроса; 3, а, 3, б — единая современная и перспективная транспортная сети, их расценки; 4, а — максимально возможный объем реализации нефтепродуктов на действующих объектах нефтебазового хозяйства в условиях базисного года; 4, б — минимальная себестоимость хранения нефтепродуктов на объектах нефтебазового хозяйства; 4, в — основные технико-экономические показатели в условиях базисного-года; 5, а — оптимальные варианты внутрирайонных перевозок нефтепродуктов на ближайшую перспективу; 5,6 — оптимальные объем и структура реализации нефтепродуктов по нефтебазам; 5, в — оптимальные технико-экономические показатели деятельности нефтебазового хозяйства на ближайшую перспективу; 5, г — направления развития объектов нефтебазового хозяйства на ближайшую перспективу; 6, а, 6, 6 — соответственно максимально возможный объем реализации нефтепродуктов по объектам нефтебазового хозяйства и минимальная себестоимость хранения нефтепродуктов на начало перспективного планового периода; 6, в — перспективные модели основных технико-экономических показателей деятельности объектов нефтебазового хозяйства; 7, а — наиболее эффективные направления и очередность капитальных вложений в расширение и реконструкцию нефтебазового хозяйства; 7, б — схема перспективных оптимальных внутрирайонных перевозок нефтепродуктов; 7, в — варианты основных технико-экономических показателей деятельности нефтебазового хозяйства по этапам долгосрочного планирования; 7, г — мероприятия по совершенствованию перспективного планирования нефтеснабжения
которой—установление схемы оптимальных внутрирайонных перевозок нефтепродуктов при наиболее эффективном использовании нефтебазового хозяйства. В связи с недостаточной достоверностью исходной информации при решении задачи 7 предусматривается ряд мер для снижения отрицательного влияния неопределенности
Результатом решения задач 6 и 7 являются схема оптимальных внутрирайонных перевозок нефтепродуктов, направления и очередность капитальных вложений в развитие нефтебазового хозяйства и основные перспективные технико-экономические показатели деятельности органов нефтеснабжения района (объем реализации нефтепродуктов, торгово-управленческие и транспортные расходы, производительность труда, фондоотдача и др.). На основе этой информации должны приниматься решения по совершенствованию перспективного планирования развития системы «ефтеснабжения района.
На каждом из. перечисленных направлений использование результатов экономического районирования нефтеснабжения позволяет получить по 'каждому району и стране в целом научно-обоснованные уровни наиболее важных технико-экономических показателей деятельности снабженческо-сбытовых организаций, таких, как объем реализации нефтепродуктов по объектам нефте-базового хозяйства и издержки обращения на осуществление межрайонных и внутрирайонных перевозок и содержание нефтебазо-вого хозяйства. Определение научно обоснованных уровней этих показателей создает основу для укрепления хозяйственного расчета в системе нефтеснабжения, обеспечивает сочетание укрупненного централизованного планирования и хозяйственной самостоятельности низовых снабженческо-сбытовых организаций — районов нефтеснабжения. Таким образом, взаимосвязанная система технико-экономических показателей, определяемых с помощью экономического районирования, может обеспечить единство хозрасчетного функционирования районов нефтеснабжения.
связей по массовым видам светлых нефтепродуктов, которые бы позволили установить рациональные схемы внутрирайонных перевозок их при наиболее эффективном использовании имеющихся объектов нефтебазового хозяйства, представляет собой сложную задачу, которая требует предварительного выявления внутренних резервов повышения пропускной способности нефтебазового хозяйства и тщательного изучения транспортных условий нефтеснабже-ния. Таким образом, задача оптимального текущего планирования должна включать:
Блок 2 — выявление внутрирайонных перевозок светлых нефтепродуктов по этапам транспортного процесса: от источников ресурсов до объектов нефтебазового хозяйства и от последних до агрегированных потребителей.
Источники ресурсов района могут быть представлены нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), пунктами перевалки нефтепродуктов с трубопроводного или речного транспорта на железнодорожный, пунктами распыления железнодорожных наливных маршрутов. В условиях формирования внутрирайонных перевозок нефтепродуктов можно варьировать объемами и структурой производства (перевалки, распыления) нефтепродуктов, поэтому мощности источников ресурсов могут задаваться в интервале от нуля до верхнего предела, который соответствует проектной мощности НПЗ и пропускной способности перевалочных пунктов и пунктов распыления железнодорожных маршрутов.
Блок 2 — построение экономико-математической модели рационализации внутрирайонных перевозок массовых светлых нефтепродуктов с учетом наиболее эффективного использования имеющегося нефтебазового хозяйства. Введем следующие обозначения. Сложность нефтеснабжения в нашей стране обусловлена обширностью обслуживаемой территории, годовыми и резкими сезонными колебаниями непрерывно растущего потребительского спроса на наиболее массовые нефтепродукты, высокой концентрацией и 'Относительно устойчивыми огромными объемами производства .нефтепродуктов, наличием нескольких видов транспорта, осуществляющих перевозки нефтепродуктов в прямых и смешанных сооб-лцениях, а также широко развитой сетью объектов нефтебазового хозяйства. Эти условия предопределяют необходимость формирования широких межрайонных и внутрирайонных транспортно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам. .Транспортные расходы на осуществление этих связей составляют более 80 % от издержек обращения нефтеснабсбытовых организаций.
Для оптимизации текущего планирования необходимо выбирать такой вариант внутрирайонных транспортно-экономических связей по нефтепродуктам, который обеспечивал бы рационализацию внутриуправленческих перевозок нефтепродуктов в условиях наиболее эффективного использования имеющегося нефтебазового хозяйства. Для перспективного плана развития необходим вариант транспортно-экономических связей, обеспечивающий рациональность перспективных внутриуправленческих перевозок в условиях экономически эффективного развития объектов нефтебазового хозяйства, их реконструкции и расширения. Для рационализации современных и перспективных внутрирайонных транспортно-экономических связей наиболее эффективно использовать различные модели линейного программирования. При текущем планировании задача может быть сведена к многопродуктовой многоэтапной задаче линейного программирования с учетом внутригодовой динамики потребления и сезонности работы отдельных видов транспорта. При перспективном планировании, когда необходим учет неопределенности исходной информации, задача сводится к вариантной постановке динамической задачи линейного программирования с неоднородной структурой исходных данных.
На рис. 2 дана общая схема комплекса экономико-математических задач, решение которых позволит обеспечить системный подход к планированию внутрирайонных транспортно-экономичес-ких связей. Как это видно на схеме, локальные задачи делятся на три группы. Цель решения задач первой группы (задачи /—3) — выявление основных факторов, влияющих на формирование в системе нефтеснабжения внутрирайонных транспортно-экономи-ческих связей по нефтепродуктам. Особое внимание при этом уделяется внешним факторам, таким, как спрос народного хозяйства обслуживаемого района на нефтепродукты и транспортные условия нефтеснабжения. В результате решения задачи / выбираются показатели, которые характеризуют факторы, влияющие на процесс нефтеснабжения, устанавливаются источники информации о них и обосновываются те или иные математические методы, необходимые для моделирования конкретных задач нефтеснабжения. Решение задачи 2 обеспечивает получение научно обоснованных кратко-, средне- и долгосрочного прогнозов потребности в массовых светлых нефтепродуктах в целом по району и в территориальном разрезе (по агрегированным потребителям) и учет сезонных колебаний потребительского спроса на нефтепродукты. Задача 3 предусматривает получение информации о современных и перспективных условиях транспортного обслуживания района при осуществлении перевозок массовых светлых нефтепродуктов. При этом учитываются особенности железнодорожного, речного, трубопроводного и автомобильного видов транспорта. Таким образом, решение задач первой группы на стадии предпланового анализа позволяет получить данные, необходимые для проведения оптимизационных расчетов в последующих группах задач. 28
0302. Выбор оптимального варианта перспективных внутрирайонных транспортно-экономических связей народного хозяйства по массовым светлым нефтепродуктам
Цель задачи — определение перспективной потребности народного хозяйства в наиболее массовых светлых нефтепродуктах (автобензин, дизельное топливо) применительно к задачам оптимизации внутрирайонных транспортно-экономических связей. Результаты прогнозирования могут быть также использованы для проверки достоверности фондовых заявок потребителей, определения всесоюзной потребности народного хозяйства в нефтепродуктах и решения ряда других практических задач текущего и перспективного планирования в системе нефтеснабжения. Согласно требованиям постановки экономико-математических задач оптимизации внутрирайонных транспортных экономических связей необходимо получить:
Цель задачи — получение в основном информации, необходимой для принятия при текущем планировании нефтеснабжения района обоснованных решений, обеспечивающих формирование рациональных внутрирайонных транспортно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам. Для использования при текущем планировании должны быть определены оптимальные (нормативные) значения таких показателей, как объем и структура реализации нефтепродуктов на объектах нефтебазовото хозяйства; объем и структура запасов нефтепродуктов на речных нефтебазах и их филиалах; оптимальные схемы перевозок по этапам транспортного процесса; расчетные значения основных технико-экономических показателей (фондоотдача, себестоимость, производительность труда, оборачиваемость резервуарного парка). Кроме того, для повышения обоснованности перспективного планирования необходимо определить резервы повышения пропускной способности действующих объектов нефтебазового хозяйства, использование которых в перспективе не потребует дополнительных капитальных вложений. Значения перечисленных показателей могут быть определены при анализе оптимального варианта внутрирайонных текущих транс-портно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам, который получен в результате решения экономикО'-мате-матической задачи, моделирующей условия нефтеснабжения района в базисном году. За базисный год принимается последний год, за который имеются отчетные данные. Основное условие постановки такой задачи — обеспечение бесперебойного и своевременного снабжения нефтепродуктами всех потребителей, расположенных в обслуживаемом районе, с минимальными затратами народного хозяйства на перевозку нефтепродуктов от источников ресурсов, расположенных в районе, до потребителей и на операции, связанные с хранением нефтепродуктов на действующих объектах нефтебазового хозяйства.
моделирование транспортных условий нефтеснабжения района, т. е. формирование единой транспортной сети района и определение удельных затрат на перевозку массовых светлых нефтепродуктов каждым видом транспорта, участвующего в осуществлении внутрирайонных транспортно-экономических связей;
ПОДЗАДАЧА 0203. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ТЕКУЩИХ ВНУТРИРАЙОННЫХ ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО МАССОВЫМ СВЕТЛЫМ НЕФТЕПРОДУКТАМ
Рис. 18. Блок-схема алгоритма решения подзадачи «Выбор оптимального варианта текущих внутрирайонных транспортно-экономических связей народного хозяйства по массовым светлым нефтепродуктам»
Цель подзадачи — экономико-математический анализ оптимального варианта текущих внутрирайонных транспортно-экономи-ческих связей по массовым светлым нефтепродуктам (т. е.
Цель задачи — получение информации, необходимой для принятия при перспективном планировании нефтеснабжения района обоснованных решений, обеспечивающих формирование рациональных внутрирайонных транспортно-экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам с учетом неопределенности, характерной для перспективного развития нефтеснабжения. Для средне-и долгосрочного планирования нефтеснабжения должны быть получены оптимальные (нормативные) значения основных технико-экономических показателей деятельности нефтебаз и управления в целом (объем и структура реализации нефтепродуктов, удельные затраты на транспортировку и переработку нефтепродуктов, фондоотдача и производительность труда), оптимальные схемы перевозок нефтепродуктов по всем этапам внутрирайонного транспортного процесса, а также направления и очередность капитальных вложений в развитие нефтебазового хозяйства.
Выражении определяют Выраженная тенденция Выравнивание социально Высоковольтной аппаратуры Выступает источником Выступает посредником Выступает важнейшим Выступают физические Выступают отдельные Выявления недостатков Высвобождения оборотных Высвобождение работающих Выводится диалоговое вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|