|
Восприятие информации
Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Дело в том, что эти вознаграждения отражают возможности вознаграждения, определяемые руководителем для данного сотрудника и организации в целом. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое (8), использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение (9) — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.
Отмечаются способность к параллельному взаимодействию логических элементов АИТ, совмещение всех типов информации (текста, образов, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.
4.1. Восприятие человеком окружения............. 82
4.1. Восприятие человеком окружения
4.1. Восприятие человеком окружения
Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбора информации и систематизации информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.
Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит выборочный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п, т.е. информация как бы проходит через психологический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию. Например, не слышать разговора людей, стоящих рядом, в том случае, если он его не интересует. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки, облегчая психологические нагрузки, давая «отдохнуть» органам чувств, отбор информации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязательно приводит к искаженному восприятию действительности и возникновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми. Человек получает информацию из окружения с помощью органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Наибольший объем информации идет через органы зрения и через органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств информация всегда фактологична и всегда это информация данного момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информации, получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в целом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.
Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ — это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек обрабатывает информацию, также используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю — не люблю», «нравится — не нравится», «хорошо —• плохо», «лучше — хуже», «приемлемо — неприемлемо» и т.п. Восприятие является очень сложным, многогранным и быстротекущим процессом. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. В действительности это практически одновременно и зачастую молниеносно разворачивающиеся процессы, составляющие вместе восприятие человеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в целом осуществляются в соответствии с определенными принципами, для каждого человека характерна индивидуальность в протекании этих процессов. Это всегда делает восприятие индивидуальным и субъективным. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с человеком и управлять им, необходимо знать хотя бы в общем виде то, каковы характерные черты восприятия данным человеком действительности.
При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие человеком действительности, можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, оказывающих стабильное влияние на восприятие человека. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:
Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются следующие:
Сильное влияние на восприятие человеком определенной действительности может оказывать первое впечатление. Зачастую бывает Восприятие информации о режиме работы машин и технологического оборудования
Во всякой операторской деятельности можно выделить два этапа [13]: информационный поиск (восприятие информации и ее оценка) и обслуживание (принятие решения и исполнительное действие). В зависимости от профессионального уровня оператора и вида выполняемой им работы тот или иной этап оказывается или свернутым (сокращенным) или развернутым. Обе эти формы исполнительной деятельности человека характеризуют уровень реализуемых навыков, затраты физической и сложной умственной
Для тех, кто разрабатывает, проектирует и эксплуатирует современные биотехнические системы и комплексы, человек как главный компонент этих сложноорганизованных структур достаточно полно характеризуется показателями восприятия, внимания, памяти и мышления [9, 36}. При выполнении всей совокупности трудовых актов в деятельности по управлению, контролю, программированию и обслуживанию оператор на разных иерархических уровнях системы ЧМС реализует только три группы психофизиологических процессов: деятельность анализаторов (восприятие информации), главную функцию центральной нервной системы (хранение и переработка информации) и эффективную деятельность (выдача командной информации, реализации команд) [16].
Исследованиями установлено [25, 26], например, что точность отсчетов резко возрастает, если: а) кончик стрелки не касается делений шкалы, а находится на расстоянии 3—16 мм от них; б) на черном фоне шкалы белые цифры; в) время на восприятие информации и решение задачи больше реально требуемого; г) число воспринятых сигналов к одновременно требуемому действию не превышает объема оперативной памяти; д) время непрерывной (без пауз) работы не более 15—20 мин.
В составе труда операторов по добыче нефти и газа преобладают психофизиологические задачи, решение которых идет в большинстве случаев,по схеме: восприятие информации, опознание ее содержания, анализ, сопоставление с концептуальной моделью, принятие решения, реализация решения. При конечном числе повторяющихся задач и биомеханических стереотипных действий успешность деятельности оператора в значительной степени зависит от качества и количества информации, своевременности ее восприятия и опознания, его профессиональной подготовки, определяющей общий уровень и рациональность принимаемых решений.
Все бурильщики подтвердили необходимость использования индивидуальных средств защиты (спецодежда, обувь, рукавицы, шлемофоны); 42% работающих считают, что эти средства затрудняют рабочие движения и восприятие информации, в том числе посредством тактильного (осязательного) канала.
Совокупность трудовых актов, осуществляемых человеком в процессе труда, обычно представляют в виде многоуровневой иерархической системы, которая включает три группы психофизиологических процессов: деятельность анализаторов (восприятие информации); работу центральной нервной системы (переработку информации, ее хранение) и эффективную деятельность (выдача информации [2, 3, 31, 32].
Аналитическое исследование часто носит прогнозный характер и не требует такой точности, как, например, в бухгалтерском учете. Поэтому, чтобы облегчить восприятие информации, уменьшить объем аналитических расчетов (когда они проводятся не
Под «осознанием» понимается восприятие информации и деятельность по принятию решения. «Потребность» ассоциируется с мотивами, реакцией, взглядами — так формируются предпочтения покупателя. «Действие» связывается с актом покупки или переговорами с продавцом.
аналитическая и конструктивная работы (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
Но адекватное восприятие информации еще не является гарантией того, что она будет использована. Семантический подход не позволяет дать ответ на вопрос, как получатель оценит поступившие ему сведения, — использует ли их для решения задач организации, использует ли их частично или вообще не примет во внимание.
Высвобождаемых работников Высвобождение оборотных Вытеснения конкурентов Вычисления стоимости Вызывающих изменения Вызванных экстремальными Вашингтонского консенсуса Выявления потребностей Важнейшей особенностью Важнейшее требование Важнейшие финансовые Важнейшие особенности Важнейших экономических вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|