|
Укрепление национальной
Дальнейший подъем экономики социалистических стран Азии и Латинской Америки, укрепление материально-технической базы социализма требуют значительных усилий для создания мощного энергетического хозяйства, систематического прогрессивного изменения топливно-энергетических балансов, дальнейшего быстрого повышения производства и потребления энергии на душу населения.
Главной экономической задачей стран мировой социалистической системы на современном этапе их развития является создание и всемерное укрепление материально-технической базы социализма и коммунизма.
Основными внутренними факторами, вскрытыми в ходе исследования, являются укрепление материально-технической базы, совершенствование тех-
• укрепление материально-технической базы социальной направленности.
— укрепление материально-технической базы подразделений производственно-технического обслуживания и комплектации;
самостоятельно и используются по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами. Так, фонд производственного и социального развития расходуется на укрепление материально-технической базы соответствующего учреждения (организации), на жилищное и культурно-бытовое строительство, социальные, бытовые и другие нужды членов трудового коллектива. Неиспользованные в текущем году средства фондов экономического стимулирования у коллективов не изымаются и расходуются в следующем году.
1 Укрепление материально-технической базы учреждений службы Го ссанэпиднадзора 600,0
В условиях развития рыночных отношений, возникновения Новых форм собственности, значительно повышается роль организации труда и производства, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства и его рационального использования.
Наличие современной материально-технической базы является непременным условием эффективной деятельности ученых. Затраты на укрепление материально-технической базы науки являются в 3-5 раз эффективнее, чем затраты на увеличение численности /169, с. 18/. Поэтому до распада СССР науке
Как и проводимая в республике бюджетная политика в целом, капитальные вложения, осуществляемые за счет средств бюджетов разных уровней, имеют социальную направленность. Так, из общего объема капитальных вложений в 2000 г. около 70 %, или более 5,3 млрд руб., было направлено на строительство объектов непроизводственного назначения. Приоритетными направлениями инвестиций в непроизводственную сферу сегодня являются: инвестиции в строительство жилья через Фонд жилищного строительства при Президенте Республики Башкортостан и льготное кредитование населения на индивидуальное жилищное строительство; реализация программы строительства новых школ взамен аварийных; укрепление материально-технической базы здравоохранения; строительство культурно-бытовых объектов. В результате, например, только за 2000 г. введено в эксплуатацию 35 общеобразовательных школ на 9,7 тыс. ученических мест, 8 детских дошкольных учреждений на 356 мест, 5 больниц на 453 кой-ко-мест, 4 амбулаторно-поликлинических учреждения на 1070 посещений.
и др. Государственными заказчиками таких программ выступают республиканские министерства и ведомства. Средства на реализацию республиканских целевых программ поступают главным распорядителям кредитов. В основном это средства на укрепление материально-технической базы соответствующих учреждений и проведение централизованных мероприятий. По мере развития смешанной экономики, глобализации рынков (прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую свою форму. Во Франции идея стратегического планирования выбор главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации коих призвано брать на себя государство, впервые получила воплощение в десятом индуктивном плане (1989-1992 гг.). Были установлены шесть главных направлений развития (укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб), каждое из которых получило статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода финансовых преференций. В целом приходится констатировать распространение в 80-90-х гг. весьма сдержанных настроений по отношению к использованию инструментов индикативного планирования, это стало реакцией на ряд обстоятельств, в том числе на падение эффективности функционирования госпредприятий (70-80-е гг. выявили ряд негативных сторон в эволюции госпредпринимательского сектора. Выполнение общенациональных приоритетных задач влечет за собой возрастание дефицита госпредпринимательского сектора, которое наблюдается во всех странах ЕС), и на чрезмерные аппетиты отраслевых лоббистов.
Несмотря на общую тенденцию либерализации международного обмена товарами, услугами и капиталом, каждое государство сохраняет определенные инструменты регулирования экспорта и импорта. Их целью является защита отечественных производителей, особенно в период структурной перестройки и преодоления кризисных затруднений, укрепление национальной безопасности — сохранение стратегических отраслей, гарантирующих непрерывность воспроизводственного процесса (энергетика, транспорт, связь и т.п.), и обороноспособности страны, получение встречных уступок от партнеров в торговле, а также обеспечение бюджетных поступлений. В то же время протекционизм повсеместно является средством проведения структурной политики, а не решения фискальных проблем. В современных условиях наблюдается не столько противостояние идеологии свободной торговли (либерализации) и протекционизма, сколько оптимальное сочетание этих двух инструментов хозяйственного регулирования в интересах максимально эффективного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи. Пропорции и формы подобного сочетания в данный момент определяются прагматичными национальными интересами страны.
• повышение эффективности валютно-финансовых операций и укрепление национальной валюты.
По мере развития смешанной экономики, глобализации рынков (прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую свою форму. Во Франции идея стратегического планирования выбор главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации коих призвано брать на себя государство, впервые получила воплощение в десятом индуктивном плане (1989-1992 гг.). Были установлены шесть главных направлений развития (укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб), каждое из которых получило статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода финансовых преференций. В целом приходится констатировать распространение в 80-90-х гг. весьма сдержанных настроений по отношению к использованию инструментов индикативного планирования, это стало реакцией на ряд обстоятельств, в том числе на падение эффективности функционирования госпредприятий (70-80-е гг. выявили ряд негативных сторон в эволюции госпредпринимательского сектора. Выполнение общенациональных приоритетных задач влечет за собой возрастание дефицита госпредпринимательского сектора, которое наблюдается во всех странах ЕС), и на чрезмерные аппетиты отраслевых лоббистов.
23 декабря 1913г. президент Вудро Вильсон подписал Закон о федеральном резерве (Federal Reserve Act), который закрепил создание Федеральной резервной системы (ФРС). Изначально целью ее создания было укрепление национальной финансовой системы стабильной денежной структурой. Таким образом, страна получила более гибкую систему денежного обращения, появились инструменты учета векселей и улучшилась система контроля над всей банковской сферой. В центре внимания ФРС был и остается поток кредитов и денег, хотя с момента создания ее задачи существенно расширены.
Хорошие экономические показатели из Японии не оказывали поддержку Йене. Вызвано сие событие было нежеланием японских властей видеть укрепление национальной валюты. Согласно заявлениям официальных лиц, чрезмерное укрепление йены вредит экономике страны на данном этапе. Иными словами, угрозы проведения валютной интервенции двигали пару USD/JPYвверх. Предварительное значение индекса валового внутреннего продукта (GDP) в Японии составило +0,7% за третий квартал 2002 года, +3,0% за год. Показатель превысил средний прогноз экономистов в +0,5%, а предыдущее значение пересмотрено в сторону увеличения. Потребление в частном секторе выросло на 0,8% в третьем квартале. Окончательное значение индекса промышленного производства за сентябрь составило -0,1% за месяц и +5,2% за год (прогноз был -0,3% за месяц и +4,9% за год, предварительное значение -0,3% за месяц, +4,9% за год). Индекс заказов в области машиностроения в Японии за сентябрь составил +12,7% за месяц, -2,7% за год. Показатель превысил прогнозируемое ранее экономистами значение более чем в два раза. Экономисты отмечают, что рост экономики Японии наблюдается уже третий квартал.
укрепление национальной валюты, пополнение золотовалютных резервов государства.
Чрезмерное укрепление национальной валюты на этапе структурных преобразований в
2. Денежно-кредитная политика: реальная учетная ставка ЦБ, регулирование денежного обращения с акцентом на укрепление национальной валюты; политика в области неплатежей в направлении их сокращении
валюты 123 Реальное укрепление национальной
Например, правительство в 2001 году на три года вперед объявило программу развития страны, в которой планируется повысить курс рубля на одну треть. Это приведет к подрыву конкурентоспособности еще только становящегося российского производства и грозит экономическим кризисом с неизбежной девальвацией рубля. Так не лучше ли изначально действовать в соответствии с российскими реалиями, а не субъективными взглядами правительства? Уже неудивительно, что трехлетняя программа правительства ориентирована на многоразовое сокращение чистого экспорта и сальдо текущих операций. Одна ошибка может породить другую, и вместо здорового экономического роста возникнет очередная слабость. Зачем? Весь мировой опыт говорит об экспортных и импортозамещающих отраслях как движителях экономического роста. Очевидно, что конкурентоспособность этих отраслей в России еще недостаточна, что требует адекватной финансово-экономической политики на ближайшие три-пять лет. Только на основе развития данной группы отраслей в дальнейшем станет возможным реальное укрепление национальной валюты. Не раньше.
Увеличение государственных Увеличение инвестиций Увеличение краткосрочной Увеличение национального Увеличение номинальной Увеличение оборотных Увеличение плотности Увеличение предложения Убыточные предприятия Увеличение реального Увеличение сменности Увеличение совокупных Увеличение транспортных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|