|
Улучшения платежного
Большое теоретическое и практическое значение для улучшения планирования народного хозяйства имеет Постановление декабрьского (1956 г.) .Пленума ЦК КПСС. В нем указаны требования, которые следует предъявлять к составлению планов. «Планы, — отмечается в Постановлении Пленума ЦК КПСС, — должны быть реальными, но не заниженными. • Они должны основываться ^а технико-экономических расчетах, использовании передового опыта и внутренних резервов производства и направлять усилия трудящихся на непрерывный подъем производства»1.
Важное значение для улучшения планирования народного хозяйства имеют решения ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС, в которых указывается на необходимость тщательного технико-экономического обоснования планов, полного учета в планах новейших достижений науки и техники, определения темпов развития производства с учетом ускоренного развития наиболее прогрессивных отраслей химической промышленности, электроники, машиностроения и др.
Исключительно большое значение для улучшения планирования промышленного производства имеет Постановление сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Пленум признал целесообразным «...устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятиям сверху, наделить их необходимыми средствами для развития и совершенствования производства, улучшить использование таких важнейших экономических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит»1.
/ развития народного хозяйства СССР в 1971 —1975 гг. указывается на необходимость улучшения* планирования прибыли как одного из основных JICTO^HHKOB дохода госу-
Важные задачи капитального строительства определил в своих решениях XXV съезд Коммунистической партии страны. Главная из них — повышение эффективности капитальных вложений, обеспечение дальнейшего роста и качественного совершенствования основных фондов, быстрейшего ввода в действие и освоения производственных мощностей во всех отраслях народного хозяйства за счет улучшения планирования, проектирования и организации строительного производства, сокращения продолжительности и стоимости строительства.
На основании постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности по усилению их ответственности за результаты работы» с 1 января 1984 г. с целью совершенствования методов хозяйствования в стране был начат широкомасштабный экономический эксперимент. Опыт его проведения показал большие возможности в повышении эффективности производства, качества продукции, улучшении результатов работы трудовых коллективов. Производственные объединения (предприятия) министерств, участвующих в экономическом эксперименте, перевыполнили установленные задания по объему производства, росту производительности труда, ярибыли, снижению себестоимости продукции, выпуску продукции высокого качества, улучшилось выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с договорами. При этом хорошо работающие коллективы получили более широкие возможности для материального поощрения работников, решения социальных вопросов. Внедрение в практику новых методов хозяйствования представляет собой новый шаг на пути создания целостной системы управления народным хозяйством, обеспечивающей оптимальное сочетание улучшения планирования, усиления действенности экономических рычагов и стимулов, совершенствование организационной структуры.
но возрос. Прежде всего это вызвано переходом к составлению пятилетних планов с разбивкой по годам. Наряду с этим в государственных планах появились новые разделы, вызванные необходимостью улучшения планирования научно-технического прогресса, совершенствования управления и хозяйственного механизма, внешнеэкономических связей, охраны окружающей среды, комплексного развития отдельных регионов. В связи с дальнейшим углублением общественного разделения труда и требованиями по улучшению сбалансированности планов непрерывно увеличивается номенклатура планируемой продукции.
Сокращение обема Н. с. является одним из важнейших мероприятий по повышению эффективности капитальных вложений, что достигается за счет улучшения планирования капитальных вложений и ускорения ввода в действие основных фондов. Превышение фактического или планового объема Н. с. по сравнению с его оптимальной (нормативной) величиной приводит к замораживанию вложений, удлинению сроков ввода в действие объектов и др. Чрезмерное же сокращение Н. с. может отрицательно сказываться на ходе капитального строительства, поскольку отсутствие необходимого задела отрицательно сказывается на ритмичности строительного производства и ввода в действие эксплуатационных объектов.
В десятой и одиннадцатой пятилетках основной задачей в области капитального строительства являлось повышение эффективности капитальных вложений, дальнейший рост и качественное совершенствование основных фондов, ускорение .ввода в действие и освоение новых производственных мощностей за счет улучшения планирования, проектирования и организации строительного производства, а также уменьшения стоимости строительства и его продолжительности. Только за годы десятой пятилетки общий объем капитальных вложений составил 634 млрд. руб., а за годы одиннадцатой пятилетки — 730 млрд. руб. В десятой пятилетке введено в действие 1200, а в одиннадцатой более 1300 крупных предприятий, оснащенных современной техникой, среди них такие индустриальные гиганты, как Армянская, Курская, Крымская атомные электростанции, Волгодонской завод «Атом-маш», Саяно-Шушенская ГЭС и др.
Для отдельных предприятий ежегодно устанавливают индивидуальные нормы запасов в соответствии с конкретными условиями производства и снабжения. По мере улучшения планирования производства и повышения ответственности поставщиков за точное выполнение договора страховая часть производственных запасов должна систематически уменьшаться.
Для отдельных предприятий ежегодно устанавливают индивидуальные нормы запаса в соответствии с конкретными условиями производства и снабжения. По мере улучшения планирования производства и повышения ответственности поставщиков за точное выполнение договора страховая часть производственных запасов должна систематически снижаться. Концепция баланса официальных расчетов. Очередным шагом на пути измерения сальдо платежного баланса стала концепция официальных расчетов, выдвинутая США в 1965 г. и принятая впоследствии как основная концепция экспертами МВФ и ОЭСР. Привлекательность этой методики для официальных органов США и других стран состояла в том, что она, во-первых, давала меньшие показатели дефицита, во-вторых, подводила теоретическую основу под практикуемое широкое привлечение иностранного частного краткосрочного и портфельного капитала для улучшения платежного баланса. Концепция официальных расчетов возникла в результате критического анализа методов измерения сальдо платежного баланса США, который был осуществлен специально созданным комитетом под руководством эксперта по финансовым вопросам Э. Бернштейна.
учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок.
по бухгалтерской стоимости (1 унция - 35 SDR) странам, которые к концу 1975 г. были членами МВФ (реституция золотого запаса). Во-вторых, фонд может продать золото странам-участницам или на рынке по рыночной цене. Полученная при этом сверх бухгалтерской стоимости дополнительная выручка зачисляется на специальный счет (Special Disbursement Account — SDA). С этого счета могут выделяться регулярные кредиты для улучшения платежного баланса членов МВФ, в первую очередь помощь развивающимся странам, в том числе в форме процентной субсидии.
В условиях обострения борьбы за рынки Д. используется в интересах поощрения экспорта и сокращения импорта для улучшения платежного баланса путем приведения официального курса во временное соответствие с рыночным курсом ведущих валют. Однако переход к режиму «плавающих» валютных курсов в значительной степени снизил действенность Д. как средства уменьшения дефицита платежного баланса, т. к. периодические резкие колебания курсов валют, применяемых в международных расчетах, нередко нейтрализуют эффект Д.
по бухгалтерской стоимости (1 унция= 35 §ОК) странам, которые к концу 1975 г. были членами МВФ (реституция золотого запаса). Во-вторых, фонд может продать золото странам-участницам или на рынке по рыночной цене. Полученная при этом сверх бухгалтерской стоимости дополнительная выручка зачисляется на специальный счет (Special ШхЬигзетеШ- Ассоип(; — 50А). С этого счета могут выделяться регулярные кредиты для улучшения платежного баланса членов МВФ, в первую очередь помощь развивающимся странам, в том числе в форме процентной субсидии.
Среди ее причин выделяются инфляция и дефицит платежного баланса. Поэтому девальвация часто используется в качестве инструмента стимулирования экспорта страны и ограничения ее импорта в интересах улучшения платежного баланса.
С начала 60-х годов правительства консерваторов и лейбористов, проводя политику «стоп-вперед», пытались попеременно добиться улучшения платежного баланса или роста экономики. Нарастание инфляционных процессов в первой половине 70-х годов усложнило и модифицировало задачи государства. Оно стало все более активно прибегать к дефляционной политике. Однако это лишь ухудшило положение: ограничение спроса на внутреннем рынке, не снизив темпов повышения цен, ослабляло стимулы к росту производительности труда. Результатом явилась «стагфляция» — сочетание высокой инфляции с низкими темпами роста экономики и увеличением безработицы.
Рыночное определение валютного курса, на поддержание которого не расходуются валютные резервы Центрального банка, позволяет больше внимания уделять проблемам реального сектора экономики. В этих условиях появляются возможности увеличения положительного сальдо счета текущих операций, улучшения платежного баланса в целом. А это, в свою очередь, позволяет начать работу по восстановлению золотовалютных резервов Банка России, что чрезвычайно важно в посткризисный период для достижения долгосрочной стабилизации национальной валюты.
зультатом вложения в промышленность слишком больших инвестиционных ресурсов за счет сельского хозяйства, которое, безусловно, является доминирующим сектором экономики развивающихся стран. В других странах выяснилось, что стоимость индустриализации оказалась слишком большой, поскольку необходимо было устанавливать высокие эффективные протекционистские тарифы (effective rates of protection) до тех пор, пока местная промышленность смогла бы конкурировать с импортом. Малым и очень бедным странам было очень трудно создать жизнеспособную промышленность, поскольку их внутренние рынки слишком малы в сравнении с минимальными эффективными размерами промышленных предприятий. В некоторых странах не произошло существенного улучшения платежного баланса. Структура их импорта изменилась, вместо готовых потребительских товаров в нем стали преобладать оборудование, сырье и запасные части, а зависимость все еще оставалась очень сильной. Распределение доходов внутри этих стран стало еще более неравномерным, что повлекло за собой увеличение миграции из сельской местности в города с неизбежным увеличением городской безработицы и возникновением новых политических проблем. В последние годы и экономисты, и правительства развивающихся стран стали более осторожными в своем отношении к очевидным преимуществам политики индустриализации. В настоящее время многие стратегии развития (development strategies) отдают предпочтение сельскохозяйственному сектору.
tight money (жесткая кредитно-денежная политика): Фаза денежно-кредитной политики, при которой ограничено предоставление кредитов (credit) и существуют высокие процентные ставки. Целью такой политики является снижение общего уровня спроса или ограничение его роста для сдерживания роста цен или улучшения платежного баланса (balance of payments) (или для того и другого). (См. monetary policy.)
с фашистской Германии и ее союзников были определены на Крымской и Потсдамской конференциях (1945 г.). Могут быть произведены в форме реституции. Термин используется также и в случаях, не связанных с последствиями войны. Например, репатриация займов, т. е. возвращение в страну облигаций, размещенных среди иностранных держателей за границей, путем скупки выпускавших их государством; репатриация прибыли, т. е. возвращение ее стране происхождения с целью дальнейшего инвестирования; репатриация капиталов, т. е. ввоз его в страну, из которой он был ранее вывезен. РЕПАТРИАЦИЯ (от лат. ге-patriare - возвращаться на родину). 1. Репатриация капиталов -возвращение капиталов, вложенных за рубежом, для инвестиций в своей стране. Репатриация капиталов может осуществляться в форме перевода на родину капиталов, ранее инвестированных за границей, и прибылей по ним, а также вырученной иностранной валюты от реализации товаров и услуг. Репатриация капиталов связана с проблемой вывоза капитала. Страны - экспортеры капиталов в период ухудшения своего валютно-экономического положения стимулируют репатриацию капиталов для улучшения платежного баланса. В этих це-
Увеличение продукции Увеличение производственной Увеличение себестоимости Увеличение сокращение Убыточных предприятий Увеличение уставного Увеличении коэффициента Увеличении реального Увеличении удельного Увеличению безработицы Увеличению количества Увеличению предложения Увеличению рентабельности вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|