|
Участников общественного
Для России 1990-х гг. характерны общий высокий уровень налогового бремени, неоправданно большое количество налогов и сборов, неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам, сложность и методическая неотработанность законодательных норм и правил исчисления налогов, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для плательщиков и получателей налогов, нестабильность налоговых норм, приоритет ведомственных инструкций над законами, неоднозначность и расплывчатость отдельных принципиальных положений законов, введение налоговых норм задним числом, огромное количество дополнений и пояснений к официальным текстам законов, стойкое нежелание со стороны налоговых органов консультировать налогоплательщиков, низкая общая налоговая культура всех участников налоговых отношений.
Для России 1990-х гг. были характерны общий высокий уровень налогового бремени, неоправданно большое количество налогов и сборов, неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам, сложность и методическая неотработанность законодательных норм и правил исчисления налогов, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для плательщиков и получателей налогов, нестабильность налоговых норм, приоритет ведомственных инструкций над законами, неоднозначность и расплывчатость отдельных принципиальных положений законов, введение налоговых норм задним числом, огромное количество дополнений и пояснений к официальным текстам законов, стойкое нежелание со стороны налоговых органов консультировать налогоплательщиков, низкая общая налоговая культура всех участников налоговых отношений.
Принятие Налогового кодекса позволило существенным образом систематизировать действовавшие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему. В частности, устранены такие недостатки существовавшей до принятия Кодекса налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Как известно, до принятия Налогового кодекса кроме законодательных органов право издания актов, регулирующих налоговые отношения, имело Правительство и многочисленные федеральные и региональные органы исполнительной власти. К моменту принятия Налогового кодекса в стране действовало более тысячи нормативных документов по налогообложению, включая инструкции Госналогслужбы (в настоящее время —
Таким образом, принятие Налогового кодекса дает достаточно твердую гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений совершенно четко знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия.
Налоговым кодексом кроме ответственности непосредственно налогоплательщиков установлены также налоговые санкции за нарушение законодательства и для других участников налоговых отношений.
Нормативные акты министерств и ведомств представляют собой огромный пакет документов, зачастую противоречащих друг другу. Поэтому уже в 1995 г. встал вопрос о создании Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка, предпринятая в 1996 г., не увенчалась успехом. Только в 1998 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ, введенная федеральным законом №146-ФЗ от 31.07.1998. Этот базовый акт определяет: налоговую систему России, участников налоговых правоотношений, порядок сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов, порядок обжалования действий налоговых органов, а также целый ряд иных положений налоговой системы. Следует отметить, что после принятия первой части Налогового кодекса РФ (НК РФ) Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ» утратил силу, за исключением статей, определяющих перечень налогов РФ.
31 июля 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации № 146-ФЗ (принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 1999 г.). Предполагалось, что принятие Налогового кодекса позволит систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приведет в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устранит такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
Любая национальная налоговая система функционирует на объективной методологической базе — комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе. Исследование этой области порождает налоговые концепции, различающиеся подходами к очерчиванию границ и участников налоговых правоотношений. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов, дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Это процесс формулирования принципов построения национальной налоговой системы и утверждения ее методических и организационно-правовых основ, задач и конечных целей. Методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования и контроля.
Российская система налогообложения, как уже отмечалось, функционирует исходя из положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и законов, определяющих права и обязанности налоговых администраций: налоговых инспекций и налоговой полиции [8; 18]. Положения этих законодательных актов детализированы в законах, принимаемых по каждому отдельному виду налога, в них определены правовые нормы, основные методические подходы к расчетам налогооблагаемой базы и непосредственно сумм налогов. В таких законах приведены нормы управления налогообложением и описаны тактические действия участников налоговых правоотношений в процессе налогового контроля.
Управление налогообложением — система методов установления правового регламента, сочетание прав и обязанностей субъектов налогового права, других участников налоговых отношений, реализующихся с принятием и выполнением той или иной налоговой политики.
Налоговая политика — стратегические направления и тактические действия участников налоговых отношений при выполнении своих прав и обязанностей, определенных в Конституции того или иного государства, своде налоговых законов (Налоговом кодексе) и в других законодательных актах, имеющих прямое или косвенное отношение к налогообложению. Таким образом, само появление и развитие налогового права свя-•заны с демократизацией общества, с идеей правового государства. На-•логовому праву как части современной правовой системы не чужды идеи социальной справедливости, принципы демократии. С точки зрения правовой природы налогообложение есть мера упорядочения, введения в определенные границы имущественных отношений участников общественного производства и государства. Поэтому юрист, исследуя общие проблемы налогообложения или конкретные вопросы налоговой техники, должен учитывать, что основная задача налогового права—защита права собственности от безграничных (в принципе) притязаний государства, поддержание баланса интересов налогоплательщика и общества (государства).
Для нормального функционирования рынка необходимо обеспечение ряда условий: 1) рынок, товарно-рыночные отношения могут реализоваться только на основе персонифицированной собственности, когда товаропроизводитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда; 2) необходима свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства; 3) наличие твердой, авторитетной валюты; 4) четко налаженная система кредитных и финансовых отношений; 5) умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.
Таким образом, появление и развитие налогового права связаны с демократизацией общества, с идеей правового государства. Налоговому праву как части современной правовой системы не чужды идеи социальной справедливости, принципы демократии. С точки зрения правовой природы налогообложение есть мера упорядочения, введения в определенные границы имущественных отношений участников общественного производства и государства. Поэтому юрист, исследуя общие проблемы налогообложения или конкретные вопросы налоговой техники, должен учитывать, что основная задача налогового права — защита права собственности от безграничных (в принципе) притязаний государства, поддержание баланса интересов налогоплательщика и общества (государства).
Планомерно направляемое развитие науки и техники на создание новых, более эффективных средств и предметов труда,, эффективной технологии производства, увеличение массы разнообразных потребительных стоимостей создает материально-техническую основу повышения социально-экономической эффективности общественного производства и базу для построения коммунистического общества. Научно-технический прогресс приводит к качественным изменениям в развитии производительных сил и производственных отношений, влияет на совершенствование отраслевой и региональной структуры производства, на рост производительности общественного труда. На его основе изменяется профессиональный и квалификационный состав участников общественного производства, облегчаются условия труда, создаются средства для охраны окружающей среды, от неблагоприятного воздействия материального производства и для роста городов.
Наличие вероятностного, случайного характера наступления чрезвычайных событий предопределило возмещение материального ущерба посредством его раскладки на солидарной основе между отдельными заинтересованными собственниками. Как правило, число лиц, заинтересованных в страховой защите, намного превышает число пострадавших от различных явлений случайного характера: стихийных бедствий, пожаров, катастроф, грабежей и т. п. Солидарное же возмещение ущерба позволяет заметно сглаживать последствия тех или иных непредвиденных событий. На этих принципах осуществляется взаимное страхование участников общественного воспроизводства.
новых участников общественного производства.
Действующее законодательство определяет и юридически закрепляет отношения участников общественного производства, связанные с обеспечением качества научно-технической, промышленной, строительной, сельскохозяйственной и другой продукции, транспортных, снабженческих, торговых и других видов работ и услуг, предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Оно должно предусматривать усиление воздействия хозяйственного механизма, экономических рычагов и стимулов на обеспечение качества и конкурентоспособности разрабатываемой и используемой продукции, производимых работ и услуг в условиях рыночных отношений, демократизации общественной жизни, развития конкуренции.
* необходима свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;
Последнее обстоятельство особенно важно в условиях нестабильной экономики, расстройства хозяйственных связей, неуверенности в завтрашнем дне, когда непредвиденная остановка производства может привести к огромным убыткам, долгам,'на погашение которых может не хватить даже всего имеющегося имущества. Подобной опасности подвергаются арендные предприятия, индивидуальные предприниматели, полные товарищества. Акционерные общества позволяют более оперативно использовать материальные и людские ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников общественного производства.
По определению К. Маркса, управление есть «функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда и относящаяся к этому последнему...» J. - Следовательно, управленческий труд — это вид общест-. венного труда, назначением которого является обеспече-' ние целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников общественного процесса труда, так и трудовых коллективов по решению стоящих перед ними задач. ^ Содержание труда-—это совокупность трудовых функций работника, обусловленная его ролью и местом в процессе коллективного труда, а также уровнем развития производительных сил в обществе. В содержании труда находят отражение технико-организационные особенности соединения личностных и вещественных элементов производства, оно формируется под определяв ющим влиянием техники, технологии, организации производства, труда и управления, предмета труда и мастерства работника. Наряду с технико-организационными особенностями содержание труда выражает совокуп-
Поставленная партией задача органического соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства предусматривает быстрый рост научно-технического потенциала, планомерное проведение научных исследований и скорейшее внедрение их результатов в народное хозяйство, широкое привлечение всех участников общественного производства, всех звеньев хозяйственного механизма к решению задач научно-технической революции.
Установление отношений Установление приоритетов Установление соответствия Учреждений находящихся Установлении конкретных Установленный государством Установленные нормативы Установленные промежутки Установленных федеральными Установленных нормативными Установленных предельных Установленных стандартов Установленными нормативными вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|