|
Улучшению планирования
За счет средств этого фонда предприятия самостоятельно разрабатывают и осуществляют мероприятия по механизации и автоматизации, замене и модернизации оборудования, улучшению организации производства и труда, а также другие мероприятия по техническому перевооружению производства.
должительности всего комплекса работ предусматриваем следующие мероприятия по улучшению организации отдельных работ:
В химической промышленности постоянно ведутся теоретические исследования и практические работы по совершенствованию методов проведения ремонта и улучшению организации ремонтных работ на предприятиях. Это находит отражение во внедрении более прогрессивных технологических методов проведения ремонта, в совершенствовании структур управления ремонтными службами, в улучшении планирования и учета ремонтных работ, систем материального стимулирования ремонтных рабочих, в расширении межзаводского кооперирования по производству запасных частей для ремонта и др. Вместе с тем, в организации и планировании ремонтных работ есть еще много нерешенных вопросов. Именно в этой связи на XXIV съезде КПСС было указано: «Повышать технический уровень и эффективность модернизации и ремонта техники. Осуществлять постепенный переход от практики децентрализованного изготовления узлов, агрегатов и деталей для модернизации и ремонта техники к организации специализированного производства их на предприятиях, изготовляющих соответствующую технику. Значительно расширить специализированные мощности по централизованному ремонту оборудования. Предприятия — изготовители оборудования должны отвечать за обеспечение выпускаемой техники сменными и ремонтными деталями и узлами и за ее эксплуатационные качества». * Это решение партии является программным в области совершенствования ремонтного производства и в настоящее время.
разработка и контроль за выполнением цеховых мероприятий и графиков по увеличению выпуска продукции, снижению брака, снижению трудоемкости, повышению культуры производства, реконструкции цеха, улучшению организации рабочих мест и условий труда и т. д.;
В стройной системе мер по совершенствованию хозяйственного механизма большое внимание уделяется дальнейшему повышению действенности кредитного механизма в экономическом стимулировании производства и улучшению организации расчетов в народном хозяйстве.
При переходе предприятий отрасли на полный хозяйственный расчет и самофинансирование основным источником финансирования затрат на техническое и организационное развитие предприятия является фонд развития производства, науки и "ехники. Из средств этого фонда финансируются затраты па те? ническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств, подготовку, освоение и изготовление ноной и модернизованной продукции и внедрение прогрессивны к технологических процессов, автоматизацию и механизацию производства, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совершенствование организации производства и труда, а также па другие мероприятия по повыше-ни о эффективности производства. Проектно-сметную документацию и титульные списки па техническое перевооружение, осуществляемое за счет средств фонда развития производства, науки и техники и кредитов банка, предприятия разрабатывают самостоятельно. Эти документы утверждает руководитель предприятия. Небольшие организационно-технические мероприятия по улучшению организации производства и труда, внедрс-нио прогрессивных норм выработки и др. осуществляют за счс.т эксплуатационных расходов. Такие единовременные затраты списывают пропорционально выработке продукции в том пе >иоде, когда проводили мероприятие.
Для дальнейшего развития нефтедобывающей промышленности в десятой пятилетке вводятся в эксплуа* тацию десятки тысяч новых скважин, значительно увеличились объемы разведочного и эксплуатационного бурения. Значительно повысилась эффективность буровых работ. Сроки строительства скважин в десятой пятилетке сократились на 25—30 % за счет увеличения скорости бурения, внедрения буровых установок универсальной монтажеспособности, йовых типов долот, забойных двигателей, промывочных жидкостей, высокопрочных обсадных и бурильных труб, более высокого качества химических реагентов и поверхностно-активных веществ для обработки промывочных растворов, а также благодаря улучшению организации работ и применению прогрессивных методов освоения скважин.
Организация материально-технического снабжения и сбыта влияет на бесперебойность, ритмичность и эффективность производства. Улучшению организации снабжения и сбыта способствуют развитие прямых связей между поставщиками и потреби тслями, оптовая торговля средствами производства, укрепление дисциплины в соблюдении договорных обязательств по постав кам продукции, расширение услуг, очазываемых потребителям организациями материально-технического снабжения, оптимизация связей между поставщиками и потребителями
Снижение численности основных производственных рабочих на анализируемом предприятии вызвано несколькими причинами: текучестью кадров из-за неудовлетворительных бытовых и жилищных условий, недостаточного уровня механизации и автоматизации отдельных производственных процессов, неудовлет-творителыюго состояния организации труда и т. п. Снижение против плана количества вспомогательных рабочих объясняется частично ранее указанными причинами, а также проведением мероприятий по улучшению организации ремонтных работ. Хотя их численность отклоняется от плана менее существенно по сравнению с основными производственными рабочими, недостаток рабочих по этой группе персонала оказывает существенное
Нормирование труда является одной из составных частей научной организации труда и заключается в установлении меры затрат рабочего времени на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени. Роль и значение нормирования определяется прежде всего тем, что на основе норм устанавливается мера труда для каждого рабочего и производственного коллектива в целом. Внедрение прогрессивных норм способствует улучшению организации труда, росту его производительности и повышению эффективности производства.
При анализе затрат времени на выполнение операции, где имеются простои аппаратов, необходимо одновременно намечать мероприятия по сокращению длительности этих операций, а также по улучшению организации планово-предупредительных ремонтов и взаимодействия оборудования для повышения степени его использования. Время на остальные простои и перерывы, а также на непроизводительные технологические операции при расчете не учитывается. 3. Грайфер В. И., Левин С. М., Шарай А. Ф. Экономическая работа в отрасли по улучшению планирования и совершенствованию хозяйственного механизма.— Экономика нефтяной промышленности. 1980, № 10, с. 9—11.
по улучшению планирования
крупные мероприятия по улучшению планирования народного хозяйства.
§ 2. Мероприятия Коммунистической партии СССР и Советского правительства по улучшению планирования народного хозяйства ....... 87
Достижение этой цели предусматривается путем усиления экономической заинтересованности коллективов предприятий в конечных результатах производства, т.е. через развитие хозрасчетных интересов. Для реализации этой цели предусматривается комплекс мер по дальнейшему совершенствованию экономических методов управления, улучшению планирования, расширению прав и самостоятельности объединений, предприятий и организаций в их производственном и социальном развитии, а также в оплате труда и материальном стимулировании.
1. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений, утвержденная Госпланом СССР и Госстроем СССР в 1981 г. В развитие Типовой методики в отдельных отраслях разрабатывают отраслевые Инструкции по определению аналогичной экономической эффективности с соответствующими примерами ее расчета. В Типовой методике изложены методы обоснования экономической эффективности капитальных вложений в комплексные и целевые программы, в развитие и размещение отраслей народного хозяйства, мероприятия по улучшению планирования и усилению воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности общественного производства и качества работы. Ее используют при выявлении резервов интенсификации производства, анализе выполнения планов и проектов строительства на всех стадиях разработки пятилетних и годовых планов экономического и социального развития, планов на 10-15 лет и более длительную перспективу.
Совершенствованию хозяйственного механизма в последние годы уделяется большее внимание. Экономическая реформа 1965 г., периодические пересмотры оптовых цен, меры по улучшению планирования и экономического стимулирования производства, науки и техники, управления качеством продукции дали определенные результаты в развитии экономики зрелого социализма. С 1 января 1984 г. в стране проводится широкомасштабный экономический эксперимент. Основанием явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности по усилению их ответственности за результаты работы» *. Суть экономического эксперимента состоит в том, чтобы дать больше прав предприятиям, объединениям, министерствам, одновременно повысив их ответственность, прежде всего материальную. Хотя химическая промышленность в 1984—1985 гг. не участвовала в этом эксперименте, многие экономические положения, отработанные в процессе его проведения, сегодня реализуются в отрасли.
Реализация мер по улучшению планирования и совершенствованию хозяйственного механизма, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г., приводит к дальнейшему увеличению объема плановой работы и наращиванию количества расчетов к проектам планов. Начиная с одиннадцатой пятилетки Госплан СССР и Госпланы союзных республик наряду с пятилетними и годовыми планами должны разрабатывать основные направления экономического и социального развития страны на долгосрочную перспективу. При этом для повышения обоснованности текущих и перспективных планов предусматривается не только существенно расширить круг составляемых при их разработке материальных, трудовых и финансовых балансов, но и впервые в практике планирования разрабатывать в перспективных планах планы распределения продукции по важнейшим потребителям. Выдвигается требование шире применять при формировании плановых показателей оптимизационные и другие инженерно-экономические расчеты; значительно улучшить нормативную базу планирования, которая должна охватить все стадии расширенного воспроизводства. Отраслевой и территориальный разрезы государственных планов должны быть дополнены программным разрезом при одновременном повышении качества отраслевых проектировок и комплексности планирования развития союзных республик и экономических районов. Вместе с тем, как указывалось выше, значительно возрастает объем работы по контролю за ходом выполнения планов, выявлению дополнительных резервов и подготовке плано-
Опыт показывает, что модели оптимального отраслевого планирования являются весьма эффективным инструментом обоснования плановых решений. Как правило, их применение позволяет получить вариант, предусматривающий снижение на 10—15% суммарных приведенных затрат на заданный уровень производства по сравнению с вариантом, составленным традиционными методами, либо обосновать возможность дополнительного выпуска продукции при заданных ограничениях по ресурсам. Однако тот же опыт свидетельствует и о том, что некоторые министерства не всегда своевременно и качественно готовят и представляют в Госплан информацию, необходимую для расчетов по оптимизационным моделям. Реализация мероприятий по улучшению 'планирования и совершенствованию хозяйственного механизма, намеченных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г., несомненно, будет способствовать преодолению такого рода негативных тенденций. Тем самым будут созданы благоприятные условия для значительно более широкого использования оптимизационных отраслевых моделей в практике планирования, что и предусмотрено заданием на вторую очередь АСПР.
Особое внимание уделяется улучшению планирования и повышению сбалансированности объемов капитальных вложений с материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также мощностями строительно-монтажных организаций. Основным показателем плана и оценки результатов в строительстве является ввод в действие производственных мощностей и объектов. В этой связи с 1980 г. введен новый показатель — товарная строительная продукция, который позволяет обеспечить полную ответственность, подрядчиков и заказчиков за своевременный ввод в действие предприятий и объектов.
Меры по дальнейшему улучшению планирования намечены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». В Постановлении первостепенное значение придается повышению роли государственного плана как важного инструмента реализации экономической политики партии, обеспечению сбалансированности планов, их большей ориентации на решение социальных задач.
Увеличению стоимости Увеличить численность Увеличить коэффициент Увеличить ожидаемую Увеличить собственный Увеличивая количество Увеличивается пропорционально Увеличивается вследствие Увеличивает предложение Увеличивает вероятность Убывающей полезности Увеличиваются пропорционально Уверенностью утверждать вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|