Уменьшение инвестиций



Квазирыночный характер российской экономики объясняет необычность ее реакции на многие стандартные меры фискальной и монетарной политики. Так, давно доказано, что уменьшение государственных расходов может обусловить снижение выпуска продукции, соответственно налоговых поступлений, но не до такой степени, чтобы увеличить или хотя бы оставить прежним уровень дефицита госбюджета. Сокращение госрасходов способно приводить к расширению масштабов неплатежей и повышению степени неликвидности реального сектора, а потому и к значительному большему снижению налоговых поступлений. В нынешних условиях существует опасность возникновения порочного круга: снижение государственных расходов - рост дефицита бюджета.

Исходя из доминирующих в МВФ теоретических воззрений, его практические стабилизационные программы носят преимущественно дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели; отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги, что ведет к повышению цен на эти товары; увеличение налогов на личные доходы; сдерживание роста, или «замораживание», заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительского; либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров и т.п. В зависимости от конкретной ситуации в разных странах эти меры используются в различных сочетаниях. По мнению МВФ, такие меры необходимы «для достижения устойчивого равновесия между спросом на ресурсы и их

Если же имеет место снижение реальных государственных расходов или увеличение реальных налогов, то произойдет левостороннее смещение кривой IS. Равновесная процентная ставка уменьшится, поскольку снижение реального дохода приведет к уменьшению спроса на деньги. Это вызовет увеличение ожидаемых инвестиций, которые лишь частично компенсируют снижение равновесного реального дохода. Вследствие снижения реального дохода (при постоянном уровне цен) кривая совокупного спроса сместится влево. Уменьшение государственных расходов или увеличение налогов снижает совокупный спрос.

Временные лаги значительно усложняют проведение ФРС антициклической денежно-кредитной политики. Рассмотрим следующий пример. Предположим, что уровень цен внезапно стал расти, возможно из-за внезапного увеличения автономного потребления домашних хозяйств, что привело к увеличению совокупного спроса. Из-за задержки распознавания ФРС потребуется некоторое время для осознания того, что произошло. Более того, к моменту принятия решения ФРС об уменьшении денежной массы для устранения роста совокупного спроса автономное потребление домашних хозяйств может уже вернуться на прежний уровень, уменьшив давление на цены и бе .ч вмешательства ФРС. Однако ФРС уже сократила денежную массу. До момента воздействия этой меры на экономику некоторые другие события, например уменьшение государственных расходов, могли еще больше снизить цены; тогда мера ФРС попросту усугубит положение. Действительно, к моменту воздействия этой меры на уровень цен она может непреднамеренно стать проциклической.

Квазирыночный характер российской экономики объясняет необычность ее реакции на многие стандартные меры фискальной и монетарной политики. Так, давно доказано, что уменьшение государственных расходов может обусловить снижение выпуска продукции, соответственно налоговых поступлений, но не до такой степени, чтобы увеличить или хотя бы оставить прежним уровень дефицита госбюджета. Сокращение госрасходов способно приводить к расширению масштабов неплатежей и повышению степени неликвидности реального сектора, а потому и к значительному большему снижению налоговых поступлений. В нынешних условиях существует опасность возникновения порочного круга: снижение государственных расходов - рост дефицита бюджета.

Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией. Она заключается в уменьшении совокупного спроса посредством сокращения государственных расходов, повышения налогов или некоторого сочетания этих двух мер. В данном случае уменьшение государственных расходов на 5 млрд дол. или повышение налогов на 6,67 млрд дол. (= сокращению потребления на 5 млрд дол.) сдерживает инфляцию спроса.

Со второй половины 80-х годов и до настоящего времени правительство, как правило, отказывалось от дискреционной фискальной политики из-за значительного структурного дефицита, или дефицита при полной занятости (см. рис. 12-5). Выборные политики считают, что в подобных условиях увеличение государственных расходов или снижение налогов экономически нежелательно. На сокращение дефицита, практически независимо от состояния экономики, нацелены такие меры, как повышение налогов и уменьшение государственных расходов. Таким образом, в последнее время инструментом стабилизации экономики служила не антициклическая фискальная политика, а кредитно-денежная политика ФРС.

Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиции, нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других стран Запада эффективно преодолеть многие трудности 80—90-х гг.

Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт, многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиции, нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других стран Запада эффективно преодолеть многие трудности 80—90-х гг.

ровать совокупный спрос при помощи увеличения денежного предложения может привести лишь к тому, что «избыточные» деньги будут проданы центральному банку в обмен на валюту. Соответственно произойдёт уменьшение государственных валютных резервов, но никакого влияния на совокупный спрос не будет.

С середины 20 в., в период индустриального, а затем и постиндустриального развития, усложнения экономических связей рыночный механизм, особенно в макросфере, начинает давать серьёзные сбои. В этих условиях усиливается роль государства, которое всё больше вмешивается в экономику с помощью антимонопольной политики, регулирования цен и доходов, государственной поддержки частного сектора. Сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования позволило развитым индустриальным странам осуществить технологическую и структурную перестройку в соответствии с требованиями нового этапа научно-технического развития, информатизации и интернационализации хозяйства. В современной России в 1990-х гг. переход от административно-командной экономики к рыночной проходил в форме поспешной приватизации и отказа от государственного управления экономикой (шоковая либерализация цен, открытие национального рынка для внешней конкуренции, резкое уменьшение государственных инвестиций и т. д.). Фактически государство отказалось от регулирования развития реального сектора экономики. Роль государства в экономике стала ограничиваться только регулированием денежной массы монетаристскими методами. В результате уход государства от экономического регулирования привёл к широкому распространению мафиозно-теневых связей и отношений.


Первая дробь характеризует прибыль, полученную сегментом на 1 долл. выручки (рентабельность продаж) (ПоР), вторая — оборачиваемость инвестиции (ОИ). И:, формулы (II) видно, что увеличение объема реализации само по себе не ведет к росту ПнИ. В то же время уменьшение инвестиций (или увеличение прибыли) при прочих равных условиях увеличит показатель ПнИ. Формула (II) позволяет менеджеру определить, как повлияет на значение ПнИ принятие решения, следствием коiорт о является изменение показателей прибыли на рубль реализации и оборачиваемости инвестиции.

Первая дробь характеризует прибыль, помученную сегментом на 1 долл. выручки (рентабельность продаж) (ПоР), вторая — оборачиваемость инвестиции (ОИ). И:, формулы (II) видно, что увеличение объема реализации само по себе не ведет к росту ПнИ. В то же время уменьшение инвестиций (или увеличение прибыли) (три прочих ранных условиях увеличит показатель ПнИ. Формула (II) позволяет менеджеру определить, как повлияет на значение ПнИ принятие решения, следствием коюро! о является изменение показателей прибыли на рубль реализации и оборачиваемости инвестиций.

Дивиденды, выплачиваемые дочерней компанией за счет прибыли, полученной до объединения (например, при поэтапном объединении), материнская компания не должна рассматривать как доход, а должна относить на уменьшение инвестиций.

ется соответствующая доля прибылей инвестируемого предприятия, а полученные дивиденды относятся на уменьшение инвестиций.

2) часть чистой прибыли инвестируемой компании инвестор записывает на увеличение, а убытки — в уменьшение инвестиций;

3) получаемые дивиденды инвестор относит на увеличение денежных средств и уменьшение инвестиций.

Уменьшение инвестиций по методу долевого участия на сумму причитающихся дивидендов 40x0,23=9,2 9,2

Кроме того, уменьшение оборотного капитала, неизбежно сопровождающее сокращение производства в фазе понижения, представляет собой еще один элемент дезинвестиций, который может быть очень значительным, и, как только спад конъюнктуры начинается, это оказывает сильное и прогрессирующее влияние в сторону понижения. В начальной стадии типичного кризиса, вероятно, будут производиться инвестиции в растущие запасы, что будет частично компенсировать сокращение оборотного капитала. В следующей фазе в течение короткого времени может происходить одновременно сокращение и запасов, и оборотного капитала. После того как будет пройдена самая низкая точка падения, вероятно, будет происходить дальнейшее сокращение запасов, которое частично ослабит эффект возобновления вложений в оборотный капитал. И наконец, когда наступит всеобщее оживление, оба упомянутых фактора будут одновременно благоприятствовать инвестициям. Именно на фоне этих явлений нужно исследовать дополнительное и усиливающее воздействие колебаний в размерах инвестиций в производство товаров длительного пользования. Если уменьшение инвестиций этого типа дает толчок циклическому движению, то будет мало оснований для их роста до тех пор, пока не будет пройдена какая-то часть этого цикла (131)

дополнительное и усиливающее воздействие колебаний в размерах инвестиций в производство товаров длительного пользования. Если уменьшение инвестиций этого типа дает толчок циклическому движению, то будет мало оснований для их роста до тех пор, пока не будет пройдена какая-то часть этого цикла (131) .

Теперь рассмотрим объем производства в 450 млрд дол., который ниже равновесного (строка 5 в табл. 9-4). Поскольку домохозяйства сберегают 15 млрд дол. из своего РД в 450 млрд дол., их потребление составляет 435 млрд дол. Фирмы планируют инвестиции в размере 20 млрд дол., поэтому общие расходы равны 455 млрд дол. Объем продаж превышает объем производства на 5 млрд дол. Такая ситуация возникла в связи с незапланированным сокращением товарных запасов. Фирмы недо-вложили в товарные запасы 5 млрд дол. (столбец 7 в табл. 9-4), что не было предусмотрено заранее. Еще раз отметим, что фактические инвестиции составляют 15 млрд дол. (20 млрд дол. запланированных инвестиций минус 5 млрд дол. непредусмотренных, или внеплановых) и равны 15 млрд дол. сбережений, хотя плановые инвестиции превышают последние на 5 млрд дол. Это незапланированное уменьшение инвестиций в товарные запасы из-за превышения объема продаж над объемом производства станет стимулом для фирм к увеличению ВВП путем расширения производства.

В то же время, уменьшение инвестиций в данные отрасли хо-


Увеличивают количество Увольнять работников Увольнение персонала Увольнении работников Убедительно доказывает Удельными капитальными Уделяется проблемам Удержание потребителей Удорожанию себестоимости Удовлетворяет следующим Удовлетворяли требованиям Удовлетворять требования Удовлетворяющие ограничениям вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика