Унификации документов



В последней четверти XX века во многих экономически развитых странах мира усилилось внимание к проблеме унификации бухгалтерского учета в международном контексте. Основная причина состоит в постоянно возрастающем уровне международной интеграции в сфере экономики. Развитие

Сразу же подчеркнем, что нестыковка моделей бухгалтерского учета носит глобальный характер, а ее нивелирование осуществляется в рамках решения проблемы унификации бухгалтерского учета. Эта проблема разрабатывается учеными и практиками уже в течение многих лет, и постепенно были сформулированы основные принципы и подходы к ее решению. К настоящему времени наибольшую известность получили два подхода: гармонизация и стандартизация (см. [Ковалев, 1997]). Эти подходы изначально различались как по заложенной в них идеологии, так и по принципам реализации, однако в последние годы нередко оба термина используются либо как синонимы, либо как взаимодополняющие понятия.

В результате интенсивной работы по унификации бухгалтерского учета в условиях перехода экономики на рыночные отношения все организации, объединения и другие юридические лица, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений), используют новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Так, в 1917 г. Американской ассоциацией присяжных бухгалтеров по поручению Федеральной комиссии по торговле был подготовлен проект унификации бухгалтерского учета. После утверждения он был передан в Совет управляющих Федеральной резервной системы США. Пересмотренная версия была выпущена в 1929 г. FRB действует от имени банков США, и можно сказать, что эти первые унифицированные отчетные формы полностью поддерживались банкирами. Требования унификации сводились к оценке запасов (по наименьшей из оценок — себестоимости или рыночной стоимости), отражению общезаводских накладных расходов, непредвиденных расходов (экстраординарных статей), использованию показателя чистой выручки и бухгалтерской трактовки скидок и принципа существенности.

В 1939 г. Комитет по методам бухгалтерского учета Американского института бухгалтеров (AIA) приступил к изданию бюллетеней, содержащих предложения по унификации бухгалтерского учета и аудита. Всего было выпущено 42 бюллетеня. Кохлер [12, с. 34] отмечает:

Два последних десятилетия отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне организаций (предприятий), акционерных обществ и т. п.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

Во-вторых, содействие процессу унификации бухгалтерского учета путем сокращения количества альтернативных бухгалтерских подходов, разрешенных международными стандартами бухгалтерского учета.

Как уже было сказано ранее, развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию понимания и применения в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т.п. Именно поэтому в процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

Данный вопрос, по мнению аналитиков, можно решать двумя различными способами. Одни обосновывают необходимость унификации бухгалтерского учета (единый план счетов и одинаковый регламент их ведения) и налогообложения. Другие полагают, что организации, полностью финансируемые из бюджета, — особая категория налогоплательщиков и для них необходимо создавать особые методики учета, исчисления и порядок уплаты налогов. Возникает вопрос — каким образом специфику взаимоотношений этих организаций отразят разрабатываемые Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике в России и проект Налогового кодекса, провозглашающие принцип унификации и стандартизации информации? Очевидно, станет необ~ холимым отражать в них и все нюансы отраслевой деятельности, региональную специфику, зависимость финансово-хозяйственных показателей от местоположения субъекта (затраты на севере страны на порядок выше таких показателей на юге страны и т. д.). Эти вопросы остались в 1997 г. открытыми. Производственная и непроизводственная сферы, хотя и отличаются спецификой деятельности, должны находиться в одинаковом положении, особенно по налоговым обязательствам. Вот почему так важно сосредоточение законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению на решении методологических проблем. Законопроект Налогового кодекса, напротив, разъединяет бухгалтерский и налоговый учет, сосредоточиваясь на технической стороне исчисления налогов [2]. На практике фискальный интерес прослеживается во всем, и наиболее четко он выявляется при корректировках показателей первичной бухгалтерской отчетности. Это закрепляет в проекте Налогового кодекса статья 183 «Методы ведения налогового учета» (глава 14). В соответствии с ней за налогоплательщиками закреплено право «выбирать и использовать метод начислений либо кассовый метод ведения налогового учета» [1, с. 184]. К сожалению, из данной записи нельзя понять, что скрыто за термином «налоговый учет», поскольку в законопроекте не определены методы организации налогового учета, порядок его информационного обеспечения и ведения, а также его место во всей системе бухгалтерского учета.

В результате интенсивной работы по унификации бухгалтерского учета все предприятия, объединения, организации и другие юридические лица независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) используют новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.


3. Определите, в чем заключаются общие требования к унификации документов.

Работа по унификации и стандартизации проводится и за рубежом. Стандартизацией документов в течение длительного времени занимаются национальные организации по стандартизации ряда стран, а также различные международные организации. Национальные стандарты на документы существуют в Германии, Бельгии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Болгарии и других странах. В работе по унификации документов, в частности внешнеторговых, принимают участие более десяти международных организаций, в том числе Комитет по развитию внешней торговли Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК), Международная организация стандартизации (ИСО) и др.

11. Как вы понимаете процесс унификации документов?

Положения о службе делопроизводства разрабатываются на основе типовых, которые содержат максимальный набор функций службы. При разработке индивидуальных положений конкретизируется состав задач и функций службы в зависимости от реальных условий ее деятельности. Например, к типовым технологическим функциям могут быть добавлены функции прогнозирования развития документационного обеспечения, унификации документов, методического руководства постановкой делопроизводства в структурных подразделениях и др. И наоборот, в конкретном положении возможно исключение из типовых функций тех, которые в данной организации не выполняются делопроизводственной службой или закреплены за другими структурными подразделениями.

и унификации документов ...., .............1^

НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ ДОКУМЕНТОВ

Направления классификации, стандартизации и унификации документов ______25

«Международное сотрудничество по вопросам стандартизации в области документации, классификации и кодирования информации, унификации документов осуществляется национальными службами

организации и о наличии резервов повышения эффективности, главным образом за счет стандартизации и унификации документов и автоматизации операций, производимых с документами и информацией.

Работа по унификации и стандартизации проводится и за рубежом. Стандартизацией документов в течение длительного времени занимаются национальные организации по стандартизации ряда стран, а также различные международные организации. Национальные стандарты на документы существуют в Германии, Бельгии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Болгарии и других странах. В работе по унификации документов, в частности внешнеторговых, принимают участие более десяти международных организаций, в том числе Комитет по развитию внешней торговли Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК), Международная организация стандартизации (ИСО) и др.

С позиций, выработанных во ВНИИС и развиваемых в МГИАИ, рассматривается проблема унификации документов управления1.


Удовлетворяются требования Удовлетворены потребности Удовлетворения информационных Удовлетворения определенных Участники переговоров Удовлетворения рыночного Удовлетворения требований Удовлетворение конкретных Удовлетворение покупателя Удовлетворение различных Удовлетворении потребности Удовлетворению требований Удовлетворить потребности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика