Управленческой отчетности



Однако, широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Более подробно мы остановимся на этом в гл. 2, но сейчас можно лишь сказать, что нет единого мнения и по вопросу о том, что это за управленческие функции, однако, чаще всего эти разногласия объясняются различиями семантического характера. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.

При проектировании организации особое значение приобретает анализ еще одной пары связей — формальные и неформальные. Термины «формальный» и «неформальный» появились в управленческой литературе после описания известного Хоуторнского эксперимента.

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

Технологии осуществления реформы. Наверное, главная «технологическая» проблема связана с решением вопроса о том, необходимо ли создавать постоянный «центральный комитет» (в данном случае дело не в названии управляющего органа). В управленческой литературе существует мнение, что новые особенности «постмодернистской» социальной реальности требуют отказа от таких формальных и постоянных структур как чего-то устаревшего и нежелательного. Высказываются, например, такие аргументы, что постоянный комитет по контролю над осуществлением реформы довольно быстро может «переродиться» в отдел по согласованию интересов сторон. Другое опасение связано с тем, что такой орган может иметь склонность к навязыванию, например, районным управам какого-то одного образца действий. По нашему мнению, нет достаточных оснований для вынесения определенных и категорических суждений по этому вопросу: проблема требует дальнейшего изучения.

Еще одним типом предприятий, практически не описанным в классической управленческой литературе, но хорошо известным на «незрелых» рынках, является фирма — интегрированный монополист (рис. 19.9).

Технологии осуществления реформы. Наверное, главная «технологическая» проблема связана с решением вопроса о том, необходимо ли создавать постоянный «центральный комитет» (в данном случае дело не в названии управляющего органа). В управленческой литературе существует мнение, что новые особенности «постмодернистской» социальной реальности требуют отказа от таких формальных и постоянных струюур как чего-то устаревшего и нежелательного. Высказываются, например, такие аргументы, что постоянный комитет по контролю над осуществлением реформы довольно быстро может «переродиться» в отдел по согласованию интересов сторон. Другое опасение связано с тем, что такой орган может иметь склонность к навязыванию, например, районным управам какого-то одного образца действий. По нашему мнению, нет достаточных оснований для вынесения определенных и категорических суждений по этому вопросу: проблема требует дальнейшего изучения.

В последние годы в американских корпорациях значительное внимание уделяется совершенствованию управления материальными ресурсами с помощью ЭВМ и специализированных информационных систем. Совокупность процедур такого рода, объединенных в систему, получила в управленческой литературе название системы «планирования потребности в материалах» (Materials Reguirement Planning) или системы «планирования и управления материальным потоком» (Logistics Planning System).

В управлении термин «эффективность» не только одно из наиболее часто употребляемых слов, но и слово, которым более всего злоупотребляют. В самом широком смысле оно служит практически синонимом «рациональности» (это то значение, к которому неизбежно тяготеют «апологеты» эффективности, т. е. те, кто убежден, что эффективность — это критерий для оценки управления). Об «эффективности» или «неэффективности» зачастую говорится в тех случаях, когда в действительности подразумевается оценка конкретных ценностей. По мнению Саймона, термин «эффективность» в управленческой литературе может означать экономию (сокращение расходов), или просто использоваться как одобрение, или часто применяется и в более специальном смысле, а именно в том, который обычно подразумевают экономисты, когда говорят об эффективности (соотношение между результатами и издержками). Саймон постарался определить, в какой мере этот критерий эффективности ведет (или не ведет) к тем же управленческим решениям, что и более широкий критерий рациональности. Этот анализ поможет понять, чем действительно занимаются администраторы (руководители), когда пытаются максимизировать эффективность, и какое воздействие это оказывает на организацию. Должны ли администраторы применять критерии эффективности и в какой мере — это вопрос ценностей, ответ на который лежит за пределами науки об управлении.

В управленческой литературе существует множество определений понятия «процесс управления» в зависимости от выбранного того или иного ключевого момента.

Первый этап — установление параметров организации, по сравнению с которыми будут оцениваться ее деятельность и направления дальнейшего движения. В управленческой литературе они рассматриваются как стандарты, нормы, планы, критерии или, обобщенно, как конкретные цели, динамика которых поддается измерению. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности:

Главным элементом, лежащим в основе менеджмента, является профессиональный характер управленческой деятельности. Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах1. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер необязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. В управленческой литературе менеджер организации2:


Такие отчеты необходимы, поскольку организация отчитывается перед различными государственными органами. В России бухгалтерам-аналитикам, ведающим управленческим учетом, будет трудно отказаться от традиционного бухгалтерского учета. Предприятия, которые перейдут к принципам внутренней управленческой отчетности, добьются успеха. Нельзя вести дела, используя только данные, полученные из системы бухгалтерских счетов.

5. Каждое решение ориентировано на проект в отличие от ориентации на текущий момент или истекший период времени. Отсюда вытекают различные показатели прибыльности и различные соотношения между показателями управленческой отчетности.

Сметы и отчеты об их исполнении составляют первый (нижний) уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности, разрабатываемой в рамках информационной системы управленческого учета.

Таким образом, отчеты о прибыли, где сопоставляются соответствующие (как правило, контролируемые) величины затрат и поступлений центров прибыли,— это второй уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности.

Таким образом, специальные плановые и фактические аналитические показатели, рассчитываемые для оценки деятельности центров инвестиций, составляют третий уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности в рамках системы учета по центрам ответственности.

Финансовое планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В ходе финансового планирования каждое предприятие всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах предприятия, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.

На базе учета строится динамичная модель функционирования объекта управления. Ее единство проявляется в органической взаимосвязи и взаимозависимости управленческого и финансового бухгалтерского учета и статистики. Они взаимно дополняют друг друга и зачастую используют одну и ту же информацию. Многие формы статистической и управленческой отчетности составляются совместно работниками экономических и бухгалтерских служб (отчеты о себестоимости продующи, по труду и его оплате, объему производства и т. п.).

Постулат Ф. В. Езерского направлен на повышение контроля за достоверностью обрабатываемой информации. Отдельные элементы несистемного контроля применяются и в наши дни. Однако правильное применение описанных постулатов двойной записи, в первую очередь трех основных направлений, позволит исключить ошибки при формировании финансовой и управленческой отчетности.

Аудитор должен оценить и оформить рабочим документом возможности компьютерной системы: гибкость реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения; формирование бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности; осуществление аналитических процедур; расширение функций.

В МСФО характеристике целей финансовой отчетности отводится целый раздел «Цель финансовой отчетности». При этом речь идет именно о финансовой, а не об управленческой отчетности, которая необходима пользователям для принятия решений в отношении фирмы. Финансовые результаты фирмы показывают степень ее устойчивости и прибыльности, при этом не ставится задача достижения ее безубыточности. Финансовая отчетность позволяет внешним пользователям оценить деятельность руководства, но выявление внутрихозяйственных резервов не входит в цели финансовой отчетности, поскольку относится уже к управленческому учету. Не ставится также и цель контроля за соблюдением законодательства, так как эта задача относится к налоговому учету, который в международной практике также отделен от финансового учета.

— управленческая отчетность: качество и достаточность финансовой и иной управленческой отчетности как основы для принятия решений.


Указанных документов Указанных критериев Указанных нормативов Указанных параметров Указанных принципов Указанными организациями Участников хозяйственных Указанная сторонами Указанной продукции Указанное обстоятельство Указанное требование Указанного показателя Указанного законопроекта вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика