Управленческого планирования



Профессора университета в Цукуба дают всесторонний анализ управленческого механизма, обеспечивающего высокую конкурентоспособность японских компаний. Рассмотрены примеры из практики управления в корпорациях «Мацусита» и «Хонда». Впервые даются критерии выполнения внутрифирменной программы, методы контроля, внутрипроизводственного расчета. Рассмотрены процессы технологического обновления, внедрения гибких производственных систем, оперативно-диспетчерского управления.

Управленческий учет объективно составляет необходимую подсистему управления предприятием. Определенная специфика требований аппарата управления к предоставляемой для него бухгалтерской информации заключается в том, что существует обратная связь между характеристиками управленческого механизма предприятия — его организацией, уровневостью, жесткостью, объемом — и вытекающими отсюда задачами и формами бухгалтерских систем. Вопрос можно сформулировать следующим образом: «Как изменение практики и методов внутрифирменного управления влияет на учетно-аналитиче-ское обеспечение управления подразделениями?» Чтобы ответить на него, выясним характер изменений, происходящих в стиле и методах управления предприятиями на Западе за последние десятилетия.

Рассмотрим, например, концепцию создания корпоративной стратегии, которая разработана крупной консультационной фирмой «Artur D. Little» [29]. Она может служить понятийным материалом при стратегическом планировании. Однако надо иметь в виду, что она не учитывает особенностей проведения радикально-экономических реформ в нашей стране, реальное положение субъектов экономики, сложившийся тип управленческого механизма и менталитет

Программно-целевые структуры централизованного типа [47] характеризуются высоким уровнем организованности и четким распределением ответственности, высокой эффективностью управленческого механизма. Недостатком этих структур является неэкономичность при большом количестве целевых программ, вследствие дублирования функциональных и обслуживающих подсистем, отсутствие механизма приоритетности выполнения программ по сравнению с ответственностью за выполнение предприятием обычных планов [78]. Поэтому применение таких организационных форм оправдано для выполнения сложных, дорогостоящих и долговременных программ (атомная энергетика, освоение космоса).

При этом процедуры административно-управленческого механизма в наи-

организационно-управленческого механизма

организационно-управленческого механизма):

Составной частью организационно-управленческого механизма яв-

управленческого механизма реализации стратегии как такового, а также в

Это означает, что плановые директивы разрабатываются на высшем; уровне управления. Здесь определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития фирмы и предпринимаются попытки взаимоувязать все звенья управленческого механизма. Затем на более низких ступенях управления эти цели и задачи конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения, вплоть до дочерней компании и отдельного завода и исполнителя. Это уже чисто технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После соответствующего согласования плановых заданий с конкретными исполни-

1 Многообразие тенденций изменений во внешней и внутренней среде и необходимость их предвидения требуют адекватного управленческого механизма.


Этот тип долгосрочного управленческого планирования развивался исходя из задач улучшения экономических условий и быстрого экономического роста. К тому же управляющие были больше заинтересованы в эффективном обращении и использовании капитала, для того чтобы находиться в числе компаний, искусно приспосабливающихся к сдвигам в экономической •конъюнктуре, чем в решении проблем приспособления к окружающей среде.

Управленческий контроль — это сокращенное определение управленческого планирования и контроля — является средством, с помощью которого контролируется деятельность менеджеров в достижении организационных целей. Этот процесс обеспечивается многими видами управленческих систем, но автор хотел бы выделить систему бухгалтерского учета как основную.

Анализ «затраты — объем — прибыль» (cost — volume — profit analysis or CVP analysis) — это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли, это инструмент управленческого планирования и контроля. Эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать его для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Нормирование труда все чаще используется при решении сложной проблемы определения нормативов времени на обработку и обслуживание в удельном измерении в банках, страховых компаниях, розничных фирмах, правительственных учреждениях, больницах и других предприятиях сферы услуг и обслуживания. Во многих случаях применение такой методики при установлении издержек обслуживания дает возможность впервые на практике решать в подобных организациях вопросы определения границ функциональных сфер, эффективного контроля деятельности и снижения затрат. Хотя в обслуживающих организациях эта методика столь же полезна и необходима для качественного оперативно-управленческого планирования и контроля, как и на производстве, нормативы затрат еще в недалеком прошлом не находили широкого применения в таких организациях.

Анализ «затраты — объем — прибыль» — анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

В книге освещаются методические вопросы разработки и внедрения на российских промышленных предприятиях системы регулярного составления, контроля (мониторинга) и план-факт анализа исполнения сводного бюджета (плана). Предлагаемая методика комплексного управленческого планирования (бюджетирования) построена на основе нового Плана счетов бухгалтерского учета и сложившихся в российских компаниях традициях ведения оперативного учета и управления хозяйственной деятельностью, что обеспечивает возможность ее эффективного практического применения.

Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования. Сводный бюджет фирмы в рыночной экономике так же отличается от техпромфинплана государственного предприятия административно-командной системы, как небо от земли. К сожалению, «взрывной» переход к рыночным отношениям в России начала 90-х гг. не сопровождался адекватным изменением стиля и методов управления бизнесом компании, в том числе в вопросах внутрифирменного планирования. На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы сквозного управленческого планирования (бюджетирования), притом, что технология бюджетного процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия.

В процессе управленческого планирования на промышленном предприятии очень важную роль играет установление сро-

Из вышесказанного вытекает, что наличие лишь одного (краткосрочного либо долгосрочного) бюджета в компании в большинстве случаев негативно сказывается на эффективности управленческого планирования. Опыт передовых западных компа ний свидетельствует о том, что наиболее разумным является применение одновременно двух или даже трех бюджетов, различающихся по своим срокам и целям.

В. Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития (то есть в начале года принимаются всего два бюджета — бюджет развития на 1 год и краткосрочный бюджет на I квартал). После истечения I квартала к «скользящему» бюджету добавляется еще один квартал (I квартал следующего года), после истечения II квартала — II квартал следующего года и т.д. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффективности управленческого планирования на предприятии. Корректировка бюджета развития и принятие очередного квартального бюджета в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного «скользящего» годового бюджета. Так, подвергая ревизии объемы инвестиций в III квартале бюджета развития, управленцы должны знать ситуацию не только до конца года, но и на год вперед (считая с начала этого квар-

Основным недостатком данного варианта составления сводного бюджета является большая степень субъективизма управленческого планирования. Аппарат управления сужается до размеров планово-аналитического отдела при вице-президенте по экономике плюс финансово-экономического управления. В этих условиях объекты планирования (службы производства и сбыта) могут обладать большей информацией о своих реальных возможностях и манипулировать этим обстоятельством — составлять заве-


Указанных нормативов Указанных параметров Указанных принципов Указанными организациями Участников хозяйственных Указанная сторонами Указанной продукции Указанное обстоятельство Указанное требование Указанного показателя Указанного законопроекта Укрепления финансового Укрепления отношений вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика